Прежде всего, необходимо заметить, что государственный режим категория динамичная, в отличие от статичных – формы государственного устройства и правления. И если формы государственного правления показывают именно форму, то термин государственного правления показывает внутреннюю направляющую государства.
Как уже было указанно, государственный режим – это обобщенная характеристика форм осуществления государственной власти. Или говоря проще способы властвования государства.
В чем выражаются эти самые способы? Перед перечислением этих способов и методов, надо подчеркнуть их основную черту – это реальность. Если декларируемые конституционные нормы не имеют дальнейшего развития в законодательстве, они так декларируемыми и остаются.
Итак:
1. Разделение властей и закрепленная в конституции система сдержек и противовесов. А именно: в конституции (как правило) декларируется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. В последующих главах раскрывается, как именно осуществляется это разделение – формирование и полномочия парламента, выборы и полномочия главы государства; формирование правительства, судебной власти и их полномочия. Все вышеприведенные данные позволяют судить о форме государства и о его государственном режиме.
2. Но основной определяющей является степень выражения доктрины прав человека. В новейших конституциях, глава о правах человека, как правило, идет одной из первых, что позволяет, хоть и субъективно разглядеть приоритеты. Например: конституция России – Глава-2, Германии – глава 1, Японии – глава –3, Испания – раздел 1 глава – 2, Швейцарии (1999 г.) раздел 2 глава 1. Но не везде так. Например, в старейшей конституции США 1787 г. – нормы прав и свобод были вообще не указаны, и были добавлены в конституцию путем принятия поправок, спустя четыре года, получивших название Билля о правах. Также доктрина прав человека не закреплена в Конституции Франции 1958г., хотя в ней имеются ссылки на преамбулу к Конституции 1946г и Декларацию прав человека и гражданина от 1789г.
Классификация государственных режимов
Признаки классификации государственных режимов
Даже беглое рассмотрение всех классификаций видов государственных режимов, позволяет сделать вывод, об их крайне неудовлетворительном состоянии. Особенно это касается терминологии и признаков, по которым проводится классификации. Ну, право же, это несерьезно, проводить классификацию по географическому признаку (государственные режимы Запада – Востока), по признаку экономического или политического развития, по характеру духовной жизни. А чего стоит терминология! Демократический, недемократический, полу демократический, демократический с элементами авторитарного, полу- авторитарный, авторитарный, тоталитарный и т.д. Классификация сводится к перечислению чуть ли не индивидуальных черт, с добавкой что, «и этот режим в определенных государствах, может варьировать в ту или иную сторону с учетом национальных особенностей». Принцип классификации должен же быть прост и эффективен как двоичный код.
Наибольшее распространение получила следующая классификация государственных (политических) режимов:
1. Демократический – режим с полным обеспечением прав и свобод человека.
2. Авторитарный – политические права и свободы человека, ограниченны в пользу государства.
3. Тоталитарный – политические права и свободы человека практически полностью поглощены государством.
Одной из детерминирующих демократического режима, выступает, как ни странно наличие свободной рыночной экономики. Следующей и вытекающей этого, является доктрина прав и свобод человека, разделение властей и т.д.
Тема взаимосвязи частной собственности (особенно частной собственности на землю) и государственных режимов, весьма богатая и приятная, но несколько удаляющая нас от основной задачи, а именно – сравнения государственных режимов объектов. Поэтому, мы воспользуемся ею в выводе и только для примеров.
Но нашей целью является сравнение, что мы будем сравнивать конкретно?
Исходя из метода постепенных приближений, мы рассмотрели государства в целом, формы правления и государственные режимы. Мы классифицировали формы государственного правления на монархии и республики. Государственные режимы на : демократические, авторитарные, тоталитарные. Каждый из объектов исследования попадает, под какой ни будь из этих видов. Расчленим тогда государственные режимы, как явление права, на отдельные институты, и сравним их у объектов.. Это будут такие конституционные институты, как: институт избирательного права; статус парламента; судебной власти; исполнительной; институт прав и свобод человека. Итак:
Институты выборов.
Демократический режим – характеризуется политической свободой граждан. Свободой выбирать и быть избранным. Свободой выражения мнений, как во время выборов, так и после. Гарантией государства, на равные условия при выборах. В выборах всегда присутствует элемент соревновательнности и борьбы. Это довольно интересно, хотя сложно согласится с мнением М.В. Баглая, когда он говорит о том, что «выборы, таким образом, – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление[18]». Если слова о празднике сами по себе выглядит странновато, то желание справедливого правления – настолько спорный вопрос, что в целях экономии времени не будем его поднимать.
Выборы в парламент, как правило, проводятся в борьбе между партиями. Партия политическая – организованная группа лиц, ставящая своей целью активного оказывания влияния на публичную власть. В первую очередь различают партии законные и незаконные. Партии не имеющие государственной регистрации признаются незаконными и подлежат роспуску. Также роспуску подлежат партии занимающиеся деятельностью подрывающей конституционные основы государства. В конституциях некоторых государств, указываются конкретно некоторые партии, существование которых запрещено.
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин избирательная система имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку к порядку определения результатов голосования. В этом смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, вторая – распределение мандатам по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства), когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов + один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем считается тот, кто получил голосов просто больше чем любой другой кандидат. В рамках этих основных систем в каждой стране существует весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему. Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же, вся совокупность норм и правил, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное - право быть избранным.
Понятия избирательная система носят собирательный характер. В РФ, например, они, включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избирания соответствующих органов государственной власти:
1. Порядок избрания президента РФ;
2. Порядок избрания депутатов Государственной Думы;
3. Порядок избрания глав администраций субъектов РФ;
4. Порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;
5. Порядок избрания субъектов органов местного самоуправления.
Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источников права.
Статус и полномочия парламента, в демократических странах весьма, различен. В недемократических же, они предстают в урезанном виде. Если вообще имеют место. Но если говорить о демократических странах, то основное, так сказать, стержневое различие между статусами парламента состоит в принципе избрания главы государства (формирования кабинета министров, соответственно) и объемом полномочий которые поделили между собой власть исполнительная и власть законодательная. Ибо основы, как государственного режима, так и формы правления, закладываются именно в отношениях имеющих место между парламентом и правительством.
Поскольку все рассматриваемые страны – демократические по определению, то полномочия парламента и правительства в них различаются в зависимости и от формы правления и от приверженности к традиции), о не мешает, однако их правовой эволюции).
Парламент и правительство Великобритании:
Несмотря на то что, парламент Великобритании считается двухпалатным, некоторые авторы склонны признать его скорее однопалатным, поскольку выборы производятся только в нижнюю палату (которая, по сути, и занимается законотворчеством – принятием статутов)[19], а права верхней настолько урезаны, что ее влияние на законотворческую имеет место лишь как влияние Верховного Суда (т.е. в области прецедентого права).[20] Если отвлечься от монархии, и от некоторых традиционных институтах государственного права Великобритании, то ее можно было бы назвать «парламентской республикой, с однопалатным парламентом и англосаксонской правовой системой». Правительство Великобритании формируется, одной из двух, победивших на выборах партий. Причем правительство обладает довольно большими полномочиями в области законодательства. Так называемое делегированное законодательство по числу принимаемых документов в 18 раз превышает законодательство парламента, из-за чего создается впечатление, что полномочия парламента сильно урезанны в пользу правительства. Достаточно сказать, что законы в области финансов, которым традиционно в Англии придают особое значение, большей частью делегированы правительству. Но вместе с тем, нельзя забывать, что как в каждой парламентской республике (монархии) правительство является прямым следствием парламента. Т.е. наиболее важнейшей функцией парламента является формирование правительства, а большую часть остальных функций на себя берет правительство. Правительство по существу контролирует работу парламента, составляя повестку дня сессий, определяя процедуру заседаний, время дебатов и т.д[21].
Само правительство имеет около 100 членов, но, как правило, никогда не собирается в полном составе. Вместо этого действует более узкий орган – Кабинет, куда Премьер-министр включает 20-23 наиболее влиятельных министров. А также, Премьер-министр образует внутри Кабинета, еще более узкий орган – «внутренний кабинет» из трех-пяти наиболее доверенных членов Кабинета. Решения правительства на практике принимаются кабинетом или даже внутренним Кабинетом, причем без голосования.
Деятельность кабинета в отличие от деятельности парламента носит закрытый характер. Акт о государственных документах 1967г. запрещает ознакомление общественности с государственными документами в течение 30 лет.
Сами члены правительства образуют четыре группы: 1) главы отдельных министерств; те из них кто возглавляет наиболее старые традиционные министерства, именуются государственными секретарями; 2) министры без портфеля и носители различных традиционных должностей (лорд-председатель Совета, лорд- хранитель печати и т.п.)Третья группа – государственные министры, которые являются заместителями министров, возглавляющих наиболее крупные министерства. Наконец, четвертая группа – младшие министры, или парламентские секретари, обеспечивающие связь министров с Парламентом.
Естественно, что, как и в любой парламентской республике (монархии) правительство ответственно перед парламентом. Но тут есть маленькая деталь. В двадцатом столетии отказ правительству в доверии, применялся дважды в 1924 и 1979 г. Но примерно столько же легислатур работали в течение всего отпущенного законом срока. Остальные были распущены раньше срока. Это тенденция. Что и позволяет увидеть, в каком именно органе власти, сконцентрировалась власть в большем объеме.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.