Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы можно выделить три группы детей, которые значительно отличаются по степени и характеру нарушений зрения:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

С учетом международной классификации на основе интегральной оценки функционального состояния органа зрения выделяют по тяжести три степени слабовидения: малую, среднюю, высокую. При малой степени слабовидения острота зрения не меньше 0, 3, поле зрения без отклонений или концентрически сужено до 40˚; при средней степени слабовидения острота зрения находится в пределах 0, 3 до 0, 1, поле зрения меньше 40, но больше 20˚ при отсутствии скотом в центральной зоне; при высокой степени слабовидения острота зрения 0, 009 – 0, 05, поле зрения меньше 20˚, но больше 10˚ или имеются множественные, иногда сливающиеся скотомы. Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др [24].

На фоне первичной зрительной патологии у многих детей с нарушениями зрения проявляются разного рода осложнения, которые можно разделить на две группы – осложнения в форме вторичных изменений в сенсорном и моторном аппаратах зрительных систем, а также отягощение патологического процесса в форме органических изменений структур глаза или же в виде обострения заболевания.

Дети с нарушениями зрения формируют обедненные, зачастую деформированные зрительные образы, характерными особенностями которых является стереотипность, ригидность, малоподвижность. Нарушения зрения оказывает влияние на протекание процесса формирования образом предметов. Для зрительного восприятия, как и для восприятия любой модальности характерным является избирательность, которая выражается в выделении объектов, которые находятся в сфере интересов, внимания, а также деятельности человека. При зрительных нарушениях, когда зрительные стимулы неточно отражают предметы, снижается интерес к окружающему миру, снижается общий уровень активности, в связи с чем снижается и избирательность восприятия [24]. Предметность можно рассматривать как основной результат процесса восприятия, как отражение целостного объекта, его структурности, что в целом указывает на осмысленность восприятия.

Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.

В зависимости от структуры зрительного дефекта, времени его возникновения, своевременности его выявления и организации соответствующей медико-психолого-педагогической коррекционно-компенсаторной помощи. Уровень отклонений в психофизическом развитии может проявляться по-разному. Для правильной организации вышеуказанной помощи необходимо знать, какие функции выпадают из акта зрения.

При слепоте наиболее резко выражено нарушение органа зрения. При этом фиксируется полная потеря зрения вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения (0-0,04) или сужение поля зрения (до 10-15 градусов) при более высокой остроте.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется Светоощущение или форменное зрение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность сосчитать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии [21].

Нарушения в системе межанализаторых связей, которые вызваны дефектами зрения, влечет за собой также нарушение функционирования системы образов представлений, которые выступают тем материалом, которым оперируем память, воображение, мышление, то есть тех высших психических функций, которые выступают основой для коммуникативной деятельности детей. Общение у детей с нарушениями зрения характеризуется наличием множества проблем, которые обуславливаются в первую очередь вследствие опосредования их коммуникативной деятельности системой первичных и вторичных дефектов, которые включают в себя нарушения речи, фрагментарность образов и представлений, нарушения в эмоционально-волевой сфере, проблемы нравственного развития [11, c. 85].

Снижение запаса представлений относительно явлений и предметов окружающего мира, проблемы в овладении предметно-практическими действиями относительно подражания, проблемы ориентировки в пространстве, снижение уровня коммуникативной деятельности у детей с нарушениями зрения носят преимущественно вторичный характер. Все это приводит к разного рода отклонениям от нормы в речевом развитии. В связи с данными обстоятельствами актуальным вопросом является вопрос поиска новых способов и решений проблем развития, а также коррекции коммуникативных и речевых нарушений у детей с нарушениями зрения.

Развитие общения у детей с нарушениями зрениями и детей в норме осуществляется одинаковым образом. Вместе с тем, зрительные нарушения непосредственным образом оказывают влияние на взаимодействие анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае включает иная система связей, отличная от той, которая существует у детей без нарушений зрения.

Можно говорить о том, что существуют специфические особенности коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. В качестве основных проявлений такого рода нарушений выступает недостатки сенсорной информации и следующими за ними нарушения речевой деятельности, качеств речевого общения, творческой активности и эмоциональности.

Дети с нарушениями зрения имеют выраженные дефекты звукопроизношения, замены одного звука другим, смешением звуков, перестановкой звуков и слогов как результат акустико-артикуляторной дифференциации. Такого рода нарушения выступают как препятствие для дальнейшего практического овладения звуковым анализом и синтезом, что отражается в рамках процесса усвоения грамоты.

Следует отметить, что деятельность формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста у детей с нарушением зрения имеет свою специфику.

Тифлопсихология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубокихнарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора.

Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики достигает такой степени, что даже, безусловно-рефлекторные, выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубокихнарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха. Отсюда инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. То же относится к жестам и пантомимике.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.), мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих.

Таким образом, существуют специфические особенности коммуникативных умений детей с нарушениями зрения: наблюдается качественное снижение речевого развития, имеются дефекты звукопроизношения, замены одного звука другим, смешением звуков, перестановкой звуков и слогов, нарушения в сфере внешних эмоциональных проявлений.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.