1. Введение понятия о дружбе.
– В народе много пословиц и поговорок о дружбе. Прочитайте те, которые записаны на доске.
Друг познаётся в беде.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
– Как вы понимаете смысл каждой пословицы? Как вы понимаете значение слова «дружба»? (Предположения ребят.)
– В толковом словаре Владимира Даля значение слова «дружба» определяется как «бескорыстная стойкая приязнь». Вам знакомо слово, которое стоит на первом месте, – бескорыстие? (Учащиеся высказываются.)
– Что, по-вашему, значит фраза «бескорыстная дружба»? (Предположения ребят.)
– Послушайте, как понимают эту фразу герои рассказа Веры Осеевой «Ни за то и ни за это».
«Костя сделал скворечник и позвал Вову:
– Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Вова присел на корточки.
– Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
– Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник».
– Совпало с вашим мнением? Значит, какое из главных правил дружбы надо соблюдать? (Дружба должна быть бескорыстной, за дружбу не надо платить.)
– А теперь послушайте короткий рассказ Льва Николаевича Толстого «Два товарища» и скажите, можно ли назвать настоящим другом одного из его героев.
«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают».
– Какой главный вывод можно сделать из услышанного? (Настоящие друзья никогда не предадут друг друга, не бросят в беде.)
– А как вы думаете, можно ли брата или сестру назвать другом, подругой? (Ребята высказывают своё мнение.)
– Прочитайте стихотворение С. А. Махотина «Счастливо!» (учебник, с. 91).
2. Рассказ о своём друге.
– Расскажите о своём друге, используя план:
Как зовут моего друга.
Сколько ему лет.
Как выглядит (цвет волос, глаз).
Чем любит заниматься.
Наши с ним любимые занятия.
Чем мне нравится мой друг.
Физкультминутка
– Послушайте стихотворение «Два козла».
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то что бы со зла.
Один из них легонько приятеля боднул.
Другой его немножко, как бы шутя, лягнул.
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил!
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз…
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
– Подумайте, такие отношения можно назвать дружескими?
– А вы встречали таких «друзей»? Что бы вы им посоветовали?
III. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Собери пословицы».
– Я предлагаю вам посовещаться друг с другом и собрать пословицы из разбросанных половинок.
Нет друга – ищи, … …все за одного.
Старый друг … …а правдой и честью.
Один за всех, … …а нашёл – береги.
Дружба крепка не лестью, … …лучше новых двух.
2. Рабочая тетрадь (с. 37).
Выполнение заданий по выбору.
IV. Итог урока.
– О чём мы сегодня говорили на уроке? Какой должна быть дружба?
– Попробуйте доказать, что знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни. Какие советы вы дали бы тем детям, которые мечтают найти настоящего друга?
Домашнее задание: нарисовать для портретной галереи нашего класса портрет своего друга; рабочая тетрадь, с. 38 (прочитать о друзьях-животных).
Урок 35
ИДЁМ В ГОСТИ
Цели деятельности педагога: создать условия для развития навыков поведения в гостях, правильного приёма гостей, выбора подарка; способствовать развитию диалогической речи, умению общаться с окружающими, воспитанию мотивации к обучению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать подарок, общаться с окружающими.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; контроль и самоконтроль – выбирать средства для организации своего поведения.
Познавательные: общеучебные – адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей; предметные – уметь вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать подарок.
Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.
Оборудование: портретная галерея.
Ход урока
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.