Вопрос 2. Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» (история создания, проблематика, система персонажей, жанровое своеобразие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Роман "Бесы" Достоевский начал писать как остро современную вещь, в прямой связи с событиями "нечаевского процесса". В ноябре 1869 г. в Москве было совершено преступление, о котором сообщили все русские газеты: группой заговорщиков во главе с Сергеем Нечаевым был убит студент Петровской земледельческой академии И. Иванов

Достоевский увидел в этом преступлении симптом жестокого общественного недуга с непредсказуемыми разрушительными последствиями. Он решил написать произведение, в котором хотел показать, насколько опасно это отрицание религии, морали, семейных, человеческих связей. Так родился замысел "Бесов".

Проблематика романа Ф.М.Достоевского «Бесы»: Достоевский впервые воссоздает портрет молодого поколения середины XIX века, его идейные и философские искания, политические амбиции и социальные устремления. Все это было столь своевременным, злободневным, что тогдашняя молодежь, прочитав роман, сконцентрировала свое внимание на политической, памфлетной части его проблематики, стремясь отыскать в произведении свой портрет, и находила «злобную карикатуру»

Система персонажей: О героях романа «Бесы» следовало бы судить по двенадцатибалльной шкале, установленной для землетрясений, но приспособленной для душедухотрясений! ... Сократим шкалу душедухотрясений до шести баллов и попытаемся оценить героев романа "Бесы". По этой шкале Кармазинов не поднимается выше нуля, его Ю.П.Иваск характеризует как "мертвую душу", "безнадежного пошляка". Подобным же образом он оценивает Шигалева, называя его "бездушным фанатиком". Единицу, по мнению Иваска, заслуживает Ставрогин, «вызвавший столько душедухотрясений у бесов, но сам не сотрясавшийся». С "великим грешником" сближается и великий праведник: "Ту же отметку заслуживает и праведник - епископ Тихон, не христианский иудей, а христианский эллин. О значимости образа старца Тихона для всей динамики творчества Достоевского писал Р.Лаут в книге «Философия Достоевского»: «В «Бесах» впервые предпринята попытка ввести в повествование святого как действующее лицо. В исключенной из романа главе «У Тихона» свт. Тихон показан с исторической точностью. ... С того времени в каждом большом его (Достоевского) произведении представлены религиозные люди как действующие лица, занимая в его творчестве все большее место». В соответствии со шкалой Ю.П.Иваска «двойку» заслуживают бесовод Петр Верховенский, Виргинский, Лямшин, Липутин, Лебядкин, "Лембки", Семен Яковлевич. «Тройку» - Варвара Петровна, Даша и книгоноша Софья Матвеевна Улитина, Эркель. «Четверку» получают Федька Каторжный, Лиза, Маврикий Николаевич. «Пятерка» достается Степану Трофимовичу и Шатову, «шестерка» - Кириллову и Марье Тимофеевне Лебядкиной. Главный герой романа и одновременно главный из самоубийц - Ставрогин рассматривается в этой главе рядом со своим учеником и идейным антиподом Шаговым. Именно Иван Шатов испытал на себе влияние личности Ставрогина в большей степени, нежели другие персонажи. Для него философские искания Ставрогина выстроились в идею о мессианском значении России, о русском народе-Богоносце.

Жанр: монологический роман.

 

 

БИЛЕТ 14

1.    «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма: своеобразие психологизма.

Высшая задача подлинного искусства, по мнению Карамзина, - в обнаружении истинной, жизненной сущности человека, его души, в том, чтобы отвергнуть все случайное и наносное. В этом состоял основной принцип нового направления – сентиментализма, представителем которого и стал Карамзин.

Совсем иначе, чем его предшественники и современники, сумел увидеть он человеческую личность. Именно это, в конечном счете, и обусловило основные начала его художественного мира, в частности, определило два важнейших его элемента — характер автора-повествователя и принципы изображения героя.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 380.