Закономерности формирования коммуникативных умений у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Коммуникативные умения – это умения правильно, доходчиво, грамотно объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от других людей [18].

По мнению Чернецкой Л.В. формирование коммуникативных умений у дошкольников включает в себя три основных составляющих. Первая составляющая – это развитие «области желания», которая включает в себя развитие у дошкольника потребности в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Отсутствие или недостаточное развитие потребности в общении может быть связано как чисто с физиологическими (нарушение функций головного мозга), так и, как бывает гораздо чаще, с психологическими нарушениями. Появление у ребенка различных психологических проблем связано с негативными факторами социальной (прежде всего семейной) среды.

Вторая составляющая – развитие «области знания». Она определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется также в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты [25, c. 73].

Третья (поведенческая) составляющая процесса формирования коммуникативных способностей - способность к общению - «область умений». Она включает в себя развитие умений адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность, аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации [25, c. 73].

Только при учете всех трех закономерности можно говорить о эффективном развитии у ребенка развитых коммуникативных способностей.

Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения [42]. Развитие общения совершается в процессе смены нескольких качественно своеобразных форм коммуникативной деятельности, каждая форма общения представляет собой целостное образование, характеризующееся особым содержанием потребности в общении, своим ведущим мотивом и основными средствами общения. Она приурочена к более или менее точно определенному периоду дошкольного детства и на каждом этапе состоит в тесных и сложных отношениях с другими видами деятельности ребенка.

Формы общения - это качественные ступени развития общения. Каждая форма общения характеризуется следующими основными параметрами:

1) временем возникновения и длительностью функционирования в качестве основной;

2) местом, занимаемым данной формой общения в более широком контексте жизнедеятельности ребёнка;

3) основным содержанием коммуникативной потребности, удовлетворяемой детьми в ходе общения данной формы общения;

4) характером ведущих мотивов, побуждающих ребёнка на данном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребёнка с окружающими людьми [42].

Всего М.И. Лисиной было выделено четыре формы, уровня или стадии общения. При выборе названия для каждой формы учитывались две ее основные особенности: связь с данной ситуацией и преобладающий мотив общения.

Четыре генетические формы общения со взрослыми у детей в первые семь лет жизни:

1. ситуативно-личностное общение (младенческий возраст),

2. ситуативно-деловое общение (ранний возраст),

3. внеситуативно-познавательное общение (младший и средний дошкольный возраст)

4. внеситуативно-личностное общение (средний и старший дошкольный возраст).

Ситуативно-личностная форма общения в онтогенезе первой, примерно в 0-2 месяца, имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде - до 6 месяцев. Ведущим мотивом в этот период жизни детей является личностный мотив.

Ребенок начинает успешно выделять из окружающей среды взрослого человека (сосредоточение), осуществлять мимическое (улыбка) и специфическое голосовое (предречевые вокализации) общение со взрослым человеком и активно привлекать взрослого к общению (двигательное возбуждение).

В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребёнка. Для этой формы общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица).

По своему существу генетически самая ранняя форма общения состоит в установлении у ребенка именно эмоциональных контактов с другими людьми. Такие эмоциональные связи и у старших детей, и у взрослых составляют непременную часть тех уз, которые связывают участников коммуникативной деятельности. В них проявляется наиболее генерализованная оценка одним партнером другого, эффективнее всего выражающаяся именно экспрессивно-мимическими средствами, характерными для ситуативно-личностного общения.

Осуществим характеристику форм общения ребенка со взрослым. Ситуативно-деловая форма общения со взрослым появляется второй в онтогенезе и существует от шести месяцев и до трех лет. В данный период общение с взрослым вплетено в новую ведущую деятельность (в частности, в предметно-манипулятивную) и направлено на обслуживание ее. На центральное место выдвигается непосредственно деловой мотив, так как основные поводы для контактов ребенка с взрослыми связываются с их практическим сотрудничеством. Ведущее положение при таком форме общения занимают различные коммуникативные операции предметно-действенного вида. Ситуативно-деловое общение имеет важнейшее значение в жизни ребенка раннего возраста. В данном периоде дети переходят от примитивных неспецифических манипуляций с предметами к более специфическим, а в дальнейшем и к культурно фиксированным действиям с ними.

В первой половине дошкольного детства у ребенка формируется третья форма общения – внеситуативно-познавательная. Как и вторая форма общения данная опосредуется, вместе с тем, она вплетена не в практическое сотрудничество с взрослыми, а непосредственно в познавательную деятельность. Ведущий мотив общения в данном возрасте – познавательное. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого.

Речевые операции на данном этапе развития общения становятся основным средством общения детей, которые владеют внеситуативно-познавательной формой общения. Познавательное общение теснейшим образом переплетается с игровой деятельности. Которая становится ведущим видом деятельность в период всего дошкольного детства. В сочетании оба вида активности способствуют расширению познания детей об окружающей действительности, углубляют данные познания, увеличивают уровень осведомленности об отдельных сторонах действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия.

К окончанию дошкольного возраста у ребенка формируется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностное общение. Важнейшим при данной форме общения выступает личностный мотив.

Также можно говорить об изменении форм общения ребенка со сверстником. В процессе общения со сверстниками выделяют также последовательно сменяющиеся формы общения:

1. Эмоционально-практическую.

2. Ситуативно-деловую.

3. Внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения формируется на третьем году жизни дошкольника. Ребенок ожидает от сверстников участия в своих забавах, а также самовыражении. Основные средства общения в данном виде общения – экспрессивно-мимические.

Примерно в четыре года дети переходят ко второй форме общения – к ситуативно-деловой, роль которой существенно возрастает среди других видов активной деятельности. Следует отметить то обстоятельство, что существует зависимость между речевой недостаточностью и особенностями развития ребенка. В случае задержки речевого развития на фоне патологии формирования различных сторон речи могут отмечаться отклонения психического развития ребенка, могут замедляться отдельные аспекты развития гностических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, характера, а также всей личности в целом. В самом конце дошкольного детства у ребенка формируется новая форма общения – внеситуативно-деловое. Жажда сотрудничества побуждает дошкольников к более сложным контактам. Сотрудничество, сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Данное обстоятельство связано с тем, что на смену сюжетно-ролевым играм приходят игры по правилам, которые становятся более условными [8, 107]. Определив особенности развития общения дошкольников в норме, целесообразным является обращение к проблеме особенностей общения дошкольников с нарушениями зрения.

Таким образом, на этапе дошкольного возраста происходит смена форм общения ребенка со взрослым:

Таким образом, на этапе дошкольного возраста происходит смена форм общения ребенка со взрослым: первой формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-личностная форма общения (первая половина года), следующая ситуативно-деловая, на которая приходится на период от шести месяцев до двух лет, третья форма – внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет), внеситуативно-личностная (от 6 до 7 лет). Со сверстниками в период дошкольного детства общение проходит следующее этапы: эмоционально-практическая (второй-четвертый год жизни), затем ситуативно-деловая (формируется к четырем годам). Внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со сверстниками формируется к концу дошкольного возраста.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.