Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Власть - возможность влиять на поведение других. Руководителю требуется власть, так как он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и вне ее (поставщиков, заказчиков, конкурентов). Эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти: достаточный для обеспечения достижения целей, но не вызывающий у подчиненных чувства обездоленности и отсюда - непокорности.
5 основных форм власти (Френг и Рейвен):
1. Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
3. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг - подчиняться им.
4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики и средства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же
5. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает особыми знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
Теория «X;У» Мак Грегора:
Теория «X» - люди изначально не любят трудиться, избегаю работы; у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение. Контроль и угрозу наказания. Таковы представления о рабочих авторитарного руководителя.
Теория «Y»: Представления о рабочих демократического руководителя - труд - процесс естественный, при благоприятных условиях люди стремятся к ответственности; если люди приобщены к орг-ционным целям, они будут исполнять самоуправление и самоконтроль; приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели; способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал используется частично.
Руководитель: - сосредоточен на человеке; - сосредоточен на работе.
Стили лидерства Лайкерта:
эксплуататорско - авторитарная: работник мотивирован страхом и наказанием, вознаграждение редкость, все решения принимает руководитель, поток коммуникации сверху вниз;
благосклонно-авторитарная: вознаграждение используется чаще, но угроза и наказание - норма, некоторые незначительные решения доверяются исполнителю, но коммуникация однонаправлена;
консультативно-демократическая: исполнителям оказывается некоторое, но не полное доверие, используется награждение и наказание, информация движется вниз и вверх, но все значит решения принимаются наверху;
основанная на участии: руководитель и подчиненный взаимодействуют на основе доверия и взаимной ответственности.
Власть нетипична для всех организаций. В соответствии с этим выделяют три стиля управления .
1. Автократический. Вся власть сосредоточена в руках руководителя, он принимает все решения лично под свою ответственность, отдает распоряжения подчиненным и осуществляет жесткий формальный контроль. В такой организации проявление инициативы подчиненными не разрешается, Достоинством являются быстрота и четкость выполнения заданий.недостатком является снижение работоспособности рабочего коллектива, их заинтересованности в труде.
2. Демократический.построен на взаимном сотрудничестве, наличие горизонтальных связей среди персонала. В такой организации заметно растут квалификация и преданность персонала, что определяет развитие трудовых отношений, трудовой дисциплины и характер трудовой деятельности.
3. Либеральный стиль: невмешательство руководителя в работу персонала, вследствие чего работникам предоставлена большая свобода, чем они могут злоупотреблять, оказывая давление на руководство.
Несмотря на столь дифференцированные взгляды на власть, принято считать, что демократический стиль наиболее приемлем для современной организации.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 333.