XLIX. Возвращение иудеев из плена. Создание второго храма. Деятельность Ездры и Неемии. Последние пророки. Судьба иудеев, оставшихся в пределах царства Персидского: история Есфири и Мардохея
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На призыв царского указа об освобождении отклик­нулись все иудеи, которым была дорога и священна па­мять об Иерусалиме. Но их оказалось немного — всего 42 360 человек с 7 367-ю слугами и служанками. Это большею частью были люди бедные, и все их достояние состояло из 736 лошадей, 245 мулов, 435 верблюдов и 6 720 ослов. Гораздо большая часть пленников, — все те,

которые успели обзавестись значительным хозяйством в стране своего пленения, предпочли остаться там, и между ними большинство высших и богатых классов, которые легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Но и среди высших классов еще оставались ис­тинно патриотичные и благочестивые люди, каковым был князь иудейский Зоровавель, принявший на себя началь­ство над караваном поселенцев. С ним был первосвящен­ник Иисус, соименник того вождя, который впервые ввел избранный народ в землю обетованную, и того Божествен­ного Искупителя, который должен был в будущем ввести человечество во владение несокрушимого царства «не от мира сего», и еще девять старейшин, принявшие на себя бремя устроения переселенцев на почве родной земли. Получив вспомоществование как от оставшихся в Вавило­нии своих соплеменников, так и от самих вавилонян, и неся с собою 5 400 сосудов храма, некогда захваченных Навуходоносором и теперь возвращенных Киром, этот малый остаток некогда могущественного народа двинулся в путь — в землю обетованную.

Из переселенцев, конечно, каждый старался скорее увидеть свое старое пепелище, и потому они возвратились в свои различные города. Но в седьмой священный месяц Тисри они все собрались в Иерусалиме и там, возобновив жертвенник на груде развалин, отпраздновали праздник Кущей. Тогда же приступлено было и к заготовке матери­алов для возобновления храма, и при этом, как и во вре­мена Соломона, им помогли тиряне и сидоняне, которые нанялись доставлять им кедровый лес с гор Ливана1. Во второй месяц следующего года (535), в самое время ос­нования скинии Моисеем, была произведена торжествен­ная закладка нового храма. Все торжество закладки было произведено «по уставу Давида», с песнопением священ­ников и левитов, которые с трубами и кимвалами слави­ли Господа; «и весь народ громогласно восклицал, славя Господа за то, что положено основание дома Господня». Но многие при этом, особенно старики из священников, левитов и старейшин, видевшие прежний храм, не могли удержаться от слез, «и плакали громко», «и не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народно­го» . Затем приступлено было к самому построению храма. При отсутствии достаточных средств, труд этот был тяже­лый и медленный, тем более, что явились противники это­го дела в лице самарян, которые, считая Палестину теперь своим владением, враждебно отнеслись к переселенцам и разными наветами пред персидским правительством доби­лись даже указа об остановке работ. Работы возобновились опять при Дарии Гистаспе, который подтвердил указ Ки­ра, и народ, ободряемый пророками Аггеем и Захариею, еще с большим усердием принялся за труд, и здание бы­ло закончено в шестом году царствования Дария (515 г.), через 21 год после закладки его основания. Совершено было торжественное освящение нового храма, который строился по образцу первого, хотя и из менее ценных ма­териалов. Кроме 700 жертв всесожжения было принесено двенадцать козлов в жертву за грех, «за всего Израиля по числу колен». Восстановлены были по уставу Давида «чре­ды» священников и левитов для служения при храме, хо­тя для того, чтобы составить полное число этих чред, при­шлось оказавшиеся налицо четыре чреды разделить каж­дую на шесть частей. Освящение закончено было торжественным совершением Пасхи.

Слух о возобновлении храма и богослужения в нем распространился по всем пределам Персидской монархии, где только оставались иудеи и, ободренные успехом своих собратьев, многие из них решились хоть теперь воспользо­ваться указом Кира; и вот собралась новая партия пересе­ленцев, которые в числе полторы тысячи семейств напра­вились в святую землю. Предводителем этой партии был Ездра, ученый священник из рода Ааронова, пользовав­шийся особенным благорасположением царя Артаксеркса Лонгимана, указ которого от 457 года и служит началом для счисления седьмин Данииловых. Когда переселенцы прибыли в Иерусалим, то Ездра был поражен печальным состоянием народа. Многие из иудеев поженились на язычницах, и дети их воспитывались в полу-язычестве. Огорченный всем этим, Ездра разодрал свои одежды и на­столько растрогал народ своими увещаниями в незаконно­сти и опасности таких браков, что многие порешили раз­вестись с своими языческими женами.

Между тем, несмотря на все усилия Ездры, положе­ние народа оставалось печальным: по своей бедности и не­согласию, а также и по противодействию врагов, иудеи еще и не начинали восстановлять Иерусалима, так что стены его находились все еще в развалинах. Весть об этом крайне опечалила благочестивого Неемию, занимавшего высокое положение виночерпия при дворе персидского царя. Он задумал помочь своему народу, и когда, после усердной молитвы Богу, доложил об этом царю, то послед­ний не только милостиво отнесся к его просьбе об уволь­нении его на время в св. землю, но и снабдил его царски­ми грамотами к областеначальникам для оказания ему всякого содействия и охранным отрядом всадников для безопасности в пути. Осмотр Иерусалима вполне подтвер­дил его сведения о состоянии города и народа, и он энер­гично приступил к работам, несмотря на враждебное от­ношение начальников соседних областей и племен, кото­рые, опасаясь усиления иудейского народа, всячески препятствовали работам, замышляли убить самого Не­емию и наклеветали на него перед царем персидским, будто бы он укреплял Иерусалим с изменническим наме­рением провозгласить себя царем и отложиться от Пер­сидской монархии. Но все козни их были напрасны. Что­бы обеспечить себя от нечаянного нападения врагов, Неемия вооружил народ и разделил его на две смены, из которых одна работала, а другая стояла под оружием. Де­ло шло так быстро, что через 52 дня Иерусалим как бы воскрес из своих развалин, и враги иудейского народа с изумлением увидели перед собою сильные твердыни. Это было в 444 году. Закончив главное дело, Неемия присту­пил к внутреннему преобразованию в жизни народа, и, прежде всего, облегчил участь бедного народа, страдавшего от угнетения и алчности богатых. Затем, в ознаменова­ние вступления народа в новую жизнь, с особым торже­ством отпразднован был праздник Труб (в месяце Тисри). К празднику собрались все переселенцы, и этим Неемия вместе с Ездрой воспользовались для того, чтобы возобно­вить в сознании народа заповеди Божии и закон Моисеев. В торжественном собрании народа Ездра явился в сопро­вождении книжных левитов и, с величайшим благоговени­ем раскрыв книгу закона, начал читать ее народу, который с умилением слушал священное чтение. Но во время сво­его пребывания в плену народ уже значительно забыл древний еврейский язык, на котором написаны были кни­ги закона Моисеева, и потому понадобился перевод чита­емого на народный язык, каким был арамейский, что и делали книжные левиты, сопровождавшие чтение закона переводом и надлежащими толкованиями. Народ плакал от умиления, благодаря Бога за все Его благодеяния воз­любленному Им народу и каясь во всех грехах и преступ­лениях, которыми навлечен был Его праведный гнев. Все это торжество было закончено заключением нового завета с Богом, который и скреплен был подписью и печатью князей, священников и левитов. Приняв меры к заселе­нию Иерусалима, Неемия возвратился к персидскому дво­ру на свою прежнюю должность. Но слухи о новых наст­роениях в Иерусалиме опять заставили его возвратиться в родную землю. Там он нашел, что заведовавший храмом первосвященник Елиашив допустил страшные беспоряд­ки, дозволив даже одному из врагов народа — Товии аммонитянину поселиться на самом дворе храма и вступил в родство с другим врагом его Санаваллатом, — вследствие чего религиозно-нравственная жизнь народа пала, суббота не соблюдалась, десятины левитам не платились, по-преж­нему заключались браки с язычниками. Пылая ревностью к святыне, Неемия выгнал Товию из отведенного ему жи­лища и выбросил все его домашние вещи, сделал выговор старейшинам за допущенные ими беспорядки, запретил торг в субботу, восстановил правильную выдачу десятины левитам и строгими мерами заставил иудеев исполнять за­кон о несмешении с идолопоклонниками. Свою деятель­ность Неемия описал в особой книге, носящей его имя («Книга Неемии») и заканчивающейся молитвой: «Помя­ни меня, Боже мой, во благо мне». Деятельность Ездры описана в «книгах Ездры».

Ко времени деятельности этих знаменитых мужей от­носится и деятельность последних пророков Аггея, Заха­рии и Малахии. Первые двое выступили с пророческим словом еще при Зоровавеле и ободряли народ не ослабе­вать в своем усердии о построении храма, предсказывая полный ycпex святому делу, хоть, в то же самое время, предвещая скорое наступление царства Мессии, когда сам народ за свое непослушание Ему будет отвергнут вновь и на его место явится и водворится в святом городе новый род, над которым воссияет слава Божия. Ряд ветхозавет­ных пророков закончил собою последний пророк Мала-хия. В лице его ветхозаветное пророчество сказало свое последнее слово. В проповеди его уже слышится предвестие о приближении «исполнения времен», и он призыва­ет народ к покаянию, чтобы достойно встретить этот ве­ликий момент. Так как в его проповеди изобличаются те же самые настроения, с которыми боролся Неемия, то и деятельность их нужно считать современною. Во всяком случае пророческая деятельность Малахии падает на конец V-гo столетия, и, возможно, что Ездра, составивший в это время канон книг Ветхого завета, завершил его включени­ем в него и книги «пророка Малахии», которою и закан­чивается еврейский канон книг св. Писания.

Но воздвигая великих и благочестивых мужей для ус­троения жизни иудеев, возвратившихся из плена в землю обетованную, Господь не оставлял Своим промышлением и тех, которые остались в пределах Персидского царства. В годину бедствий рука Его и там воздвигала им достой­ных защитников от злобы врагов. Такова знаменитая ца­рица Есфирь и ее родственник Мардохей, благочестивый иудей, в малолетстве уведенный в плен вместе с царем Иехонией. Будучи бездетным, Мардохей воспитал юную си­ротку Гадассу (таково еврейское имя Есфири) как свою родную дочь, и добродетель его была награждена чудесною судьбою, поведшею к необычайному возвышению их обо­их. Мардохей, занимая скромную должность привратника при царском дворце, спас жизнь царю, предупредив один придворный заговор, за что имя его занесено было на страницы царской летописи, а его воспитанница Гадасса так понравилась царю Артаксерксу2, когда он делал выбор себе новой жены из красивейших девиц всего государствана место отвергнутой им за гордость царицы Астини, что он «возложил царский венец на голову ее и сделал ее ца­рицею на место Астини», дав ей почетное имя Есфирь — «звезда». Такое возвышение представительницы иудейско­го народа вызвало крайнюю ненависть и злобу у некото­рых придворных и особенно некоего Амана амаликитянина, который, сам будучи поставлен «выше всех князей» царства, пользовался своею властью лишь для высокомер­ного угнетения всех, кто с рабским подобострастием не падал перед ним ниц. Узнав, что Мардохей не оказывает ему такого раболепства, как это делали вообще придвор­ные сановники, Аман пришел в ярость и решил погубить не только его самого, но и весь его народ. Коварным на­ветом на иудеев, как самый вредный народ в государстве, Аман добился согласия царя на издание указа об истреб­лении их. Узнав о грозящей своему народу участи, Мардо­хей известил об этом Есфирь и требовал от нее, чтобы она заступилась перед царем за свой народ. Мужественная Ес­фирь, под страхом потерять свое положение и жизнь, во­преки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и, найдя у него милость, пригласила его вме­сте с Аманом на пир к себе. Аман, польщенный таким приглашением и думая, что царица решила не ставить ему никаких препятствий в исполнении его мщения иудеям, приказал, вместе с тем, уже воздвигнуть высокую висели­цу для Мардохея. Между тем царь, чтобы разогнать скуку бессонной ночи, приказал читать себе царские летописи, и когда ему прочитано было о подвиге Мардохея, остававшемся доселе без должного вознаграждения, то он на сле­дующее же утро спросил своего любимца Амана: «что сде­лать тому человеку, которого царь хочет отличить почестию?» Аман, вполне убежденный, что царь имеет ввиду не кого другого, как его именно, отвечал, что такого челове­ка нужно почтить царским венцом и царским одеянием, посадить на коня и заставить одного из первых князей царства водить его по городу с провозглашением о цар­ской милости. К крайнему его изумлению и злобе, все это он должен был сделать по отношению к ненавистному для него Мардохею. Разбитый духом, он отправился на пир к Есфири, но там его ждала заслуженная участь. Довольный угощением, Артаксеркс предложил Есфири просить у не­го все, что только она захочет, «хотя бы до полуцарства». Тогда Есфирь попросила защиты себе и своему народу от лютого врага, и когда царь узнал, в чем дело, то приказал повесить Амана на той самой виселице, которую тот при­готовил было для Мардохея, а в отмену указа об истребле­нии иудеев разослан был новый указ о праве их проти­виться исполнению первого. В силу этого указа иудеи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и изби­ли более 75 000 своих врагов, а десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом. В воспомина­ние о таком чудесном спасении был установлен праздник Пурим (от слова пур — жребий, потому что Аман бросал жребий на погубление иудеев). Эта чудесная история опи­сана в «книге Есфирь».

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 272.