Вопрос 1. Акмеизм как художественное течение: основные представители, жанры темы, особенности, проблема стилизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре







Поэты-акмеисты

Ахматова Анна

Гумилев Николай

Городецкий Сергей

Зенкевич Михаил

Иванов Георгий

Кривич Валентин

Лозинский Михаил

Мандельштам Осип

Нарбут Владимир

Шилейко Владимир

 

Их было шестеро, хотя некоторые считали, что Городецкий был лишним, также пытался пролезть поближе Иванов. От «чистого» акмеизма Ахматовой, Гумилёва, Мандельштама существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов

Особенности поэзии и темы:

 

Они начали бороться, по их выражению, «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету землю». «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Гумилев). Отсюда каждый из акмеистов старался ввести в свою поэзию элементы этого земного, в зависимости от своих индивидуальных интересов. Так Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич — к доисторической жизни земли и человека, Владимир Нарбут — к быту, Анна Ахматова — к углубленным любовным переживаниям и т. п. Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов, из к-рых отметим главнейшие. Акмеисты любят тяжелые, увесистые слова, что особенно сказывается в сб. О. Мандельштама «Камень», в сб. В. Нарбута «Аллилуйя», в сб. М. Зенкевича «Дикая порфира» и др. Зенкевич подбирает такие слова, в которых, по его выражению, «как бы застыла железная плоть земли». Кроме того акмеисты культивируют вещность своих стихов, что определяет преобладание имен существительных и незначительную роль глагола, который во многих произведениях, особенно у Анны Ахматовой, совсем отсутствует. Далее нужно отметить ослабление стиховой напевности, а также тяготение к оборотам простого разговорного языка.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок. Вот почему они остались последователями символизма вплоть до формальных достижений последнего: привнесение в поэзию символа, свободного стиха и т. п.

 

Жанры:

Естественнно жанры были лирическими, наблюдался большой интерес к буколическим жанрам, а также подражание древним формам. Создавались лирические миниатюры, этюды, зарисовки.

 

2. Общая характеристика романа «Война и мир»: история создания, основные темы, проблемы, герои, жанровое своеобразие.

Лев Толстой как в своей личной жизни, так и в творчестве, центральную роль отводил семье. По мнению писателя, главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а именно семья. Толстой с самого начала творческой деятельности был поглощён мыслями о семье и этому посвятил своё первое произведение — «Детство». Тремя годами позднее, в 1855 году, он пишет рассказ «Записки маркёра», где уже прослеживается тяга литератора к азартным играм и женщинам. Это же отражается и в его романе «Семейное счастие», в котором взаимоотношения мужчины и женщины поразительно похожи на супружеские отношения самого Толстого и Софьи Андреевны. В период счастливой семейной жизни (1860-е годы), создавшей стабильную атмосферу, духовно-физический баланс и ставшей источником поэтического вдохновения, были написаны два величайших произведения писателя: «Война и мир» и «Анна Каренина». Но если в «Войне и мире» Толстой твёрдо отстаивает ценность семейной жизни, будучи убеждённым в верности идеала, то в «Анне Карениной» он уже выражает сомнения по поводу его достижимости. Когда отношения в его личной семейной жизни стали более тяжёлыми, эти обострения выразились и в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

Лев Николаевич Толстой уделял семье большое внимание. Его размышления не ограничиваются деталями супружеских отношений. В трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» автор дал яркое художественное описание мира ребёнка, в жизни которого важную роль играют любовь ребёнка к своим родителям, и наоборот — любовь, которую он получает от них. В «Войне и мире» Толстой уже наиболее полно раскрыл разные типы семейных отношений и любви. А в «Семейном счастии» и «Анне Карениной» различные аспекты любви в семье просто теряются за силой «eros».
Для Толстого писательский труд - это исследование жизненного движения человека от начальной абсолютной гармонии к дисгармонии. Тоска по изначальной гармонии - основное содержание творчества Толстого.

В 60-е гг. приступает к работе над романом "Война и мир". Первоначальный замысел - повесть "Декабрист". Охватывает рамки с 1805 по 1820. Хотел, чтобы было два варианта - для образованных людей с французскими вставками и народный вариант, сокращённый. Зерном для "Войны и мира" стала поэма "Бородино" М.Ю. Лермонтова.
Толстой не мог дать жанровое определение своему произведению.
Главные герои социально и исторически детерминированы.
Толстой меняет мировоззрение героев вместе со своим. Его герои индивидуальны, что показывает разнообразие явлений жизни.
Также в фокусе находятся исторические события, значимые для всего мира. Это свойство эпопеи. Только в 60-е гг. литературовед Чичерин предложил жанровое определение романа-эпопеи.
Для Толстого было важно понять, что движет историю. Т. приходит к выводу, что война - это хаос. Никакой военной стратегии не существует, всё, что происходит - дело случая. Даже слово "война" он употребляет редко. Т. понимает, что войну делают солдаты, поэтому победа на той стороне, чей дух солдат сильнее. Поэтому настоящий руководитель - тот, кто ближе к солдату. Кутузов в первую очередь изображается как обычный человек.
Андрея воспитывали в дворянских традициях, где самое главное - честь. Для отца Болконского стыд страшнее боли утраты.
Болконский понимает, что его кумир - маленький, обыкновенный человек. Тщеславие Болконского - пустота.
Приём остранения воплощается в образе Пьера - он приезжает из Европы и попадает на войну за наследство. Мышиная возня перед умирающим человеком. Толстой развенчивает многие штампы - многие вещи превратились в ритуал, это уже не затрагивает души людей.
Андрей и Пьер, каждый по-своему, не знают мира.
Для Т. важно показать, что война - это глобальное событие, которое меняет человека и менталитет нации в целом.
Каждый герой получает негативный опыт.
Пьер зовёт Курагиных проклятым отродьем. Тема вымороченного рода. Но род Курагиных прерывается.
Золотая молодёжь показана в антитезе Андрею Болконскому.
Наташа не способна быть романтической героиней.
Идея живой жизни, на которую накладывают рамки норм (Наташа).
Андрей гибнет из-за превратного представления о чести - упасть перед солдатами для него бесчестно.
Приём панорамного зрения. Т. создаёт иллюзию одновременности происхождения событий.
Т. удалось передать жизнь как поток и как индивидуальную структуру.
Для Т. важен момент сопряжения - совместные усилия, направленные на что-то.





















БИЛЕТ 18

Дата: 2019-05-28, просмотров: 227.