– Какие хвойные деревья растут в наших лесах?
Рассказ «Сосна обыкновенная».
Одна из самых светолюбивых пород средней полосы – сосна обыкновенная. Залитый солнцем бор-беломошник невольно создает у людей праздничное настроение. Беломошником его зовут за седой ковер лишайников под деревьями. Воздух в сосновом лесу почти стерилен: летучие выделения сосен – фитонциды – убивают микробов. Именно поэтому санатории для легочных больных строят в сосновых лесах. Высота сосны достигает 50–75 м, живет она 150–500 лет. Сосна – источник строевой древесины и многих химических продуктов: скипидара, канифоли, дегтя, витамина С. В народе сосну называют звонкой, а сосновый лес – корабельной рощей, мачтовым лесом.
Рассказ «Сибирская кедровая сосна».
Назвали её кедром за красоту, долголетие и большие размеры кроны (до 45 м в диаметре). Первопроходцы, увидев в Сибири хвойное дерево с ароматной древесиной, назвали его кедром по аналогии с кедром ливанским. Её семена – всем известные коричневые «кедровые орешки». Они очень вкусные и питательные, их масло не уступает лучшим сортам прованского. В орешках содержатся белки и витамины, из жмыха делают халву. Животные прекрасно знают о пользе кедровых орешков. Белки, бурундуки, медведи и 200 видов птиц лакомятся ими. Особенно старательно это делает птица-кедровка. Запасая орехи на зиму, она часто о них забывает, и семена дают всходы. Кстати, кедровая сосна даёт не только семена: из её древесины делают музыкальные инструменты. Народная мудрость гласит: «В ельнике – трудиться, в березняке – веселиться, а в кедровнике – Богу молиться».
Рассказ «Ель».
Бумага, на которой мы пишем, скорее всего получена из еловой древесины – главного сырья для бумажного производства. Изготавливают из ели также доски и мебель. Но мало кто знает, что ели мы обязаны скрипичной музыкой.
Звучит фрагмент скрипичного концерта.
Ни одно дерево не даёт такой певучей и звонкой древесины. Из ели делали свои замечательные скрипки самые знаменитые скрипичные мастера – Страдивари и Амати.
А многим ли известно, что еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем апельсин или лимон? Есть её просто так не стоит, но настой из неё очень полезен. Хвойные ванны улучшают самочувствие. А как красива ель в Новый год и Рождество! Но лучше не срезать её, а украсить прямо в лесу или на дачном участке. В народе еловый лес называют ельником, дремучником, дремучим лесом.
Рассказ «Пихта».
Пихту вы всегда отличите от ели и сосны. Её хвоя мягкая. В народе пихтовые ветки называют лапками. Высота пихты достигает 30–60 м, живет она 500–700 лет. Пихта очень чувствительна к загрязнению воздуха. Из её древесины делают бумагу, музыкальные инструменты – контрабасы; из живицы – смолы, которая вытекает из ранок на стволе пихты, – получают лечебный пихтовый бальзам. Из хвои и веток пихты получают камфору – лекарство от болезней сердца.
Рассказ «Можжевельник».
Это небольшие вечнозелёные деревья или кустарники. Растут крайне медленно. Живут от 500 до 1000 лет. Светолюбивые, страдают от дыма и копоти. Древесина можжевельника очень прочная, устойчива к насекомым и гниению. Сладковато-пряные шишки (можжевеловые ягоды) употребляют в пищу, а также используют в парфюмерной промышленности. Листья и молодые побеги богаты эфирными маслами, которые очищают воздух от микробов. Давайте же будем беречь столь важное растение – можжевельник!
– Отгадайте загадку:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(Лиственница.)
Учитель демонстрирует веточку лиственницы.
– Можно ли это дерево отнести к хвойным? (Да, потому что у него есть хвоинки.) Как они расположены? (Пучками.) Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев? (Осенью хвоя желтеет и опадает.)
Рассказ «Лиственница».
Как вы думаете, какое самое распространенное дерево в российских лесах? Берёза? Нет! Она занимает лишь 13 % площади всех лесов. Ель и того меньше – всего лишь 10 %. Лиственница всех опередила – целых 38 %. Хвоинки у неё мягкие, опадают каждую осень, как листва. Отсюда её название. Зато древесина у неё тяжёлая, твёрдая (свежесрубленное дерево тонет в воде). Древесина очень долговечная, долго не гниёт. Северяне издавна делали из неё различные постройки, сваи для мостов. До нашего времени сохранилась башня якутского острога, сделанная из лиственницы ещё в XVIII веке.
IV. Итог урока.
Игра «Пословица-головоломка».
– По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу и объясните её смысл.
Ответ: Леса береги, нет леса – беги.
– Что такое хвоинки? С какими хвойными деревьями мы познакомились?
Урок 39
ЖИЗНЬ ПТИЦ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зиму-ющих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.
Оборудование: фотографии и загадки про птиц; схема «Виды птиц»; кроссворд «Зимующие птицы»; таблица «Что умеет делать клюв»; ребусы про птиц.
Ход урока
Дата: 2019-05-28, просмотров: 239.