Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сюжетно-ролевая игра может рассматриваться как основной вид игровой деятельности детей дошкольного возраста. Характеризуя игровую деятельность, С.Л. Рубинштейн отмечает, что сюжетно-ролевая игра является наиболее спонтанным проявление ребенка, вместе с тем она строится во взаимодействии ребенка со взрослыми. Сюжетно-ролевой игры присущи такие черты, как эмоциональная насыщенность, самостоятельность, а также активность, творчество и увлеченность.

Основное содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также одним из важнейших условий воспитания дошкольников в игре. Но стоит ответить, что не каждая детская игра может нравственно развивать дошкольников. Функцию нравственного развития может выполнить только «хорошая» игра. Существует такие критерии, которые характеризуют «хорошую» игру. Основным критерием такой игры в дошкольном возрасте является интерес к самим играм, содержание этих игр отражает характерные общественные явления; содержательность целей этих игр; разнообразие сюжетов и ролей в этих играх; проявление нравственных чувств.

Современные психолого-педагогические исследования показывает, что сюжетная игра, как и любая другая дошкольная деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается взрослыми, которые уже «умеют играть» [23, c. 102]. Роль воспитателя в развитии игры важна, чтобы роль педагога была существенна, воспитатель должен следовать следующим правилам:

-   использовать косвенные приёмы;

-   дать дошкольникам знания об окружающем мире;

-   активно участвовать в игре как партнёр;

Обязанность педагога состоит в том, чтобы обучить дошкольников игровым умения. Чтобы это возможно было осуществить воспитатель должен следовать принципа организации сюжетной игры в дошкольном возрасте: первый принцип обуславливается тем, что педагог должен играть с дошкольниками и именно в ходе этого дети будут учиться овладевать игровыми умениями.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.

Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

В игре воспитываются физические и психологические навыки: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Развитие сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей дошкольного возраста в отличие от нормально видящих детей протекает несколько своеобразно и отстает в развитии. Определение же особенностей развития игры детей с глубокими нарушениями зрения позволит целенаправленно вести коррекционно-воспитательную работу по развитию ролевой игры слабовидящих.

Л. И. Солнцева писала о том, что «обучая слепых детей игре, организуя их творческие игры, воспитатель активизирует слепых дошкольников, что дает возможность преодолевать недостатки в развитии вызванные слепотой» [24].

Э. М. Стернина отмечает, что в игре слепые и слабовидящие дети без особого труда могут научиться различать предметы по форме, объему, запаху, вкусу, звуку и практическому назначению. Это возможно благодаря непроизвольности интересов детей к действиям с предметами игры [26]. Замедленный ход развития предметно-игровых действий оказывает влияние на содержательно-смысловую сторону игры, так как в процессе выполнения той или иной роли обедненность образных представлений и сниженность уровня предметных действий скажется на сюжете игры.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может рассматриваться как средство формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста с НЗ. У детей с нарушением зрения имеются особенности в формировании сюжетно-ролевой игры, обусловленные характером дефекта. В качестве специфических особенностей выступает обедненность представлений и сниженный уровень развития предметных действий.



Выводы по первой главе

 

На основании анализа научных источников было выявлено следующее:

1. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека.

На этапе дошкольного возраста происходит смена форм общения ребенка со взрослым: первой формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-личностная форма общения (первая половина года), следующая ситуативно-деловая, на которая приходится на период от шести месяцев до двух лет, третья форма – внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет), внеситуативно-личностная (от 6 до 7 лет). Со сверстниками в период дошкольного детства общение проходит следующее этапы: эмоционально-практическая (второй-четвертый год жизни), затем ситуативно-деловая (формируется к четырем годам). Внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со сверстниками формируется к концу дошкольного возраста.

2. В процессе общения формируются коммуникативные умения детей.   Коммуникативные умения – это умения правильно, доходчиво, грамотно объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от других людей

3. Существуют специфические осоебнности коммуникативных умений детей с нарушениями зрения. Специфическими особенностями коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения выступают сниженный объем представлений относительно явлений и предметов окружающего мира. Дети с нарушениями зрения имеют выраженные дефекты звукопроизношения, замены одного звука другим, смешением звуков, перестановкой звуков и слогов как результат акустико-артикуляторной дифференциации.

4. Сюжетно-ролевая игра может рассматриваться как основной вид игровой деятельности детей дошкольного возраста. Характеризуя игровую деятельность, С.Л. Рубинштейн отмечает, что сюжетно-ролевая игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка, вместе с тем она строится во взаимодействии ребенка со взрослыми. Сюжетно-ролевой игры присущи такие черты, как эмоциональная насыщенность, самостоятельность, а также активность, творчество и увлеченность.

5. У детей с нарушением зрения имеются особенности в формировании сюжетно-ролевой игры, обусловленные характером дефекта. В качестве специфических особенностей выступает обедненность представлений, сниженный уровень развития предметных действий.  Для детей с нарушениями зрения характерен замедленный ход развития предметно-игровых действий оказывает влияние на содержательно-смысловую сторону игры, так как в процессе выполнения той или иной роли обедненность образных представлений и сниженность уровня предметных действий скажется на сюжете игры.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.