Экономическая конкуренция и монополистическая деятельность. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкуренция является разновидностью социального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее, но не может заменить самой конкуренцию.

Различают следующие основные типы монополий.

1. государственные монополии;

2. естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством Российское Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т. д. Эти монополии устанавливаются в порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» и др.).

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Антимонопольное законодательство -- разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;2) ограничение использования монопольной власти.

Система правового регулирования конкурентных отношений может быть представлена следующими нормативными актами.

1. Конституция РФ.

Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.

2. Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Закон регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных финансовых услуг.

4. Федеральный закон N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

* прямое регулирование цен; * налогообложение; * регулирование естественных монополий.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.