IX. Солнцестояние при Иисусе Навине
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В битве при Гаваоне совершилось одно из величайших чу­дес, о которых только повествуется в Библии. Именно, Иисус Навин остановил солнце и луну в их обычном течении и тем продолжил день, давший ему возможность докончить пораже­ние врагов. Об этом чуде в книге Иисуса Навина рассказывает­ся так: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Бог Амморея в руки Израилю, и сказал пред израиль­тянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиа-лонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь (так) слышал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (И. Нав. 10:12—14). Затем, в подтверж­дение этому, автор книги Иисуса, сына Сирахова, характеризуя И. Навина, говорит, между прочим: «не его ли рукою останов­лено было солнце, и один день были как бы два?» (Сир. 46:5). Так как это чудо касается астрономической области, где с особенною определенностью признается действие правильных и неизменных законов, то неудивительно, что оно встречает мно­го возражений. Прежде всего, указывают на неправильность са­мого выражения: стой, солнце, так как для удлинения дня тре­бовалось бы остановить землю, которая своим движением во­круг своей оси и производит явление дня и ночи. Но на это нужно сказать, что И. Навин не имел ввиду в пылу битвы со­блюдать точность астрономических выражений, а высказал свое повеление обычным разговорным термином, который вполне допускает такое выражение. Это солнцестояние имело своим результатом удлинение дня настолько, что день этот был совер­шенно необычайным, «был как бы два дня». Некоторые толко­ватели, чтобы избегнуть как указанного, так и других возраже­ний против чуда, стараются объяснить эту продолжительность дня субъективным впечатлением И. Навина и израильтян, именно в том смысле, что поражение, нанесенное ими непри­ятелям, было такое полное, что для него, по-видимому, недоста­точно было бы одного обыкновенного дня, и потому день тот как будто в действительности был вдвое продолжительнее. В подтверждение этого ссылаются на то, что самое повествование о чуде берется из «Книги праведного», т.е. сборника героичес­ких песен, в которых воспевались с обычною поэтическою воль­ностью различные события и подвиги израильских героев. Но на это нужно сказать, что цитата из «Книги праведного» при­водится не как источник самого события, а лишь в подтверж­дение рассказа самого И. Навина, в том смысле, что это вели­кое событие к тому времени, когда писал свою книгу И. Навин (в конце своей жизни), уже сделалось предметом народного поэтического творчества, воспевалось в «Книге праведного», та­ким образом было событием общеизвестным, не требовавшим особенного удостоверения в его действительности. Что касается самой продолжительности дня, то, ввиду недостаточной опреде-ленности выражений в повествовании о чуде, определить ее не­возможно. День, видимо, уже клонился к западу, так как виден был на небе и серп луны. Поэтому можно только предполагать, что с момента чудесной остановки солнца ночь не наступала еще так долго, что израильтяне имели полную возможность до­кончить дело поражения неприятеля и самый день сделался как бы двойным против обыкновенного.

Но как могло совершиться такое чудо, не нарушая всего стройного течения мирового порядка? — На этот вопрось, за­даваемый астрономами, Библия не отвечает ни одним словом, предоставляя решение его собственным силам разума. В таком случае возможны два предположения: 1) или Бог действитель­но остановил земной шар в его суточном движении вокруг сво­ей оси, или 2) не останавливая земли, заставил солнце оставать­ся видимым И. Навину в продолжение всего того времени, ко­торое требовалось для победы. Против первого предположения возражают, что внезапная остановка земли причинила бы страшное потрясение всех предметов на ее поверхности, а так­же и значительный беспорядок среди небесных тел, так как земля вышла бы из своей орбиты и нарушила бы правильность движения луны. Но возражение это разрешить нетрудно. Тот, Кто мог остановить так землю в ее движении, настолько мудр и всемогущ, чтобы предотвратить и гибельные последствия та­кой остановки. Притом возражение, предполагающее возмож­ность нарушения порядка в самом соотношении небесных тел, несостоятельно и само по себе, потому что годичное движение земли вокруг солнца и движение луны вокруг земли независи­мы от вращения земного шара вокруг своей оси; вследствие этого, даже во время остановки его вращения вокруг своей оси, передвижение его в пространстве вокруг солнца и движение лу­ны не могли получить какого-либо сильного потрясения или ви­доизменения. Что касается второго предположения, именно до­пускающего кажущуюся остановку солнца без действительной остановки земли, то предпочитающие такое объяснение рас­сматриваемого чуда должны допустить чудесное уклонение сол­нечных лучей, направленных к освещению Палестины. А это уклонение могло произойти или по непосредственному дейст­вию всемогущества Бога, благоволившего дать лучам солнца то именно направление, какое нужно было для удлинения дня; или же посредством естественных способов отражения или преломления лучей, что также дало бы возможность видеть солнце в такие часы, когда оно при обыкновенном состоянии было бы совершенно закрыто от глаз. Против исторической до­стоверности чуда делается еще одно возражение, именно, что оно непременно по своей необычайности поразило бы и другие народы; между тем, мы совершенно не находим о нем свиде­тельств в летописях древних народов, которые могли бы быть свидетелями этого чудесного события. Хотя у китайцев и встре­чается свидетельство об одном дне, бывшем более продолжи­тельным, чем обыкновенно, но вообще можно полагать, что чу­десная продолжительность дня едва ли могла быть заметна еще где-либо, кроме Палестины.

Кроме своего чисто физического значения чудо это имело и весьма важное религиозно-нравственное значение. Оно пока­зывало ханаанским народам, боготворившим солнце и луну под видом Ваала и Астарты, что Иегова, Бог израильский, есть еди­ный истинный Бог и в Его всемогущем распоряжении находят­ся те светила, которые безумно боготворились язычниками. По­следние, таким образом, кроме жестокого физического пораже­ния от израильтян, понесли и не менее сильное поражение нравственное, которое должно было окончательно отнять у них всякое мужество в борьбе с пришельцами.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 327.