При рассмотрении моделей управления обычно выделяют два их вида: японскую и американскую. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности. Американская модель утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели. Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство, для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.
Японская модель Американская модель
2. Цели фирмы
Обеспечение роста прибыли и благосостояния
всех работников фирмы Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков
3. Организационная структура управления
Фирма состоит из автономных в коммерческом
плане отделений Высока роль функциональных
служб в штаб-квартирах Использование
проектных структур управления Корпорация состоит из автономных отделений Использование матричных структур управления
4. Наем и кадровая политика
Широко используется труд выпускников вузов
и школ Переподготовка и обучение внутри
фирмы, без отрыва от производства
Продвижение по службе с учетом выслуги лет
Оплата труда в зависимости от возраста и стажа
работы в фирме Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, сдача экзаменов на должность Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов работника
5. Организация производства и труда
Основное внимание уделяется цеху —
низовому звену производства Используется
система «точно вовремя» Обязанности между
работниками строго не распределены
Работники выполняют различные виды работ в
зависимости от ситуации; девиз — «действуй
по обстановке» Основное внимание уделяется адаптации с внешней средой Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации
6. Стимулирование работников
При благоприятном финансовом положении премии
выплачиваются два раза в год (каждый раз по два
три месячных оклада) Выплаты и льготы из
социальных фондов: частичная или полная оплата
жилья, расходы на мед страхование и обслуживание,
отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу
транспортом фирмы, организации коллективного
отдыха и др. Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы
7. Внутрифирменное планирование
Внутрифирменные отделения имеют планы на три
года, включающие в себя инвестиционную политику
и мероприятия по внедрению новой техники, а также
перспективные планы на 10— 15 лет. Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года
8. Финансовая политика
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им
самостоятельно Прибыль направляется на ра-Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями Расширение производства за счет
ционализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования Широкое привлечение заемных средств покупки (поглощения, слияния) других корпораций Самофинансирование корпораций
Дата: 2019-04-23, просмотров: 357.