Проблема формирования общения в научной литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В жизни человека процессы коммуникации и общения имеют важную роль. В связи с данным обстоятельством процесс общения является предметом самого пристального внимания специалистов самых разных областей знаний: психологии, педагогики, психологии, культурологии, лингвистики. При изучении процессов общения зарубежные ученые давно используют понятие «коммуникация». В психологической и социологической литературе понятие общения и понятие коммуникации рассматриваются как пересекающиеся, но не являющиеся синонимичными понятиями. В данном случае понятие коммуникации используется для обозначения средств связи любых объектов духовного и материального мира, процесса, передачи информации от человека к человеку. Общение рассматривается как межличностное взаимодействие людей в процессе обмене информацией познавательного или же аффективно-оценочного характера [17]. В числе основных функций общение выделяется контактная, призванная удовлетворить потребности человека общения с другими людьми, и воздейственная функция, которая проявляется в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на партнера по общению. В связи с данным обстоятельством общение предполагает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или же конфликт.

Одной из важнейших функций общения выступает коммуникативная, которая, в свою очередь, подразделяется на:

1. Информативную, предполагающую передачу информации и знаний.

2. Выразительную, предполагающую передачу чувств и отношений говорящего к объекту высказывания.

3. Функцию волеизъявления, предполагающее прямое подчинение слушателя [19].

Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение». Так, А.С. Золотнякова понимает общение как социально - и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы.

Общение, по ее мнению, является процессом передачи нормативных ценностей, а также социальным процессом, с помощью которого общество может влиять на индивида. Таким образом, для нее процесс общения – это коммуникативно-регулятивный процесс, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой [15]. Общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми, рассматривается А.А. Бодалевым [5].     

Общение «не как индивидуальный, а как социальный феномен» предлагает рассматривать А.А.Леонтьев, считая его условием любой деятельности человека [39]. Это не означает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность. Важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности.

Аксиомой, по мнению А.А.Леонтьева, являются, «во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели, самостоятельной или подчиненной другим целям; наличие специфического мотива); во-вторых, его результативность - мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в-третьих, нормативность, выражающаяся, прежде всего, в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения» [39, 27]. Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.П.Панферов отмечает, что любая деятельность невозможна без общения, подчеркивая, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности» [26]. Точка зрения на общение, как на «вид деятельности» и «взаимодействие», которые рассматриваются как вид коллективной деятельности, близка к позициям Л.И.Анциферовой, пришедшей к выводу, что общение является первым видом человеческой деятельности [3].

Общение, по мнению М.И. Станкина, - это «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека» [32, 3].        

ü общение как взаимодействие субъектов [29]. 

М.И. Лисина предлагает свое понятие общения как определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Ученый отмечает, что способность ребенка к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Ребенок раннего возраста проявляет свои интересы в трех основных направлениях:

ü в интересе к матери или человеку, который ухаживает за ним,

ü в изучении окружающего пространства,

ü в овладении новыми двигательными навыками.

В общении со взрослым ребенок не просто наблюдает за ним, а уже старается привлечь и удержать его внимание, особенно если выполнение какой-то задачи становится трудным для ребенка [18].

Разные категории мотивов общения выступают у ребенка как формы его потребностей в определенных свойствах и способах поведения взрослого. На протяжении дошкольного детства обнаруживаются три основные группы таких мотивов:

ü познавательные,

ü деловые 

ü личностные.

Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т.д. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого. В отличие от этого третья категория мотивов общения -личностные мотивы - характерна только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. М.И. Лисина выделяла три категории средств общения:

1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);

2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.);

3) речевые.

Первые - выражают, вторые - изображают, третьи - обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.

Таким образом, осуществив анализ точек зрения учёных о сущности общения, мы остановимся на понятии, данном М.И.Лисиной. Общение – это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Общение осуществляется с помощью экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых средств общения. Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах[18].

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.