Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
Курсовая работа
«Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевых игр»
Выполнила студентка
Антонова Наталья Сергеевна
Факультет Инклюзивного и коррекционного образования,
Группа 306/102-5-1
Научный руководитель:
Лысова Анна Анатольевна
к.п.н., доцент
Дата сдачи: _________________________
Отметка о допуске к защите: __________
Дата защиты: _______________________
Оценка ____________________________
Подпись руководителя: ______________
Челябинск
2018
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогическая литература о сущности общения как специфической деятельности человека. 5
1.1. Проблема формирования общения в научной литературе. 5
1.2. Закономерности формирования коммуникативных умений у дошкольников. 10
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения 16
1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у дошкольников 21
Выводы по первой главе. 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения. 27
2.1. Исследование коммуникативных умений у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией. 27
Выводы по второй главе. 40
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 44
Приложение. 48
Введение
Актуальной проблемой современного дошкольного образования является развитие языковой и коммуникативной компетентности у дошкольников. В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в языковом развитии. Специалисты наблюдают общую тенденцию к снижению языковых способностей. [38, c.77] Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности дошкольника в целом. Проблема общения у дошкольников являлось предметом исследования В.А, Горяновой, О.В. Забровской, М.И. Лисиной и др.
В современной школе обучение ведётся по интенсивным развивающим программам и технологиям, и поэтому к личности выпускника дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования. Так особые требования предъявляются к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку, как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребёнка в ДОУ, заключается в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности передать имеющиеся знания вербально. Особую проблему в освоении коммуникативной деятельности испытывают дети с нарушением зрения.
Проблема общения у детей с нарушениями зрения являлась предметом исследования Г.В. Григорьевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой и др.
Высокий уровень значимости проблемы коммуникативного развития дошкольников с одной стороны и недостаточный уровень проработанности данной проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с нарушения обуславливает актуальность обращения к теме «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством сюжетно-ролевой игры».
Цель исследования – теоретически изучить и выявить особенности формирования коммуникативных умений детей с нарушением зрения
Задачи:
1. Изучить проблему исследования в научной литературе.
2. Выявить закономерности формирования коммуникативных умений у дошкольников.
3. Проанализировать особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
4. Определить место и роль сюжетно-ролевой игры как средства формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
5. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Методы исследования: метод анализа научных источников, метод тестирования.
База исследования: детский сад комбинированного вида №19 п. Рощино. "Солнышко".
Выборка: участниками исследования являются 24 ребенка дошкольного возраста, составляющих две группы – экспериментальную и контрольную. Все участники исследования имеют нарушения зрения.
Структура исследования соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.
Глава 1. Психолого-педагогическая литература о сущности общения как специфической деятельности человека
Выводы по первой главе
На основании анализа научных источников было выявлено следующее:
1. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека.
На этапе дошкольного возраста происходит смена форм общения ребенка со взрослым: первой формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-личностная форма общения (первая половина года), следующая ситуативно-деловая, на которая приходится на период от шести месяцев до двух лет, третья форма – внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет), внеситуативно-личностная (от 6 до 7 лет). Со сверстниками в период дошкольного детства общение проходит следующее этапы: эмоционально-практическая (второй-четвертый год жизни), затем ситуативно-деловая (формируется к четырем годам). Внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со сверстниками формируется к концу дошкольного возраста.
2. В процессе общения формируются коммуникативные умения детей. Коммуникативные умения – это умения правильно, доходчиво, грамотно объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от других людей
3. Существуют специфические осоебнности коммуникативных умений детей с нарушениями зрения. Специфическими особенностями коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения выступают сниженный объем представлений относительно явлений и предметов окружающего мира. Дети с нарушениями зрения имеют выраженные дефекты звукопроизношения, замены одного звука другим, смешением звуков, перестановкой звуков и слогов как результат акустико-артикуляторной дифференциации.
4. Сюжетно-ролевая игра может рассматриваться как основной вид игровой деятельности детей дошкольного возраста. Характеризуя игровую деятельность, С.Л. Рубинштейн отмечает, что сюжетно-ролевая игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка, вместе с тем она строится во взаимодействии ребенка со взрослыми. Сюжетно-ролевой игры присущи такие черты, как эмоциональная насыщенность, самостоятельность, а также активность, творчество и увлеченность.
5. У детей с нарушением зрения имеются особенности в формировании сюжетно-ролевой игры, обусловленные характером дефекта. В качестве специфических особенностей выступает обедненность представлений, сниженный уровень развития предметных действий. Для детей с нарушениями зрения характерен замедленный ход развития предметно-игровых действий оказывает влияние на содержательно-смысловую сторону игры, так как в процессе выполнения той или иной роли обедненность образных представлений и сниженность уровня предметных действий скажется на сюжете игры.
Выводы по второй главе
На основании результатов эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. Большинство детей имеют средний уровень способности отвечать на вопрос и задавать вопросы, несколько сниженный уровень способности вступать в контакт. Дошкольники с удовольствием отвечали на вопросы, поясняли непонятную ситуацию. Сложными оказались вопросы для детей: «Что ты сегодня делал?», «Что ты будешь делать вечером?», «Куда ты любишь ходить?», в основном они отвечали только на поставленные вопросы. Ответы были односложны, либо использовались кивки и жесты. Дети с нарушениями зрения достаточно общительны, они идут на контакт. В ходе исследования было определено, что в группах исследования выявлены дети, которые имеют сниженный уровень сформированности умения вступать в контакт.
2. В выборке диагностируется преимущественно средний уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении деятельности. Дети слушают и понимают речь, участвуют в процессе общения преимущественно по инициативе других. Речь плавная и непрерывная. Дети со средним уровнем сформированности коммуникативных навыков часто употребляют ненужные слова. При общении чувствуют себя уверенно, используют адекватные жесты.
Для детей с низким уровнем дети с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков характерен сниженный уровень речевой активности, трудности в последовательном изложении мыслей и точной передаче их содержания, также для детей характерно ограниченное использование жестов.
3. Преобладающими значениями сформированности способности к пониманию эмоциональных состояний других людей – низкие. Дошкольникам этого уровня были характерны затруднения в определении эмоциональных состояний людей, неспособность объяснить причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.
Заключение
Общение – это общий, совместный, объединяющий, обоюдный, взаимный процесс обмен ценностями и знаниями. Общение в старшем дошкольном возрасте становится формой организации предметной деятельности ребенка.
Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки.
Недостаток предметных образов действительности выступает как один из факторов сложности удерживания в речевой памяти развернутых высказываний, а также их корректного грамматического конструирования. У детей с нарушениями зрения также наблюдается качественное снижение речевого развития в рамках выполнения заданий описания объектов реального мира.
Сюжетно-ролевая игра может рассматриваться как основной вид игровой деятельности детей дошкольного возраста. Характеризуя игровую деятельность, С.Л. Рубинштейн отмечает, что сюжетно-ролевая игра является наиболее спонтанным проявление ребенка, вместе с тем она строится во взаимодействии ребенка со взрослыми. Сюжетно-ролевой игры присущи такие черты, как эмоциональная насыщенность, самостоятельность, а также активность, творчество и увлеченность.
Для исследования возможностей формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевых игр было спланировано и осуществлено экспериментальное исследование. В качестве базы исследования выступает детский сад комбинированного вида №19 п. Рощино. "Солнышко". Участниками исследования являются 24 ребенка дошкольного возраста, составляющих две группы – экспериментальную и контрольную. Все участники исследования имеют нарушения зрения – амблиопию.
В рамках экспериментального исследования было определено, что большинство детей имеют средний уровень способности отвечать на вопрос и задавать вопросы, несколько сниженный уровень способности вступать в контакт. Преимущественно средний уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении деятельности, а также преимущественно сниженный уровень способности к пониманию эмоциональных состояний.
Список использованной литературы
1. Аверина М.Н. Особенности понимания метафоры детьми старшего дошкольного возраста [Текст]// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – №1(16). – С.12-15.
2. Алыкова Н.В., Дубовицкая Л.С., Овсянкина Е.В. Особенности понимания смысла литературных произведений дошкольниками [Текст] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. - №52. – С.145-148.
3. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие[Текст] / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c.
4. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] . Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2012. -420 c.
5. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе [Текст]. – М.: Генезис, 2012. – С.144.
6. Беляева Л.А., Новикова О.Н. Игра как способ конструирования личностной идентичности // Инновационные проекты и программы в образовании [Текст]. – 2013. - №3. – С.52-55.
7. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
8. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО [Текст]/ Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
9. Глухов В.П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2014. - №10. – С.19-24.
10. Горянина В. А. Психология общения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. -М., 2012 - 256 c.
11. Григорьева, Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения[Текст] / Г. В. Григорьева // Дефектология. - 1996. - №4. - С.84-89.
12. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : учеб. для вузов [Текст]/ Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 328 c.
13. Двуреченская О.Н., Дмитриева Е.Е. Развитие навыков коммуникативного поведения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]// Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №6. – С. 23-28.
14. Забровская О.В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада[Текст] // Концепт. – 2013. - №S8. – С.1-5.
15. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения/М.И. Земцова//Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. - 2013. -№3. -С. 26-32
16. Ивакина, И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие[Текст] / И.О. Ивакина. -Пенза, 1995. - 251 с.
17. Казанкова Ю.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста[Текст] // Молодой ученый. – 2016. - №27. – С. 669-673.
18. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум [Текст]/ Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440 c.
19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986 - 315 с.
20. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками // Генетические проблемы социальной психологии/ Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск, 1985 -312 с.
21. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие . -М.: РАОИКП, 1999 -320 c.
22. Психология для студентов[ Текст] / Под общ. ред. Е.И. Рогова. М., Ростов-н/Д, 2014. - 325 c.
23. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст]/ под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. : Когито-Центр, 2011. - 600 с.
24. Солнцева Л.И. Психология лиц с нарушением зрения [Текст] / Под ред. А.С. Синицина. - М.: Классике Стиль, 2006. - 256 с
25. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] /Л.И. Солнцева . М.: «Полиграф сервис», 2000 -312 с.
26. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьниковТекст] /Э.М. Стернина. -Ленинград, -1980, 76 с.
27. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
28. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов [Текст]/ [Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов ; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. - М. : Просвещение, 2012. -205 с.
29. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова. - Ростов н.Д. : Феликс, 2004. - 384 с.
30. Шульц, Д. История современной психологии [Текст]/ Д. Шульц, С. Шульц. - СПб., 2014. - 528 с.
31. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст]/ Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 256 с.
32. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2005. – 384 с.
33. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/Д.Б. Эльконин. –М., 2012. -532 с.
34. Яковлев, И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций [Текст]/ И.П. Яковлев. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. – 240 с.
35. Яппарова, Г. М. Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников [Текст]/Г.М. Яппарова // Материалы I Международной научно-практической конференции «Наука: теория и практика - 2006»[Текст]. -Днепропетровск: Наука и образование, 2006. Т. 2. Педагогические науки. С. 105-108.
Приложение
Результаты диагностики с использованием методики исследования диалогической речи у дошкольников И.С. Назаметдиновой
№ | Возраст | Пол | Умение отвечать на вопрос | Умение задавать вопрос | Умение вступать в контакт |
1 | 6 | М | 3 | 2 | 1 |
2 | 5 | М | 3 | 2 | 2 |
3 | 5 | М | 2 | 2 | 1 |
4 | 6 | М | 3 | 3 | 1 |
5 | 5 | М | 2 | 3 | 2 |
6 | 6 | М | 3 | 2 | 3 |
7 | 6 | Ж | 2 | 2 | 1 |
8 | 5 | Ж | 2 | 2 | 1 |
9 | 5 | Ж | 3 | 3 | 1 |
10 | 5 | Ж | 2 | 3 | 3 |
11 | 5 | Ж | 2 | 3 | 2 |
12 | 5 | Ж | 3 | 2 | 1 |
13 | 6 | М | 2 | 2 | 3 |
14 | 6 | М | 3 | 3 | 2 |
15 | 5 | М | 2 | 2 | 3 |
16 | 6 | М | 2 | 3 | 1 |
17 | 5 | М | 3 | 2 | 2 |
18 | 6 | М | 2 | 3 | 3 |
19 | 6 | Ж | 2 | 2 | 1 |
20 | 5 | Ж | 2 | 3 | 2 |
21 | 5 | Ж | 2 | 2 | 3 |
22 | 5 | Ж | 2 | 2 | 1 |
23 | 5 | Ж | 2 | 2 | 3 |
24 | 6 | Ж | 3 | 3 | 1 |
Результаты диагностики с использованием методики «Изучение коммуникативных навыков» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной
№ | Возраст | Пол | Сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
1 | 6 | м | 2 |
2 | 5 | м | 1 |
3 | 5 | м | 1 |
4 | 6 | м | 2 |
5 | 5 | м | 1 |
6 | 6 | м | 2 |
7 | 6 | ж | 1 |
8 | 5 | ж | 2 |
9 | 5 | ж | 1 |
10 | 5 | ж | 1 |
11 | 5 | ж | 2 |
12 | 5 | ж | 2 |
13 | 6 | м | 1 |
14 | 6 | м | 1 |
15 | 5 | м | 1 |
16 | 6 | м | 2 |
17 | 5 | м | 2 |
18 | 6 | м | 2 |
19 | 6 | ж | 1 |
20 | 5 | ж | 2 |
21 | 5 | ж | 2 |
22 | 5 | ж | 2 |
23 | 5 | ж | 2 |
24 | 6 | ж | 2 |
Результаты диагностики с использованием методики «Отражение чувств» (О. В. Дыбина)
№ | Возраст | Пол | Понимание эмоционального состояния |
1 | 6 | м | 1 |
2 | 5 | м | 2 |
3 | 5 | м | 1 |
4 | 6 | м | 2 |
5 | 5 | м | 1 |
6 | 6 | м | 2 |
7 | 6 | ж | 2 |
8 | 5 | ж | 1 |
9 | 5 | ж | 2 |
10 | 5 | ж | 1 |
11 | 5 | ж | 2 |
12 | 5 | ж | 1 |
13 | 6 | м | 2 |
14 | 6 | м | 2 |
15 | 5 | м | 1 |
16 | 6 | м | 1 |
17 | 5 | м | 1 |
18 | 6 | м | 1 |
19 | 6 | ж | 2 |
20 | 5 | ж | 1 |
21 | 5 | ж | 2 |
22 | 5 | ж | 1 |
23 | 5 | ж | 1 |
24 | 6 | ж | 2 |
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
Курсовая работа
«Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевых игр»
Выполнила студентка
Антонова Наталья Сергеевна
Факультет Инклюзивного и коррекционного образования,
Группа 306/102-5-1
Научный руководитель:
Лысова Анна Анатольевна
к.п.н., доцент
Дата сдачи: _________________________
Отметка о допуске к защите: __________
Дата защиты: _______________________
Оценка ____________________________
Подпись руководителя: ______________
Челябинск
2018
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогическая литература о сущности общения как специфической деятельности человека. 5
1.1. Проблема формирования общения в научной литературе. 5
1.2. Закономерности формирования коммуникативных умений у дошкольников. 10
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения 16
1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у дошкольников 21
Выводы по первой главе. 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения. 27
2.1. Исследование коммуникативных умений у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией. 27
Выводы по второй главе. 40
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 44
Приложение. 48
Введение
Актуальной проблемой современного дошкольного образования является развитие языковой и коммуникативной компетентности у дошкольников. В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в языковом развитии. Специалисты наблюдают общую тенденцию к снижению языковых способностей. [38, c.77] Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Речевое общение оказывает огромное значение на развитие личности дошкольника в целом. Проблема общения у дошкольников являлось предметом исследования В.А, Горяновой, О.В. Забровской, М.И. Лисиной и др.
В современной школе обучение ведётся по интенсивным развивающим программам и технологиям, и поэтому к личности выпускника дошкольного учреждения предъявляются более высокие требования. Так особые требования предъявляются к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку, как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребёнка в ДОУ, заключается в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности передать имеющиеся знания вербально. Особую проблему в освоении коммуникативной деятельности испытывают дети с нарушением зрения.
Проблема общения у детей с нарушениями зрения являлась предметом исследования Г.В. Григорьевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой и др.
Высокий уровень значимости проблемы коммуникативного развития дошкольников с одной стороны и недостаточный уровень проработанности данной проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с нарушения обуславливает актуальность обращения к теме «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством сюжетно-ролевой игры».
Цель исследования – теоретически изучить и выявить особенности формирования коммуникативных умений детей с нарушением зрения
Задачи:
1. Изучить проблему исследования в научной литературе.
2. Выявить закономерности формирования коммуникативных умений у дошкольников.
3. Проанализировать особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
4. Определить место и роль сюжетно-ролевой игры как средства формирования коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями зрения.
5. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Методы исследования: метод анализа научных источников, метод тестирования.
База исследования: детский сад комбинированного вида №19 п. Рощино. "Солнышко".
Выборка: участниками исследования являются 24 ребенка дошкольного возраста, составляющих две группы – экспериментальную и контрольную. Все участники исследования имеют нарушения зрения.
Структура исследования соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.
Глава 1. Психолого-педагогическая литература о сущности общения как специфической деятельности человека
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.