Многие компании, несмотря на то, что до конца года время еще есть, уже начинают формировать рекламные бюджеты на 2000 год. Среди прочих рекламоносителей телевидение занимает далеко не последнее место, поэтому за консультацией по разумному размещению рекламных денег «ПР» обратился к директору по продажам «ОРТ-Петербург» Тимофею Каребе и руководителю питерского отделения «Gallup Media» Алексею Вальскому.
По его мнению, существует два совершенно отличных друг от друга способа расчета и составления рекламных кампаний. Первый предусматривает выбор телевизионного капала в зависимости от объема аудитории и объема получаемых в том или ином месте скидок. Причем, если размер дисконта определятся длительностью и интенсивностью кампании, а также глубиной и качеством взаимоотношений «заказчик-рекламоноситель», то выбор канала у нас до сих пор зачастую определяется «смотрибельностью» данного ТВ, руководителем данной конкретной фирмы и его ближайшим окружением. Разумные убеждения и документальное подтверждение несостоятельности рекламирования, например, стрелкового оружия в передаче «Спокойной ночи, малыши» рушатся о незыблемый аргумент: «Ну, как же?! Это любимая программа моей тещи (моего друга и т.д.)!». Более профессиональный, более сложный и адекватный способ в аналогичной ситуации предусматривает выбор телеканала и времени размещения с учетом наибольшего соответствия выбранной целевой группе. Чаще всего в этом случае используется параметр Affinity Index (индекс соответствия), который позволяет распределить время размещения в порядке приоритетности, а затем учитывать стоимость такого размещения. Данный способ приемлем для расчета небольших рекламных кампаний. В случаях же, когда нет данных, необходимых для качественного медиапланирования (например, невозможно рассчитать накопление аудитории за период рекламной кампании, частоту контакта и т.д.), такой метод оказывается единственно возможным. Другой, более трудоемкий способ медиапланирования, предусматривает использование медиапланировочных программ, когда учитываются реальные показатели рекламной кампании (о них мы расскажем далее). На сегодняшний день существует несколько медиапланировочных пакетов, которые позволяют строить оптимальные медиапланы для радио, телевидения и прессы, рассчитывая как отдельные проекты, так и комплексные, с использованием всех средств массовой информации одновременно. При этом надо помнить, что любой медиапланировочный пакет использует данные по аудиториям СМИ, формат которых должен удовлетворять техническим требованиям к пакету и не может быть заменен произвольным набором данных. Остановимся подробнее на показателях рекламной кампании. Большинство терминов медиапланирования существуют на английском языке. Из общего числа показателей (а их свыше тридцати) мы рассмотрим четыре, которые необходимы при грамотном расчете размещения рекламы на телевидении.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что заказчик должен четко представлять цели рекламной кампании и целевую группу, то есть кого и зачем ему нужно привлечь рекламой своего товара или услуга.
При выборе телеканала важную роль играет ОХВАТ аудитории (Reach). Это количество человек, которые увидят рекламу за время рекламной кампании. Данный показатель рассчитывается в натуральных числах (тысячи человек) или в процентах от целевой группы. При этом каждый человек, хотя бы раз видевший рекламу, учитывается только один раз. Следующий показатель - ЧАСТОТА (frequency) - какое количество раз в среднем один человек увидит рекламу. GRP (Gross Rating Point) - валовый оценочный коэффициент - это суммарное количество контактов за всю рекламную кампанию. В отличие от охвата при расчете этой величины каждый человек учитывается столько раз, сколько раз он видел рекламу.
Показатель СРТ (Cost Pet Thousand) - затраты на тысячу человек - определяет стоимость достижения рекламой одной тысячи представителей целевой группы. Процентный аналог этого показателя - CPR (СРТ на рейтинг) -определяет затраты на рекламу па 1 % целевой группы.
Расчет всех показателей обычно ведется для периода 4-6 недель.
Рассмотрим подробнее показатель GRP.Это «начало начал», которое требует oт рекламщика знаний арифметики и является основой продаж рекламного времени на телевидении многих арап мира. GRP рассчитывается как сумма показателей Reach (охват) для каждого выхода рекламы за время кампании. Эта величина выражается в процентах от целевой группы. Например, если рейтинг рекламного блока в среднем составляет 5 процентных пунктов, то 10 выходов ролика дают Вам GRP=50. Иногда вместо GRP используют его аналог, выраженный в тысячах человек, показатель OTS (Opportunity To See, т. е. «возможность увидеть»). Не стоит пугаться, когда GRP больше 100%. Это связано с тем, что один человек может увидеть одну и ту же рекламу неоднократно. Формула расчета GRP выглядит следующим образом:
GRP = Reach * Frequency, т. с. количество людей, видевших рекламу хотя бы один раз, умноженное на количество раз, кагоров человек видел рекламу. При планировании рекламы на телевидении обычно придерживаются следующего принципа: для массированного продвижения новой марки па рынок, сравнимый по размерам с Санкт-Петербургом, необходимо набрать 600-900 GRP в течение 8-12 недель. Для поддерживания кампании достаточно 300-400 GRP за тот же срок. Технология продаж рекламного времени на телевидении при помощи GRP предусматривает размещения не в фиксированных блоках, а в плавающем режиме, когда продавец распределяет рекламу заказчика таким образом, чтобы в результате кампании получить заданное количество GRP.
При планировании рекламной кампании целесообразно оцепить се эффективность, что можно осуществить такими способами, как предварительная оценка достижения целевой аудитории, анализ текущих продаж или пост-анализ рекламной кампании.
Для достижения максимальной эффективности и снижения общей стоимость размещения рекламы на телевидении стоит учитывать такие факторы, как использование различной длительности ролика в течение рекламной кампании, а также преимущества спонсорских пакетов, когда ставятся спонсорские ролики и (или) упоминание спонсора программы. Подводя итог, можно сказать, что общая схема построения корректной рекламной кампании па телевидении состоит из следующих стадий:
1. Выбор целевой группы на основе социально-демографических и поведенческих характеристик потребителей продукта с учетом их режима обращения к средству массовой информации, то есть время, частота, широта опросов в отношении различных СМИ
2. Выбор рекламоносителей и конкретных средств массовой информации
3. Расчет целей рекламной кампании (охват, частота, график подачи)
4. Составление медиаплана и предварительная оценка эффективности
5. Пост-анализ рекламной кампании.
РекламоФИЛЫ и рекламоФОБЫ.
Пробовали ли вы спрашивать у обывателя (т.е. у того самого гражданина или гражданки, на которых рассчитано изобилие товаров и услуг), что такое «хорошая» реклама? Вряд ли вы получите ответ-дефиницию. Он, наш многоуважаемый обыватель, мыслит категориями «нравится не нравится» и лишь потом выстраивает объясняющую цепочку.
Как печально замечали одни участники опроса, проведенного в начале октября исследовательской группой «ЭКРО-RG», «тампаксы, прокладки, Орбит постоянно крутятся и голове, а нормальной, хорошей рекламы нет». Другие были более категоричны: «Her такой рекламы, которая имела бы право нахально вмешиваться в эфир!». Женщины-респонденты эмоционально объясняли, что не верят рекламе и не смотрят ТВ, когда она вдет, т.к. она «очень противная и нет такой, после которой хотелось бы пойти в магазин и что-то купить». А пенсионеры лишь огорченно вздыхали: «Реклама - это смех над нашими нищенскими пенсиями...». Бесцеремонность и навязчивость - две особенности телевизионной рекламы.
Посоревноваться с нею может разве что ее почтовая сестра. Но если на назойливость последней можно ответить адекватным действием, то попытки «убежать» от телевизионной рекламы обречены: она настигает зрителя снова и снова, пока светится голубой экран. Единственное, что остается телезрителю - не любить се.
Из 10943 петербуржцев, опрошенных в сентябре нынешнего года социологами «ЭКРО-RG» (таблица 4.), на вопрос: «Реклама каких товаров и услуг Вам нравится в настоящее время?» - 43,1% ответили резко-раздражительно: «Никакая!». 16% респондентов декларировали, что не смотрят рекламу, а 13,3% - затруднились развить тему. И, наконец, 27,6% участников опроса с меньшей или большей степенью энтузиазма обозначили свои предпочтения.
Таблица 4.
Социально-демографические характеристики группы, которой не нравится никакая реклама (в %%) | |||
пол | м | 42 | |
ж | 58 | ||
Возраст, лет | 16-19 | 6 | |
20-24 | 5 | ||
25-34 | 16 | ||
35-44 | 22 | ||
45-54 | 14 | ||
55-64 | 19 | ||
более 65 | 18 | ||
образование | Неполное среднее | 9 | |
Среднее общее | 15 | ||
Среднее специальное | 39 | ||
Н\высшее, высшее | 36 | ||
Доход на 1 члена семьи | До500 | 25 | |
500-1000 | 36 | ||
1001-1500 | 5 | ||
1501-2000 | 2 | ||
1001-3000 | 2 | ||
3000-5000 | 1 | ||
Более 5000 | - | ||
Отказ отв. | 29 | ||
Социально-демографические характеристики группы утверждающих, что не смотрят рекламу (в %%) | |||
пол | м | 47 | |
ж | 53 | ||
Возраст, лет | 16-19 | 4 | |
20-24 | 5 | ||
25-34 | 17 | ||
35-44 | 17 | ||
45-54 | 15 | ||
55-64 | 14 | ||
более 65 | 28 | ||
образование | Неполное среднее | 7 | |
Среднее общее | 25 | ||
Среднее специальное | 34 | ||
Н\высшее, высшее | 34 | ||
Доход на 1 члена семьи | До500 | 28 | |
500-1000 | 31 | ||
1001-1500 | 12 | ||
1501-2000 | 5 | ||
1001-3000 | 1 | ||
3000-5000 | 1 | ||
Более 5000 | 1 | ||
Отказ отв. | 21 |
Реклама каких конкретных товаров и услуг Вам нравится в настоящее время? а) с указанием товарных марок | |
Реклама товаров | %% ответов |
Стиморол | 12,5 |
Вискас | 8,4 |
Пепси-кола | 8,0 |
Твикс | 7,3 |
Нескафе | 7,3 |
•Ситекэт | 5,2 |
Кока-кола | 3,1 |
Рондо | 2,4 |
Айрн-брю | 2,4 |
Дирол | 2,1 |
Фанта | 2,1 |
Орбит | 1,7 |
Пикник | 1,7 |
Тото | 1,4 |
Пепсодент | 1,0 |
Банк «Империал» (с Екатериной Второй) | 1,0 |
Старый мельник | 1.0 |
Педи гри | 1.0 |
Спикерс | 1.0 |
Магги | 0,7 |
Вапороне | 0,7 |
Макс Фактор | 0,7 |
6) без указания товарных марок | |
Реклама товаров | %% ответов |
шампуни | 3,5 |
корма для животных | 3,1 |
косметика | 1,7 |
реклама с животными | 1,7 |
автомобили | 1,0 |
детская реклама | 1,0 |
лекарства | 0,7 |
дубленки и шубы | 0,7 |
Реклама турфирм (в газетах) | 0,7 |
Далее в этом списке с определенным отрывом мелькают: «Савинов», «Кальве», «Тайд», «Золотая бочка», «Балтика», и другие товарные марки. Однако чаще петербуржцы декларируют симпатию не к рекламе конкретных брендов, а к рекламе товарных ipyim (лекарства, корма для
животных, продукты питания и др.) или воспроизводят полюбившийся рекламный сюжет. Что катается конкретных рекламных роликов, то, например, у «Стиморола» особой любовью пользуется последний, условно называемый «с луковым бутербродом». В рекламе «Вискас» -информация о корме по 10 рублей, у «Пепси» - сюжет на знойном пляже со второй бесплатной банкой. «Твикс» -ролик «Держи, голова», «Дирол» - Кристина Орбакайте (иногда респонденты затруднялись вспомнить марку жевательной резинки, зато четко воспроизводили «забывчивость» самой героини ролика). В рекламе «Рондо» лидирует ролик «К маме, значит, к маме». Выводы, которые лежат на поверхности результатов опроса, достаточно закономерны: 1 .При вопросе о рекламе респондент спонтанно вспоминает прежде всего телевизионную рекламу (и очень редко другие рекламоносители). 1.1. Большей симпатией пользуются рекламные ролики, в которых есть здоровое юмористическое зерно.
2. Особенно удавшиеся с точки зрения телезрителей ролики «живут» самостоятельной жизнью (т.е. в отрыве от рекламируемой марки).
3. Никто из респондентов в настоящий момент не обозначил симпатии к социальной и/или политической рекламе.
Хорошо дёшево не бывает.
- Здравствуйте, мы хотели бы заказать изготовление и монтаж вывески нашего магазина.
- У Вас уже разработан эскиз?
- Да. Посчитайте, пожалуйста, сколько будет стоить ваша работа.
На следующий день.
- Мы исследовали место размещения Вашей вывески, изучили эскиз и сделали расчеты. Стоимость всех работ составит 1000 долларов.
— Да что Вы, нам предложили то же, но в два раза дешевле!
Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом в фирмах, профессионально занимающихся производством наружной рекламы.
Обычно клиента интересует только стоимость выполнения работ. В редком случае он интересуется гарантийными обязательствами, материалами, из которых будет изготовлен объект, и только в исключительных случаях — расчетным сроком эксплуатации установки, продолжительностью работы фирмы-исполнителя на рынке рекламы, ее репутацией, наличием необходимых лицензий и т.д.
А зря. Ведь любой объект наружной рекламы можно изготовить, как минимум, десятью различными способами, а уж выбор материалов — просто безграничен.
Я уже не говорю о квалификации изготовителей.
Если сравнить цены на типовую продукцию серьезных фирм, специализирующихся на производстве наружной рекламы, то можно увидеть, что они варьируются в пределах + 10%. Наивно предполагать, что несколько десятков фирм договорились держать цены примерно на одном уровне. Естественно, ценовую политику диктует рынок и себестоимость. Из чего состоит стоимость при изготовлении той же вывески?
Во-первых, из стоимости материалов. Если фирма-изготовитель серьезно подходит к вопросу качества своей продукции, она не будет применять материалы низкого качества. А значит, затраты по этой позиции у разных фирм, выпускающих продукцию высокого качества, практически равны. Сократить затраты можно лишь за счет выбора поставщика либо при закупке оптовых партий материалов.
Во-вторых, в стоимость изготовления любой продукции входят расходы на оплату труда. При достаточной квалификации сотрудников эти затраты у различных фирм вряд ли серьезно отличаются, так же как и транспортные расходы. А накладные расходы, ожидаемая прибыль и другое могут иметь большой разброс, но эта позиция регулируется, с одной стороны, конкурентоспособной ценой, а с другой, возможностью фирмы нормально функционировать в целом.
Отсюда и минимальный разброс цен на рекламном рынке у профессионалов.
Так откуда же берутся предложения типа «вывеска за полцены»?
Мы видим, что такое серьезное сокращение затрат при сохранении приемлемого качества работ, просто невозможно. Покупая вывеску за «полцены», клиент получает (если вообще получает) продукцию из материалов самого низкого качества, либо его заказ выполняют люди с крайне низкой квалификацией, либо фирма-изготовитель не имеет офиса, собственного производства, профессионального оборудования и т.д.
Как правило, итог подобных сделок плачевен для всех. Клиент, затратив определенные средства, получает продукцию самого низкого качества (что само по себе антиреклама), которая начинает разваливаться или непосредственно после окончания монтажа, или через месяц-другой.
Переделывать такую вывеску для клиента накладно. Судиться с исполнителем при нашем законодательстве почти бесполезно, к тому же нередко исполнителя сначала надо найти.
Вот и висят полуразвалившиеся вывески с искореженным пластиком и облезающей краской. Конечно, существуют штрафы за неприглядный вид наружной рекламы. Но возможности Административно-технической инспекции, при всей ее активности, не безграничны, да и критерии того, «что такое хорошо и что такое плохо», размыты.
Клиент, столкнувшись с подобной ситуацией, часто, во избежании головной боли, просто вычеркивает расходы по наружной рекламе из своего бюджета.
Помимо этих отрицательных моментов есть еще один — реальное сокращение рынка и недополучение прибылей фирмами, делающими ставку на качество. А это подталкивает их делать некачественную продукцию.
Кому это выгодно? Да никому, кроме тех же халтурщиков. Возникает исконно русский вопрос: «Что делать?»
В феврале 2000 года несколькими рекламными фирмами и физическими лицами был учрежден Фонд «Реклама - Качество» (полное наименование «Некоммерческая организация «Фонд поддержки высокого качества рекламных услуг»), основной целью которого является содействие формированию цивилизованного рынка рекламных услуг и обеспечение их высокого качества.
Одно из направлений деятельности Фонда — это разработка и реализация системы добровольной сертификации конструкций средств наружной рекламы и информации (рекламные щиты, крышные установки, вывески, кронштейны и т.д.).
Что может дать подобный шаг?
Во-первых, грамотно проведенная сертификация позволит постепенно расчистить Москву от наружной рекламы низкого качества и откровенного хлама.
Во-вторых, это укрепит позицию малых и средних предприятий в сфере рекламного бизнеса, сориентированных на реальное производство качественной продукции.
В-третьих, увеличатся шансы рекламодателей получить действительно качественную рекламу, а не выбросить деньги на ветер.
О рекламных перетяжках.
Даешь старым формам современное содержание! Московским улицам новые перетяжки и транспаранты! На смену кумачовым полотнищам с фразами "Привет депутатам очередного съезда!" или "50 лет Комсомолу" приходят призывы "Покупайте наши мобильные телефоны!" и заявления типа "Поздравляем наш банк с пятилетием!"
Несмотря на то, что времена меняются, испытанное советское средство наглядной агитации — уличные перетяжки - успешно используются сегодня рекламодателями. А для некоторых рекламных акций, таких
как объявление сезонных скидок, презентация нового магазина, очередной коллекции одежды или
анонсы приближающихся концертов и выставок, этот вид рекламы, как утверждают специалисты, один из наиболее действенных.
Сегодня годовой оборот рынка рекламных перетяжек измеряется миллионами долларов. Как полагают эксперты рекламного агентства "Ньютон", он составляет 12—13% от всего рынка наружной рекламы в Москве. По официальным данным Московского правительства, в столице сейчас используется порядка 200—250 рекламных перетяжек, большая часть из которых расположена в пределах Садового кольца, а также на основных лучевых магистралях города.
В советские годы их было существенно меньше — по 2—4 штуки на каждой из центральных улиц города, таких как Ленинский проспект или улица Горького, причем вывешивались они только к праздничным датам.
Первые коммерческие "транспаранты" в Москве в начале 90-х годов стали размещать коммерческие
банки. Сегодня структура клиентов этого рынка существенно изменилась. Согласно исследованию рынка агентства "Ньютон", среди пользователей перетяжек лидирует социальная реклама — 25%, далее следуют анонсы концертов и спортивных мероприятий — 14%, салоны одежды, обуви — 13%, выставки — 10%, автомобили, автосалоны — 9%, бытовая техника и компьютеры — 8%, пейджинговая и сотовая связь — 8%, мебель, интерьер (жалюзи) — 5%, сантехника, стройматериалы — 3%.
Главным преимуществом рекламных перетяжек перед другими средствами наружной рекламы является их оперативность. Если билборды, троллейбусы или трамваи необходимо арендовать, как минимум, на месяц или квартал и бронировать их нужно заранее, то перетяжку можно изготовить и разместить, как правило, за неделю. Вешают ее обычно на 10 дней -дольше по распоряжению мэра висеть на одном месте она не должна, поскольку к этому времени может загрязниться и испортить облик города. Некоторые рекламодатели, использующие их постоянно, считают что это чуть ли не единственное средство, которое позволяет быстро провести рекламную кампанию, особенно когда необходимо срочно оповестить о чем-либо своих клиентов.
"Она [перетяжка] наиболее эффективна для рекламы каких-то событийных мероприятий".
"Ее плюсы в оперативности, этим она и отличается от других, — говорит рекламный менеджер компании "Джамилько", использующей перетяжки для рекламы одежды марок "Наф-наф" и Levi's. - Перетяжки пропагандируют у нас либо новые поступления в магазины, новые коллекции, либо открытие новых торговых точек. То есть не торговую марку, не брэнд -это вообще глупость для перетяжки, а вот какие-то событийные моменты она рекламирует хорошо".
Перетяжку действительно чаще всего используют как афишу, с помощью которой можно оперативно проинформировать большое количество людей. Это могут быть какие-то разовые события: музыкальный концерт, спортивные соревнования, выставка, открытие магазина, переезд офиса, юбилей компании. И, как показывает практика, в этом случае она действительно работает. "У нас было 2-3 клиента сделавших покупки, которые сказали, что они прочитали о нас на перетяжке,и приехали, — говорит менеджер открывшегося недавно бутика Валентино, разместившего одну перетяжку на Тверской. Хотя, может, таких покупателей было и больше. Но в нашем бизнесе и 2—3 новых клиента — это тоже хорошо".
Помимо анонса разовых событий, на перетяжке можно поместить и "долгоиграющую" новость: например, сообщение о завозе очередной сезонной коллекции одежды, появлении в продаже новой автомодели или начале месяца скидок. Московское правительство активно использует перетяжки для того, чтобы поздравлять горожан с различными праздниками. А в последнее время все больше частных рекламодателей также вешают сообщения типа: "Наша компания поздравляет женщин с 8 марта!" При анонсе событийных мероприятий перетяжки можно также комбинировать с другими видами "оперативной" рекламы — например с объявлениями по радио.
Другое преимущество натянутого через всю улицу полотнища в том, что оно действует на автомобилистов — наиболее активную и обеспеченную часть потребителей — лучше, чем многие другие средства рекламы. Те же рекламные щиты чаще всего расположены с краю дороги и поэтому могут остаться незамеченными. А на перетяжку не обратить внимания невозможно, поскольку ее протягивают по всей длине улицы и она как бы нависает над водителем. Рекламная информация особенно хорошо внедряется в головы целевой аудитории, если перетяжка расположена в местах с оживленным движением, где часто образовываются пробки, в которых водитель может проводить десятки минут бесцельного ожидания.
Кроме того, многие торговые фирмы предпочитают размещать перетяжки, рекламирующие, например, распродажу, в непосредственной близости от своего магазина.
Некоторые фирмы предпочитают арендовать сразу несколько перетяжек, создавая так называемый "эффект повсеместного присутствия". Для того чтобы информация о каком-то событии стала известна практически всему городу, достаточно 4-7 правильно размещенных перетяжек, говорят эксперты. Размещать одинаковые перетяжки лучше на разных улицах. Во-первых, таким образом рекламодатель охватывает большую аудиторию. Во-вторых, городские службы формально запрещают вешать на одной улице две одинаковых перетяжки, мотивируя это тем что они могут испортить облик города. Правда, не всегда это правило четко исполняется: многие агентства его безнаказанно нарушают.
Город иногда регламентирует и содержание рекламных транспарантов. Если послание сомнительно с нравственной точки зрения — в нем используются двусмысленные намеки или рекламируется неизвестная секта типа детей Иеговы, то скорее всего клиенту придется заверить текст в Департаменте по делам печати и информации Москвы.
Эксперты советуют обращать внимание не только на смысл текста, но и на его оформление. Не стоит перегружать перетяжки, обычный размер которых 1 метр в высоту и 10 или 15 метров в длину, излишней информацией. Максимальное количество строк, которое читается на перетяжке без больших помех, — 3. Лучше всего вообще ограничиться одной—двумя, причем наиболее важную часть послания стоит выделить большими, заметными буквами.
Это должны быть броские слова, написанные крупным шрифтом, чтобы они читались и обращали на себя внимание !
Не стоит забывать, что водитель читает перетяжку, двигаясь, как правило, на порядочной скорости, поэтому при выборе шрифта основными критериями должны быть простота и разборчивость: Многие рекламодатели, особенно устроители концертов и выставок, любят размещать на ткани несколько небольших логотипов своих спонсоров. Как правило, все они сливаются в одно пятно и разобрать, что изображено на ткани практически невозможно.
Что касается фона перетяжек, то наибольшей популярностью пользуется не красный, столь примелькавшийся в советские времена, а как ни странно - белый. По словам рекламщиков, он одинаково хорошо смотрится с любых точек обзора: как на фоне светлого неба, поскольку отражает солнечный свет, так и на фоне темных зданий. При белом фоне текст послания лучше писать яркой темной краской. Правда, и обратное сочетание — светлые (белые или желтые) буквы на богатом темном фоне (темно-синем, например) также смотрится неплохо.
Наряду с фиксированными небольшими размерами у перетяжек есть и еще одна слабая сторона: они относительно дороги по сравнению с другими видами наружной рекламы. Изготовление, монтаж, демонтаж и аренда двухсторонней полоски на 10 дней колеблется в большинстве агентств от $1600—1800 до $2200-2400. В то же время аренда двухстороннего билборда размером 3x6 метров в центре города стоит около $1000 в месяц, одного троллейбуса или трамвая - $2000—4000 за полгода.
Другой минус подобного вида рекламы - в ее некоторой ненадежности и непредсказуемости. Практически к каждому празднику городские власти занимают "социальной рекламой" и некоммерческими заказами около 25% всех перетяжек, а иногда и больше. И в этом случае рекламодателям приходится терпеть и тесниться.
Некоторые компании специально планируют свои рекламные акции так, чтобы они не попадали в праздники, к которым традиционно вывешивается много поздравительных транспарантов: Новый год, Рождество, Пасха, День 8 Марта, День города и др.
Но что никак нельзя запланировать заранее — это превратности погоды, которые также часто доставляют головную боль рекламодателям. При сильном ветре натянутая через всю улицу полоска ткани может сильно раскачиваться, перехлестываться, а возможно, и обрываться. Другая причина обрывов -городской транспорт. И хотя обрывы случаются нечасто —, несколько раз в год — они могут существенно подпортить имидж фирмы.
Но это, конечно, крайний случай, и связан он скорее с проблемами эксплуатации и городской культуры, чем с особенностями самих перетяжек. В целом же, это очень эффективное и хорошо проверенное годами надежное средство наружной рекламы.
Кстати по поводу рекламных перетяжек в Ставрополе –негласными монополистами в этой области являются А.Сиротинский и ГП № 5.А за рекламу на транспорте отвечают «Алло 2» и «Русская реклама». Естественно другим тоже хочется заняться столь прибыльным делом, но ссориться с конкурентами - себе дороже выйдет!
Сертификация рекламы.
Каждый из нас является потребителем товаров и услуг и постоянно стоит перед выбором оптимального сочетания качества и цены товара или услуги. Каждый из нас, производя продукцию и оказывая услуги, также стремится к этому оптимальному сочетанию. Каждый из нас, в конечном итоге, хочет опередить конкурента и продвинуть свой товар на рынок.
Как это сделать? В странах с развитой экономикой давно, а в России совсем недавно важнейшим инструментом выделения качественных товаров и услуг стал процесс их сертификации (процедура подтверждения соответствия фактических показателей качества продукции установленным для них нормативным требованиям).
Для решения вышепоставленного вопроса более 2,5 лет назад несколько рекламных фирм в составе Московской рекламной гильдии организовали Комиссию по сертификации рекламных продуктов и услуг.
Относительно быстро удалось решить задачу введения в практику экспертизы проектной документации конструкций средств наружной рекламы и информации. Инициатива Московской рекламной гильдии по введению этой экспертизы была поддержана лично мэром Москвы и закреплена в распорядительных документах Управления Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города. Впервые были разработаны и введены в действие Технические условия на конструкции средств наружной рекламы и информации (СНРИ) и Положение о порядке проведения технической экспертизы указанных конструкций.
В то же время необходимо отметить, что столь важная работа, которая проводится более года, требует существенного переосмысления и практической доработки.
В Правилах размещения средств наружной рекламы и информации нужно более четко обозначить и разделить понятия технической экспертизы конструкций СНРИ и добровольной сертификации.
Действующие Технические условия представляют собой основополагающий стандарт, определяющий общие организационно-методические положения и общетехнические требования, обеспечивающие единую техническую политику в молодой, но интенсивно развивающейся индустрии наружной рекламы.
Настало время переходить к разработкам более конкретных стандартов на типовые рекламные конструкции. И это дело изготовителей рекламных конструкций. В соответствии с Государственной системой стандартизации Технические условия на конкретные виды продукции разрабатываются и утверждаются изготовителями. В действующих Технических условиях не выдерживает никакой критики раздел Технических требований, предъявляемых к электроустановкам средств наружной рекламы и информации. В настоящее время идет подготовка предложений по изменению Правил, Технических условий и Положения об экспертизе. Включиться в этот процесс приглашаются все заинтересованные лица.
Далее хотелось бы более подробно остановиться на вопросах качества рекламных услуг. Фирмы, особенно рекламопроизводители, довольно часто сталкиваются со следующим положением вещей. Обращается к ним Заказчик с просьбой определения цены изготовления той или иной конструкции. Профессиональная рекламная фирма после предварительной проработки вариантов дизайнерских и техни ческих решений определяет стоимость работ по производству, монтажу и гарантийному обслуживанию данного рекламного носителя. Заказчик, получая эти расчеты, заявляет, что другая фирма предлагает выполнить эту же работу за полцены. Никакие доводы о том, что «скупой платит дважды», не действуют, никакие советы Заказчику поинтересоваться о наличии у этой «дешевой» фирмы необходимых лицензий и сертификатов, также не действуют. Низкая цена определяет сделанный Заказчиком выбор. В результате страдают все: и фирмы-профессионалы, которые не могут себе позволить делать некачественную продукцию из некачественных материалов, и Заказчик-рекламодатель, который после нескольких недель эксплуатации рекламного носителя тщетно разыскивает Исполнителя для устранения неисправностей, и город, лицо которого не украсит рекламный продукт низкого качества, и, самое главное, потребитель рекламы, вынужденный мириться с таким порядком вещей.
Чем же обусловлена постановка вопроса о качестве рекламных услуг? Очевидно, пока робким, но все более осознанным пониманием руководителями рекламных фирм, что приближается время, когда качество услуг приобретает потребительскую стоимость. Другими словами: высокое качество — это, при прочих равных условиях, увеличение объема продаж, это выигрыш в борьбе со своими конкурентами, это закрепление своей репутации на рынке.
Группа единомышленников, наиболее близко подошедших к пониманию важности и перспективности качественной составляющей в рекламе, учредила 23 февраля 2000 г. Некоммерческую организацию «Фонд поддержки высокого качества рекламных услуг «Реклама -Качество».
Фонд сформулировал основную цель своей деятельности, как содействие формированию цивилизованного рынка рекламных услуг и обеспечение их высокого качества. Для достижения основной цели Фонд взялся за решение сложнейшей задачи по разработке нормативной базы и проведению экспертиз и добровольной сертификации качества рекламных продуктов и услуг.
Разработка нормативной базы и проведение экспертной оценки осуществляется Экспертным Советом Московской рекламной гильдии и Фонда «Реклама - Качество», сформированным из теоретиков и практиков рекламы. В состав Экспертного Совета входят доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, заведующие кафедрами высших учебных заведений, представители властных структур. Экспертный Совет структурирован по направлениям рекламной деятельности (агентства полного цикла, наружная реклама, полиграфические услуги, оформление мест продаж и т.д.).
Наиболее успешно идет разработка нормативной базы сертификации в области опять-таки наружной рекламы. В настоящее время разработана Программа оценки качества услуг по производству и распространению наружной рекламы и информации.
Качество этих услуг характеризуется следующими основными блоками показателей.
Первый блок. Соответствие содержания рекламной информации, используемой в наружной рекламе, Закону о рекламе и другим нормативным документам.
В рекламной информации не должна присутствовать недобросовестная, недостоверная, неэтичная и заведомо ложная реклама (оценка проводится по данным Министерства Российской Федерации по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и по результатам выборочной проверки, проведенной экспертами на момент экспертизы).
Второй блок. Соответствие средств наружной рекламы и информации Правилам размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве; нормативной и проектной документации.
Соответствие средств наружной рекламы и информации Правилам размещения подтверждается квалификационным свидетельством или заключениями Управления Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города и Инспекции ГКО по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы ОАТИ Правительства г. Москвы.
Соответствие средств наружной рекламы и информации нормативной и проектной документации подтверждается экспертными заключениями Уполномоченных организаций, проводящих экспертизу проектной документации.
Третий блок показателей — это Организация производства наружной рекламы и контроль качества готовой продукции.
Этот блок показателей подразделяется на ряд частных показателей, из которых особо хочется выделить наличие и эффективность Системы управления качеством.
В 70-е годы в СССР была сделана попытка внедрения Комплексных Систем управления качеством продукции и аттестации продукции по трем категориям качества. Продукции, соответствующей по техническому уровню и качеству лучшим зарубежным аналогам, присваивался Знак качества. Эта Система, кстати, заимствованная у передовых стран, была благополучно забыта. На рубеже 80-ых - 90-ых годов в странах с развитой экономикой начали активно внедряться международные стандарты серии ISO-9000 (ISO — Международная организация по стандартизации), предусматривающие разработку и применение Систем управления качеством продукции и услуг.
Одним словом, без хорошо продуманной, документально оформленной и эффективно работающей Системы управления качеством сложно говорить о возможностях предприятия в предоставлении качественных рекламных услуг.
И, наконец, четвертый блок показателей оценивает Качество разработки и проведения рекламных кампаний и касается только рекламораспространителей.
В этом блоке наибольшее внимание уделяется вопросам медиапланирования, маркетинговых исследований, анализу эффективности проведенных рекламных кампаний.
Прохождение добровольной экспертизы и сертификации позволит рекламистам повысить свою конкурентоспособность, рекламному сообществу — укрепить свою репутацию, а рекламодателям покажет, «кто есть кто» в Московском рекламном бизнесе, и поможет в выборе качественных рекламных услуг. Безусловно, они будут отдавать предпочтение сертифицированным рекламным услугам. Надеемся, что в результате этого процесса и потребителям удастся преодолеть стереотипы восприятия рекламы (пока еще не самые лестные для рекламистов). Этим Фонд «Реклама - Качество» надеется внести свой вклад в процесс саморегулирования рекламного рынка.
Клиент всегда прав!
Только вот всегда ли эта аксиома работает? Клиенты сами, кажется, начинают понимать, что нет. Потому что если изготовитель делает, вроде бы, всё так, как ты хотел, вывеска почему-то быстро приходит в негодность. Кто же виноват? Наружная реклама, пожалуй, единственное направление, где все считают себя специалистами.
Заказывая вывеску, клиент редко утруждает себя вопросами:
1. Сколько лет она должна мне служить?
2 Какие материалы используются при её изготовлении, их характеристики, поведение при перепадах температур?
3. Как часто мне придется менять лампы, и во что это выльется?
4. Кто будет этим заниматься, и приспособлена ли вообще конструкция для обслуживания?
5. Как долго существует фирма-производитель, и как выглядит её продукция сделанная 3-5 лет назад?
6. Соответствует ли цена качеству?
Хронология заказов вывесок примерно одинакова:
1. «Дизайн» на компьютере — схематичное расположение объектов с привязкой к зданию. Отбор вариантов производится непрофессионально, но придирчиво.
2. Этап разработки чертежей конструкции, крепежа, электросхемы — отсутствует. Клиент этого не требует, и платить за эту работу не считает нужным.
3. Выбор конструкции происходит по упрощенной схеме: пластик — плёнка, световой короб, либо объёмные буквы. Если клиент не настаивает, технические подробности отсутствуют.
При такой схеме у некоторых Исполнителей логично появляется соблазн сделать вывеску из самых дешёвых материалов, но дорогих по стоимости.
Как быть клиенту в этом случае? Необходимо усвоить, что при оформлении заказа техническая характеристика конструкции — основная составляющая, после дизайна конечно. Отсутствие информации на руку Исполнителю и не выгодно Клиенту. Проект налагает на Исполнителя ответственность также и в течение периода эксплуатации (не забудьте, кстати, оформить гарантийные обязательства). Если вдруг с вывеской, спустя некоторое время, возникают проблемы, всегда легко проверить соответствие исполненного заказанному.
Помните! Клиент всегда прав. Стоит лишь более тщательно подходить к вопросу «за что, собственно, я плачу и кому?» Тогда в случае внеплановых проблем с вывеской легко найти виновного. Если, разумеется, Исполнитель - фирма солидная и есть с кого спросить.
Так правильно и эффективно организовать рекламу своей фирмы? Эта перманентная «головная боль» всех руководителей, в том числе и руководителей рекламных фирм, как это не парадоксально звучит. Но из всех рекламистов нас больше всего интересуют наши читатели, а поэтому больше всего нас занимает вопрос, как правильно построить рекламную кампанию изготовителя наружной рекламы и поставщика материалов на рынке наружной рекламы.
Скажем прямо, единых рецептов нет. Каждый руководитель имеет собственную концепцию на этот счёт и собственные мысли. Попробуем разобраться, однако, какие из методов продвижения своих услуг наиболее эффективны.
Начнём с изготовителя рекламы — чистого производственника, ориентированного на нужды заказчиков. Всякий руководитель рекламно-производственной фирмы понимает, что методов привлечения заказчиков не так уж и много. Я бы выделил следующие из них: 1) печатная рекламы в газетах и журналах; 2) наружная реклама; 3) выставки; 4) агентурная реклама 5) репутация; б) реклама через продукцию. Первые четыре метода, что называется, лобовые. Они позволяют эффективно привлекать клиентов на начальном этапе, когда ещё нет сложившегося круга постоянных клиентов или когда производственные возможности позволяют выполнять больше заказов, чем могут обеспечить постоянные заказчики. Эти способы хороши, также, для компаний по каким-то причинам не могущих набрать свой собственный пул клиентов (высокие цены, низкое качество продукции).
Первые три метода из перечисленных эффективны, однако расточительны. Такие методы работы на рынке могут позволить себе устойчивые фирмы, твёрдо стоящие на ногах. Кроме непосредственного привлечения клиентов, реклама через публикации, выставки и (в несколько меньшей степени) наружную рекламу позволяют со временем заработать репутацию солидной фирмы. А на этот фактор особенно обращают внимание крупные заказчики.
Реклама услуг через сеть агентов довольно эффективна при относительно небольших затратах. Самое главное, что в этом случае не требуется рискованных инвестиций в рекламу. Агент будет оплачен только в том случае, когда он найдёт заказ. Однако это не самый солидный метод продвижения своих услуг и им обычно пользуются
только начинающие фирмы и компании не ставящие значительных стратегических целей.
Наиболее эффективная реклама, это такая реклама, которая вообще не несёт затрат. В этом смысле реклама через маркировку своей продукции (лейблы и наклейки с телефонами) наиболее привлекательна. Однако это не агрессивная реклама и она не способна дать поток. Клиенты, приходящие по рекомендации — это лучшее, чем может гордиться любая фирма. Репутацию можно сравнить с золотым запасом государства. Тебя уважают и тебе доверяют только потому, что у тебя репутация. Иногда даже репутация может полностью обеспечить заказами.
У поставщика материалов и услуг выбор методов рекламы значительно уже. Прежде всего потому, что его продукция ориентирована на узкий круг профессионалов. Где можно найти рынки сбыта для расходных материалов и оборудования, предназначенных для изготовления наружной рекламы? На профессиональных выставках, да через профессиональную прессу.
Необходимость участия в выставках уже всеми давно понята рынком и активно используется. Более того, не все компании даже имеют возможность принять участие на центральных выставках — заводятся даже листы ожидания (вот уже воистину парадокс постперестроичной рыночной России).
Однако со вторым пунктом — публикациями в профессиональной прессе — вопрос более сложный. Не многие руководители ещё понимают, что это гораздо более оперативный и экономичный способ предоставить свою продукцию рынку. Журнал выходит заведомо чаще, чем проводятся выставки, а фактор своевременности иногда очень важен. Плюс не все профессионалы-сайнмейкеры имеют возможность по тем или иным причинам доехать до столицы и посетить выставку. Зато журнал наверняка «настигнет» своего читателя даже в самом дальнем уголке страны.
IV . Реклама как бизнес
Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.