Как ни странным это покажется, но термин форма государственного правления, в наше время уже морально устарел. Давайте вспомним, когда стала вырабатываться доктрина форм государств. Разумеется в Античности, греки: Платон, Аристотель и пр. в Риме - Цицерон и др., в Возрождение – Макиавелли, Новое Время – Локк, Монтескье, Руссо. Выделялись три правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, демократия, и три соответственно неправильные: деспотия (она же тирания), олигархия и охлократия. Причем такой уважаемый автор, как Н. Макиавелли, утверждал, что все шесть форм дурны: первые три в силу своей кратковременности, три последних в силу своей злокачественности. Несмотря на то, что Макиавелли был, подобно Туллию, убежденным республиканцем, он выступал за смешанные формы правления, с крепкой централизованной властью. Ведь государство, по Макиавелли, есть само по себе благо, в случае, если оно управляется мудро и крепко. В противном – стране угрожают неисчислимые бедствия. Это, довольно ярко показал Макиавелли в свой Истории и Рассуждениях.
Целью всех исканий было идеальное государство, с такой формой, которая позволила бы избежать тех бед, что приносит тирания. «Кант в свою очередь предложил двухчленную классификацию и противополагает монархии только республику. При этом основной принцип деления – это соединение или разделение властей. Где исполнительная власть обособленна от законодательной – там налицо республиканская форма. Где соединены – там деспотия, в чьих бы руках власть не находилась»[17].
Но сами посудите: тирания, аристократия – термины прошлого, сейчас они не употребляются. Работы, посвященные олигархии вызывают жесткую критику (пример – Михельс), что также позволяет говорить, если не об устарелости этого термина, то о некорректности его использования.
Названия как парламентская монархия, или пожизненный президент – представляются также некорректными. Т.к. парламентская монархия – перестает быть монархией с момента утраты монархом фактической власти, а пожизненный президент – уже не совсем президент. В принципе тут у нас с Кантом имеют место точки идейного соприкосновения. Наличие или отсутствие монарха в государственной системе не играет роли. Личность монарха также несущественна. Прошу прощения за, может несколько, неэтичную метафору, но глубокоуважаемая королева Елизавета – не более чем часть интерьера Букингемского дворца и англосаксонской правовой системы. Термин монархия в данном случае не более чем слово. Можно сказать, даже что монархия может иметь место только в одном случае – если она абсолютная, но поскольку абсолютных монархий нет то, то что, есть – не есть монархии. Сам термин по себе не актуален. С массовым распространением конституций, идеи разделения властей закрепленной в них, а также разработки доктрины прав человека – термин «форма правления» не несет определяющего значения. Ведь действительно, слово монархия, как и слово республика, перестали нести ту определяющую смысловую нагрузку как прежде. РСФСР – была республикой – добрый десяток стран Европы являются монархиями. Объем информации, которую вы получаете из понятия «монархия» или «республика» сейчас весьма мал. Поскольку абсолютизма на данный момент нигде не наблюдается, то эти понятия говорят лишь о степени архаичности и традиционности государственной системы. Ведь не поддается сомнению, что до падения СССР, Французская Республика была ближе к Объединенному Королевству, несмотря на разность правовых систем, и форм правления, чем к СССР.
Что бы закрыть эту тему окончательно, остается привести классификацию форм правления:
Монархии
1. Абсолютная монархия – форма правления при которой монарх обладает всей неограниченной полнотой власти. На данный момент, в процессе социальной эволюции вымерла как вид.
2. Дуалистическая монархия – форма правления при которой имеет место разделение власти. Монарх осуществляет исполнительную (формирует, в частности правительство), парламент – законодательную. Как правило, действия монарха ограниченны конституцией.
3. Парламентская монархия – у монарха отсутствует власть как таковая, правительство формируется парламентом.
Республики
1. Президентские республики – республики, где президент выбирается независимо от парламента (в результате прямых или смешанных выборов), правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Полномочия правительству делегируются президентом, и подтверждаются парламентом.
2. Республики смешанные – республики с правительством двойной ответственности. Президент выбирается в результате прямых или смешанных выборов, формирует правительство, но парламент может выразить вотум недоверия, как отдельному министру, так и всему правительству.
3. Парламентские республики – правительство формируется победившей на парламентских выборах партией. Президент назначается парламентом. Акты президента, имеют силу лишь после контрасигнатуры главы правительства (премьер-министра, канцлера).
Это основные виды. Разделенные по важнейшим категориям. Остальные классифицируются с такой детализацией, что это скорее удел политологии, чем права. Из всех приведенных, форм правления, принципы наиболее разнятся и интересуют нас, в парламентской и президентской республиках.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.