Парламент и исполнительная власть в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российская Федерация – правовое, светское, социальное, демократическое государство, с полу-президентской (?) республиканской формой правления. В РФ – романо-германская правовая система.  

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Члены государственной думы избираются всеобщим тайным, голосованием по смешанной избирательной системе. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам; 225 – избирается по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение или избирательный блок. 

Перечень обязанностей и прав Федерального Собрания, Государственной Думы и Совета Федерации указанны в статьях 101 – 109 Конституции РФ. В принципе не отличается от перечня прав и обязанностей парламента в иных президентских республиках, и перепечатывать их смысла нет, но стоит выделить те, которые посвящены процессу принятия законов и праву вето президента. Тем более что эти нормы подвергались разбору в конституционном суде. Не углубляясь в подробности, вопроса вокруг статьи 107 Конституции РФ, заметим, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 22апреля 1996 года подтвердил усложненный порядок преодоления вето президента. Т.е. принял решение в пользу усиления президентской власти[24]. 

Как и следует быть в президентской республике, правительство ответственно исключительно перед президентом. Парламент может объявить правительству вотум недоверия, но под риском быть распущенным, (вотум недоверия будет подтвержден в течение трех месяцев, президент может по выбору или распустить парламент или отправить правительство в отставку).

Т.е. правительство хоть и несет ответственность перед, парламентом, но как следует из нормы указанной в статье 116 Конституции РФ: «Перед вновь избранным президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает с себя полномочия». Т.к. перед вновь избранным парламентом, правительство не складывает полномочия, то можно сделать вывод, что полномочия правительству делегирует именно президент. Парламент, всего лишь дает свое согласие. Так же, как следует из нормы заложенной в части 4, статьи 112 Конституции РФ, после трехкратного отклонения кандидатуры премьера парламентом, президент вправе, назначить Председателя Правительства, а парламент распустить, назначив новые выборы в парламент.  

Судебная власть

Как следует из всех рассмотренных конституций, нормативных актов и доктринальных источников, система «сдержек и противовесов» уравновешивается в основном за счет взаимной борьбы интересов (можно сказать прав и обязанностей) власти исполнительной и власти законодательной. Но что же власть судебная?

Власть судебная, действительно не несет такого определяющего объема власти, как парламент или правительство, но вместе с тем основополагающие принципы правового государства невозможны без качественно работающей, продуманной и независимой судебной власти. Зачастую, власть судебная выступает неким арбитром между властью законодательной и судебной, следя, что бы полномочия этих двух ветвей оставались в рамках предусмотренных конституцией. Именно такую роль играет Конституционный Суд РФ, который нас интересует в первую очередь, поскольку рассматриваемая нами тема касается в первую очередь государственного права. Основные принципы Судебной власти заложены в статьях 118-124 Главы 7, Конституции РФ. Полномочия и состав Конституционного Суда РФ определенны в статье 125 Конституции РФ. А также в Федеральном Конституционном Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Закон этот мы также не будем приводить в целях экономии времени, но упомянем об принципиально новых нормах, выгодно отличающих судебную власть РФ, от судебной власти СССР.

Самая первая – это независимость, судей в вынесении решений. Судья неподотчетен никому. Он выносит свои решения, ориентируясь исключительно на законы РФ или на правовые принципы, заложенные в Конституции РФ. Это весьма выгодно отличает, от судебной власти в СССР, решения которой нередко зависели от директив, полученных сверху, по партийной линии.  

Несменяемость судей. Судьи не избираются и не зависят от органа избравшего их. Назначением на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного суда находится в сведении Совета Федерации (пункт ж части 1 статьи 102 Конституции РФ) Приказ о назначении судей подписывает Президент РФ. 

Основные изменения, появившееся, у Конституционного Суда в связи с принятием в 1994 г. Федерального конституционного Закона о Конституционном Суде:  

Суд не располагает правом законодательной инициативы в неограниченном объеме, как это было раньше, а только по вопросам относящимся к его ведения; Суд лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать объективность и беспристрастность его деятельности; Суд не может направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности с вытекающими отсюда обязательствами для парламента, а равно направлять представления компетентным органам и должностным лицам, которые обязывали их информировать Суд о принятых мерах по устранению нарушений норм Конституции.

В целях деполитизации деятельности Суда из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политических парий и общественных организаций. Т.е. применен принцип, согласно которому правосудие должно быть отделено от политики. Тем ограничивается возможность перевода политических вопросов в правовые. Также Суд в любой ситуации, особенно отягощенной политическими катаклизмами и открытой борьбой за власть, рассматривает каждый вопрос и выносит по нему решение в рамках и форме судебного разбирательства, будучи связан процессуальными нормами, действуя коллегиально и основываясь только на принципах и установлениях права. Все другие способы принятия решений (в узком составе, в срочном порядке, без соблюдения процедуры и т.п.) недопустимы и антиконституционны.  

Исключить прямое вторжение Конституционного Суда и его членов в политику и тем самым обеспечить его подлинно независимый статус и престиж объективного арбитра в правовых спорах – этой цели по новому закону служит запрет судье состоять членом политической партии или движения, вести политическую пропаганду, участвовать в избирательной кампании, присутствовать на съездах и конференциях и т.п. 

К числу новых полномочий, присутствующими в Законе от 1994г. относятся и следующие: право осуществлять толкование Конституции; рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод; рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле. Также устанавливается «открытый перечень» субъектов права жалобы: их круг может быть расширен, если это предусмотрено федеральным законом. Определяя юридическую силу Конституционного Суда, Закон о Конституционном суде исходил из следующих принципов:  

Решения Конституционного суда являются общеобязательными. Статья 6 Закона гласит: «решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».

Решения Конституционного Суда являются окончательными и обжалованию не подлежат; юридическая сила решения Конституционного Суда об антиконституционности закона не может быть преодолена принятием повторным принятием аналогичного акта.

Решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения; в ст. 80 закона, о сроках исполнения решений принцип незамедлительного действия устанавливается и для их исполнения, если иные сроки специально не оговариваются в постановлении Конституционного Суда. Решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.   

Дата: 2019-05-29, просмотров: 154.