«Золото в лазури»
-сборник стихов отражающий прощание с лучезарными надеждами,такое же прощание переживал тогда А. Блок, отходивший от неясно-светлых ожиданий
В первом поэтическом сборнике А. Белого « Золото в Лазури» солнце- предмет почти языческого поклонения. В нем есть стих «Солнце»,кот посвящено Бальмонту. Также в этом сборнике автор отождествляет солнце с образом Золотого руна.Он преобразует этот древнегречиский в символ в рубеж столетий своего поколения. Нацеленность на будущее пронизывает весь цикл стих-ий «золотое руно».
книге стихов «Пепел». Посвящен сборник памяти Некрасова, стихотворения продуманы в особом порядке и тщательно отобраны. В него не вошли многие стихотворения написанные в период тот же что и стихи из «пепла» и из них Белый составил след. Сборник «Урна» Пепел построен по принципу все большего просветления. Пространство «пепла» -это система вписанныхдруг в друга кругов, сжимающихся по мере приближения к «центру». В первом круге самые пустые и страшные просторы России. Тема хаоса-сквозная тема сборника особенно акцентирована в первом разделе. Ествественная реакция человека с хаосом-ужас. Это чувство выражено в образах. Далее тема деревни, города и просветы.
.
Сборник «Урна» посвящен Брюсову. Большинство стихотворений носят характер эллегии, хотя в сборники содержатся многие глубоко личные почти дневниковые записи. Урна последнее что создал Белый за драматическое четырехлетие.
Роман «Петербург» многоаспектен. Он написан о взаимосвязи явного и сущего в судьбе человеческой и государственной, написан в жанре ритмической прозы, получил наивысшую оценку. Российские реалии начала 20 века, поджоги, демонстрации, бомбисты- провокаторы, господский и бедняцкий быт даны в сплетении с событиями невероятными, мистическими, с участием образов- оборотней. Сюжет имеет черты детектива, связан с революцией 1905 года. Сын сенатора Николай Аполлонович Аблеухов, выполняя некогда легкомысленно данное слово,получает от террориста Дудина и лидера-провокатора Липпанченко бомбу с часовым механизмом, чтобы подложить ее отцу, Апполону Аполлоновичу. Сын теряет бомбу, но волей случая, она попадает в пустой кабинет отца и взрывается. Николай не может доказать свою невиновность. Дудкин сходит с ума и убивает Липпанченко. Душевное потрясение испытывают все персонажи. Кроме того, представляя Аблеуховых,автор откровенно отображает драму своей семьи,где сын был отчужден от родителей,родители-от сына и друг от друга.
Главное в содержании Петербурга- авторское видение значения западных и восточных начал в российской истории, насильственных и мирных путей преобразования жизни, и все это в связи с конфликтом культуры и (городской) цивилизации.
В образе рокового,зло рационального, призрачного, осаждаемого призраками, не по-русски построенного Петербурга обобщен город как таковой. Символ монстра,возникшего из желтых болотных туманов, выступает Медный всадник, чьи копыта уже занесены над бездной. Исчезает Медный всадник - исчезает дух Петра_ исчезнут кошмары. Петербург А.Белого лишен блеска, очарования, державности, это носитель вредной западной культуры,рассадник кровавого радикализма,воплощение бездушной самодержавно-бюрократической системы, насажденной в России волею Петра. Знаком мертвенной системы выступает сенатор-консерватор. Характер Аблеухова-старшего грозен и смешон одинаково. Он живой мертвец, автомат государственной машины. Под стать ему и Аблеухов-младший. Согласно философско-историческоей художественной концепции А. Белого, оба Аблеуховых и их окружение- орудия одного и того же «монгольского» дела, нигилистического разрушения без созидания. Цветовая гамма романа соответствует идейному замыслу. Городское пространство исключительно серо. Соответствует ему и время года, и погода-осень,слякоть. Это царство тумана, он порождает призраки, которые превращаются в людей.
Роман строится на антиномиях революция-эволюция, разрушение-созидание,индивидуальность-толпа. Каждый персонаж романа занят своей «мозговой игрой», но никто из них не доходит до истины. При этом каждая фигура порождает ассоциации, до.смыслы. «красное домино в романе», появившееся неоткуда-знак социальной революции и противостоящая ему Белое домино, символ чаяния истинного мистического преображения мира.
В поэтике «Петербурга» сказался опыт стихотворных лиро-эпических сочинений, в которых наглядно проявляется музыкальная поэтика и которые поддаются исследованию с использованием музыкальной терминологии. Звуковое оформление усиливает пафос романа. В синтезе словесно-логических и музыкальных начал одно из важных достоинств этого произведения. Нередко шел на нарушение логики в построении фразы, добиваясь нужного звучания. Белый перевернул синтаксис обновил образный строй ввел немало новых слов. Размышляя о судьбе России, А Белый задумал написать трилогию «восток и Запад» первой частью которого стал роман «серебряный голубь», а второй Петербург. третья часть не была написана, отчасти ею можно считать его романную дилогию «москва»(Московский чудак, Москва под ударом). Автор развертывает тему города заявленную в его книге стихов «Пепел».
БИЛЕТ 17
Дата: 2019-05-28, просмотров: 437.