Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
– Отгадайте загадку. О каком времени года в ней говорится?
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой.)
– Какие наблюдения можно проводить зимой?
– Сегодня мы с вами будем готовиться к экскурсии в зимний парк. Напомните основные правила поведения во время экскурсии.
Экскурсия – это тоже урок, только на открытом воздухе.
Во время экскурсии нужно идти парами, внимательно слушать учителя, друг друга.
II. Изучение нового материала.
– Сейчас мы с вами составим план-задание, по которому будем работать во время экскурсии.
План-задание:
1. Определить состояние снега (падает хлопьями, снежинками, крупой), проваливаются ли ноги в снег или он покрыт коркой.
2. Измерить высоту снежного покрова.
3. Где снег дольше не тает? Почему? Зачем земле снежный наряд?
4. Есть ли на деревьях иней?
5. Какое небо? Каким оно ещё бывает и что из этого следует?
6. Найти в зимнем парке следы животных. Попытаться определить, чьи они.
7. Понаблюдать за птицами: как называются, особенности полёта, чем питаются.
8. Размещение самодельных кормушек для птиц.
Физкультминутка
Да или нет?
(упражнение-игра на развитие внимания,
умения слушать и продолжать рассказ
с учётом темы и установленных правил.)
Правила игры: отвечать на вопросы можно только словами «да» или «нет», при этом совершать прыжки на месте.
В декабре в лесу листопад. Да?
Медведь в берлоге спит. Нет?
Ёжик зимой под листиками прячется. Да?
В декабре в лесу тихо, никого нет. Да?
Снег сверкает на солнце. Да?
В декабре бывают дождь и слякоть. Нет?
Снегири ловят мошек и мух. Да?
Дятел стучит клювом по коре, отыскивает вредителей. Нет?
III. Закрепление изученного материала.
1. Учебник, с. 87.
Ответы на вопросы. Работа с народными приметами.
2. Рабочая тетрадь, с. 34–35.
Задание «Соображалки».
Уточняют понятия об объектах природы. Самооценка.
IV. Итог урока.
– Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?
Урок 32
ЭКСКУРСИЯ В ЗИМНИЙ ЛЕС (ПАРК)
Цели деятельности педагога: создать условия для уточнения признаков зимы в неживой и живой природе в ходе экскурсии; способствовать развитию наблюдательности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся определять признаки зимы в неживой и живой природе в ходе экскурсии.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; прогнозирование – предвосхищать результат действия (экскурсии).
Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять признаки зимы в живой и неживой природе в ходе экскурсии.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают свое позитивное отношение к живой и неживой природе в зимнее время.
Оборудование: самодельные кормушки для птиц; карточки с изображением деревьев; письма на деревьях; блокноты.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
* * *
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро под ноги вам.
Лес уснул, и всё прекрасным стало,
Потому что к нам пришла… (зима).
– Ребята, мы в зимнем лесу. Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа. Что вы слышите? Какое у вас ощущение от зимнего леса? Какие стихи приходят вам на память? Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете?
Ход урока
IV. Итог урока.
– О чём мы сегодня говорили на уроке? Что вы узнали нового, какие открытия сделали? Что знали уже давно? Какие знания подтвердились?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 36 (задания творческого характера).
Урок 34
О ДРУЖБЕ
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования понятия друг, дружба, развития умения оценивать поступки людей; способствовать развитию коммуникативных навыков, воспитанию чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимоуважения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся определять понятия друг, дружба, оценивать поступки людей, различать основные нравственно-этические понятия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью; осуществление учебных действий – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знать и объяснять понятия друг, дружба; уметь оценивать поступки людей.
Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Послушайте песню.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича).
– О чём эта песня? (О дружбе.) Что такое дружба? (Высказывания учащихся, основанные на собственном опыте.)
– У вас есть друг? Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? (Высказывания учащихся, основанные на собственном опыте.)
– Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
IV. Итог урока.
– О чём мы сегодня говорили на уроке? Какой должна быть дружба?
– Попробуйте доказать, что знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни. Какие советы вы дали бы тем детям, которые мечтают найти настоящего друга?
Домашнее задание: нарисовать для портретной галереи нашего класса портрет своего друга; рабочая тетрадь, с. 38 (прочитать о друзьях-животных).
Урок 35
ИДЁМ В ГОСТИ
Цели деятельности педагога: создать условия для развития навыков поведения в гостях, правильного приёма гостей, выбора подарка; способствовать развитию диалогической речи, умению общаться с окружающими, воспитанию мотивации к обучению.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать подарок, общаться с окружающими.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; контроль и самоконтроль – выбирать средства для организации своего поведения.
Познавательные: общеучебные – адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей; предметные – уметь вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать подарок.
Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.
Оборудование: портретная галерея.
Ход урока
IV. Итог урока.
– О чём мы сегодня говорили на уроке?
– Какие памятки составили?
– Попробуйте доказать, что знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни.
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 39–40; выполнить задания по выбору.
Урок 36
С наступающим НОВЫМ ГОДОМ!
Цели деятельности педагога : создать условия для развития речевого творчества, составления рассказа об истории праздника.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся рассказывать о семейной традиции встречи Нового года, об истории праздника.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществление учебных действий – планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с историей праздника Новый год; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к культуре других народов.
Оборудование: новогодние загадки; кроссворд «Снежинка»; изображение Деда Мороза.
Ход урока
IV. Итог урока.
– Решите кроссворд «Снежинка». Обратите внимание, что все слова в нём состоят из пяти букв и заканчиваются на букву «А».
1. Время года.
2. Её наклеивают на конверт.
3. Хвойное вечнозелёное растение.
4. Весенний христианский праздник.
5. Верхняя разветвлённая часть дерева.
6. Третья буква греческого алфавита.
7. Водяной вал.
8. Синоним метели.
Ответы: 1. Весна. 2. Марка. 3. Сосна. 4. Пасха. 5. Крона. 6. Гамма. 7. Волна. 8. Пурга или вьюга.
Урок 37
ЯНВАРЬ – ГОДУ НАЧАЛО, ЗИМЕ СЕРЕДИНА
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умений рассматривать изменения, происходящие в природе в январе, определять деревья по силуэту; способствовать уточнению понятий лиственные и хвойные деревья.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся определять понятия лиственные, хвойные деревья; наблюдать за изменениями, происходящими в природе в январе, определять деревья по силуэту.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: целеполагание – удерживать цель деятельности до получения её результата; оценка – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Познавательные: общеучебные – применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; предметные – знать понятия: «лиственные, хвойные деревья»; наблюдать за изменениями, происходящими в природе в январе, определять деревья по силуэту.
Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: пословицы, загадки про январь; карточки «Узнай дерево»; кроссворд «Январь».
Ход урока
IV. Итог урока.
– Назовите признаки января.
– Разгадайте кроссворд «Январь».
По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега.
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…
3. Шуба бела весь свет одела.
5. Сам бежит, а стоять не велит.
7. Снегопад при сильном ветре.
Ответы: По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима. По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.
Урок 38
ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с хвойным деревом лиственницей, уточнения понятия вечнозелёное дерево; способствовать развитию умений выделять особенности хвойных деревьев, отличать хвойные деревья от лиственных.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся определять хвойное дерево лиственницу, определять понятие вечнозелёное дерево; выделять особенности хвойных деревьев, отличать хвойные деревья от лиственных.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: логические – выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; общеучебные – объяснять понятие вечнозелёные деревья, знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру.
Оборудование: фотографии и репродукции картин с изображением хвойных деревьев; загадки про хвойные деревья; пословица-головоломка; аудиозапись фрагмента скрипичного концерта.
Ход урока
II. Практическая работа.
– Сравните общий вид сосны и ели, обращая внимание на различие в расположении веток.
Задание «Выбор веток».
– Что у вас на столах? (Ветки, веточки.) Справа положите ветку ели, а слева – ветку сосны. Как вы их определили? (По хвоинкам.)
Задание «Сравнение хвоинок».
– Что же мы видим на ветках? (Иголки, хвоинки.) Рассмотрите хвоинки: сначала невооруженным глазом, затем с помощью лупы.
– Чем похожи хвоинки сосны и ели? Чем различаются? (Длиной: у ели короткие, у сосны – длинные; по-разному прикрепляются к веточке: у ели сидят по одной, у сосны – по две.)
Задание «Сравнение шишек».
– Рассмотрите шишки. Какая из шишек еловая, а какая – сосновая?
– Мы изучили два дерева – сосну и ель. Что же у них общего? (Есть хвоинки и шишки.)
– Благодаря хвоинкам эти деревья назвали хвойными. А что такое хвоинки?
Физкультминутка
Даже ёлку мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки –
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
А. Барто
IV. Итог урока.
Игра «Пословица-головоломка».
– По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу и объясните её смысл.
Ответ: Леса береги, нет леса – беги.
– Что такое хвоинки? С какими хвойными деревьями мы познакомились?
Урок 39
ЖИЗНЬ ПТИЦ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зиму-ющих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.
Оборудование: фотографии и загадки про птиц; схема «Виды птиц»; кроссворд «Зимующие птицы»; таблица «Что умеет делать клюв»; ребусы про птиц.
Ход урока
IV. Итог урока.
– Назовите зимующих птиц. Что умеет делать клюв? Почему нужно заботиться о птицах? (Птицы – наши друзья.)
– Замечательный писатель М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Урок 40
НАША СТРАНА – РОССИЯ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с государственными символами России, уточнения названия нашей страны; способствовать развитию умения рассматривать достопримечательности Москвы, составлять устные высказывания.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся воспроизводить название страны, достопримечательности столицы России, называть символы государства.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб).
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Оборудование: государственные символы России; ребусы «Кремль», «Россия»; физическая карта России; фотографии исторических памятников Москвы; календарь «Государственные праздники».
Ход урока
IV. Итог урока.
– Назовите государственные символы России. Что такое герб? Что обозначает двуглавый орёл? Что означает всадник с копьём? Чем является гимн для любой страны? Назовите цвета российского флага. Назовите столицу России.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
– Отгадайте загадку. О каком времени года в ней говорится?
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой.)
– Какие наблюдения можно проводить зимой?
– Сегодня мы с вами будем готовиться к экскурсии в зимний парк. Напомните основные правила поведения во время экскурсии.
Экскурсия – это тоже урок, только на открытом воздухе.
Во время экскурсии нужно идти парами, внимательно слушать учителя, друг друга.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.