Вопрос 2. Общая характеристика творчества А.П. Чехова: периодизация, отношение к предшествующей литературной традиции, новаторство героя, конфликта, жанра («короткий рассказ», пьеса-настроение)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отношение к предшествующей литературной традиции.

Среди литературоведов давно сложилось мнение о том, что Чехов - писатель, очень слабо подверженный всей предшествующей литературной традиции что он, напротив, активно выступая как новатор, стремится к отходу от давно сложившихся литературных норм, пародирует общепризнанные каноны и правила и поэтому все используемые им аллюзии и реминисценции так или иначе направлены на разрушение привычных литературных шаблонов.

Периодизация

В литературе о Чехове традиционным является деление творческого развития писателя на два этапа: ранний период и годы творческой зрелости. Начал как писатель-юморист. Сотрудничает в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Жанр – короткий смешной рассказ с неожиданной концовкой или короткое повествование очеркового типа, построенное на комическом диалоге персонажей. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. В рассказах «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий», признанных классическими образцами чеховской юмористики, налицо спор с трактовкой образа маленького человека. Маленький человек, чаще всего чиновник низшего класса, неизменно оценивался последними как достойная жалости жертва жестокого и подавляющего социального механизма, действующего через представителей государственной силы и власти от крупных чиновников до полиции, изображаемых обыкновенно в черных красках, как существа сеющие зло, ненависть и агрессию. У Чехова эта идейная конструкция оказывается перевернутой с ног на голову. Генерал в «Смерти чиновника» и Толсты в «Толстом и тонком», несмотря на то, что они обладатели больших чинов и высокого положения в обществе, не имею в себе ничего даже отдаленно авторитарного, они доброжелательны. Духовное же рабство маленьких людей, бедного чиновника Червякова, бесконечно извиняющегося перед генералом за то, что чихнув в театре, он случайно обрызгал его лысину, и Тонкого, столь же неоправданно начинающего унижаться перед своим гимназическим приятелем, Толстым, стоило ему узнать, как сильно тот обогнал его по службе, - объясняется не тем, что это уродливая, но закономерная реакция на социальное давление извне, а странными и не зависящими ни от какого внешнего давления законами человеческой психики, все время подверстывающей меняющийся мир под готовую систему мыслительных координат.

Вторая половина 1880-х – время нащупывания писателем своего «серьезного» стиля в литературе, а также активных поисков интеллектуального и духовного самоопределения. Основной жанр Чехова – по-прежнему маленький рассказ. Темы же, за которые он берется, весьма разнообразны. Чрезвычайно разнообразен и его персонажный мир. Писатель не ограничивает себя изображением какой-либо одной сферы жизни. В его произведениях встречаются жители города и деревни, дворяне, мещане, крестьяне, офицеры, врачи, актеры. Главным образом его интересует человек в его психологических взаимодействиях с другими людьми, а также с миром, в котором ему выпало жить и в котором он пытается найти себя (рассказ «Гриша», «Тоска», «Ванька»). К этому примыкает первый опыт «серьезного» в области большой формы - повесть «Степь».

Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки "бегства". Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.

Беликов, "Человек в футляре", в противоположность Анне Сергеевне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься. Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жили она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь "душечки" не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла?

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Но если "душечка" не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной "лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском - деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в "Вишневом саде". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.

Отличительной чертой и главным объектом изображения в чеховской драме становится: бытовое течение жизни в ее мелких и случайных обыденных проявлениях, не знающее ни глобальных конфликтов, не радикальных поворотов событий. Если в драме и происходят какие-либо яркие, значимые события – такие как страшный городской пожар в «Трех сестрах» или продажа с аукциона усадьбы и сала Гаева и Раневской в «Вишневом саду», - они неизменно оказываются на периферии основного действия и принципиально ничего не меняют в судьбах героев.

Драматургия настроения.

В чем же своеобразие именно «чеховского» настроения? В том прежде всего, что существеннейшим элементом для всех чеховских пьес является неизменное для каждого действующего лица наличие в его характеристике того, что в музыке называется лейтмотивом. Примеров можно привести множество. Лейтмотивы «Чайки»: для Нины Заречной — «я — чайка», для Сорина — «человек, который хотел»; для Треплева — «нужны новые формы, новые формы нужны!»; для Тригорина — навязчивая идея о необходимости запоминать и писать («вот плывет облако, похожее на рояль — надо запомнить»).

 

Все персонажи «Дяди Вани» охарактеризованы их лейтмотивами: «мотив» Астрова — леса, Войницкого, до катастрофы в третьем акте, — преклонение перед профессором, а затем — страстная к нему ненависть; формула настроений Серебрякова — «надо дело делать».

Должен был разрушить штампы с помощью пародий (как Пушкин разрушил штампы романтизма) – доведение до абсурда какого-либо штампа. Пародийность показывает исчерпанность и ограниченность какого-либо взгляда.

Переходная фигура от одной литературной эпохи к другой. Современники не признавали его как великого реалиста или модерниста. Открыл пути литературного авангарда.

Чехов «выдавливал из себя по каплям раба», и его герои превращаются в личности – квинтэссенция его творчества.

Отец Чехова стремился вывести детей в люди. Они учились в гимназии. Чехов сам пережил психологию «маленького человека». Никогда не мечтал стать писателем.

Пьеса «Безотцовщина» - первый литературный опыт. Начал писать рассказы в юмористическом журнале. Необходимость писать лаконично и литературная ситуация (заштампованность) совпали: «игра в литературу». Тексты – пародии на современный псевдонаучные тексты и эпистолярные жанры. Чехов пишет под псевдонимами.

Исследователи выделяют 2 периода в творчестве Чехова (Чудаков, «Поэтика Чехова):

1) Период многописания (80-е гг.);

2) Период зрелого Чехова, или малописания (90-е гг.).

Создание новых форм, и большую роль играют малые формы. 90-е гг. – становление новой литературы и серебряный век русской поэзии.

Чехов начинает с пародирования, т.к. сложилась такая ситуация, что мир иерархичен, складывается представление о норме.

«Маленький человек» сам делает себя маленьким.

Юмористические рассказы – игра как пародирование, отрицание старых штампов, переход к новой литературе и новому типу героя.

Чеховские повести называются романическими, т.к. их потенциал романный, а объём маленький.

Первый сборник рассказов – «Сказки Мельпомены» (1886 г.). Талант Чехова открывает Григорович (ровесник Достоевского), который помог многим молодым писателям. Чехову он помог с созданием сборника «Пёстрые рассказы».

Сборник «В сумерках» отмечен Пушкинской премией.

В 1830 г. Чехов совершает поездку на Сахалин (место каторжан и ссыльных поселенцев) с целью переписи населения. Туда Чехов добирался на перекладных. Подготовиться Чехову к встрече с каторжанами помогли «Записки из мёртвого дома» Достоевского. Обратно Чехов добирался морским путём. Итогом путешествия стала книга очерков «Остров Сахалин». По жанру публицистическое произведение.

В начале 90-х гг. Чехов несколько раз путешествовал за границей. В 1892 г. гонорары Чехова позволяют ему не только снимать квартиру и помогать семье, но и купить имение. Чехов покупает имение в Мелихове. Там были написаны самые знаменитые произведения Чехова.

У Чехова свой путь в литературе. Чехов писал во время переходного этапа в литературе (90-е гг., рубеж веков). У Чехова свой взгляд на человека. Чехов показывает дисгармоничный мир; отсутствие универсальных взглядов на мир. Часто герои Чехова живут безответственно.

Повести и рассказы Чехова построены по классическим коллизиям; совмещают в себе большое количество литературных штампов.

Чехов видит гармонию жизни человека в гармонии «маленького человека» с природой – в степи.

В 90-е гг. Чехов переезжает в Ялту по причине обострения лёгочной болезни, женится на О.Л.Книппер, актрисе МХАТа, и переходит к драматургии: пьеса «Чайка». Затем Чехов переезжает в Германию, где и умирает.

Драматургия Чехова.

Чехов пытался войти в русскую литературу именно как драматург. В Москву он приезжает с драмой «Безотцовщина», но она не увенчалась успехом.

Главный герой Платонов – тургеневский герой, вариант «лишнего человека».

В 1889 г. Чехов пишет драму «Иванов».

Однако, Чехов входит в литературу через свои водевили (малая драматическая форма – пьеса комического или сатирического содержания, сюжет которой строится на забавных недоразумениях, обмане и переодевании, которая приходит в литературу в начале XIX в. под влиянием переводных французских водевилей). Задача водевиля – развеселить публику. Но в русской литературе водевиль трансформировался в сатирическую одноактную драму, конфликт которой становился серьёзнее.

Чехов принципиально называет свои пьесы водевилями. Чехов сфомулировал своё понимание отличительных признаков водевиля:

1) «сплошная путаница»;

2) «каждая рожа должна быть характером и говорить своим языком»;

3) «непрерывное движение»;

4) «отсутствие длиннот».

Конфликт одноактных пьес строился на комедии положений, а водевили Чехова являются комедией характеров с конфликтами реальной жизни.

В водевилях Чехова появляется «подводное течение» (критики: Скафтымов). Драматургия Чехова очень прозаична, а его проза – драматургична.

Чехов показывает, что события разделяются на два уровня – суетно-приземлённый и духовный.

Даже в своей ранней драматургии Чехов опирается не только на опыт мировой драмы + Шекспир, но и на опыт классической русской драматургии.

Пьеса «Чайка», 1896 г.

Первая постановка «Чайки» во МХАТе не увенчалась успехом, т.к. её не поняли. Она была слишком нетрадиционной, и не отвечала ожиданиям публики. Основные действующие лица – люди искусства. Вопрос о смысле искусства.

Чехов использует приём «пьеса в пьесе». Новаторство Чехова: он определяет пьесу «Чайка» как комедия (комедийное начало заключается в том, что она строится на противоречии между незначительностью внутреннего содержания героя и претензией на самозначимость этого характера – изображение неполноценности личности, мнящей себя полноценной: конфликт между «казалось-оказалось»).

Финал пьесы открыт.

Пьеса «Дядя Ваня», 1897 г.

Обычно в произведениях Чехова изменения происходят в душе героев. Это нехарактерно для драмы.

С одной стороны, это пьеса о недовольных жизнью людях, а с другой стороны – герои сами виноваты в этом. Как воспринимать такую жизнь?

Пьеса «Вишнёвый сад» - кризис основных идей.

 

Главный мотив творчества Чехова – мотив времени. Он достигает лаконизма за счёт того, что у него работают все части художественного произведения (пространство и время). Проблема необратимости времени. Чехов показывает драму не во времени, а «драму времени»; драму не в жизни, а драму самой жизни. Чехов считает события, показывающие закономерности жизни, отвлекающими от жизни.

Основной принцип творчества Чехова – незавершённость. Литература до Чехова – «литература ответов», Чехов же считал задачей писателя правильно поставить вопросы – художественная философия Чехова (взгляды писателя, которые выражаются имплицитно – читателем).

 

БИЛЕТ 11

Дата: 2019-05-28, просмотров: 490.