Состояние просвещения в первой половине Х VII века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стоглавый собор выявил, что все обрядовые исправления в Русской Церкви возможны при наличии просвещенных людей, особенно духовенства, а таких образованных работников не хватало. Даже греки, приезжавшие в Россию, удивлялись крайне низкому уровню духовного просвещения на Руси, ибо столь видные деятели, как патриархи Филарет, Иоасаф, Иосиф были людьми мало сведущими в духовных делах. А возвышения образования требовала борьба с иноземными влияниями.

Понятно, что и письменность этого периода по церковным вопросам была очень скудной. Известны нам: "Летопись о смутном времени", "Сказания Палицына об осаде Троицкой Лавры", некоторые описания святых мест, а также некоторые сочинения по поводу обрядовых исправлений Арсения Глухого и Ивана Наседки.

Проще всего Русской Церкви было обратиться за помощью в этом вопросе к грекам. Но сама Греческая Церковь переживала в этот период большой упадок своей письменности (из-за турецкого ига) и тоже нуждалась в образованных людях. В связи с этим московские патриархи прибегли к помощи воспитанников Киевской академии, хотя и опасались, что они находятся под влиянием латинства.

В 1627 г. в Москву прибыл ученый львовский дидаскал Лаврентии Зизаний и привез с собой свой Катихизис. По поручению патриарха Катихизис был рассмотрен справщиками.

Они рассматривали его долго и придирчиво, чуть не обвиняли автора в ересях, так что из опасения беды ему приходилось поскорее соглашаться на все, что ему говорили, и всячески льстить учености московских грамотеев. Катихизис во многом был исправлен, но все-таки издан.

Случаи сношения русских с протестантами подтверждали необходимость развития духовного просвещения. Сватовство датского принца Вольдемара с царевной Ириной Михайловной не имело успеха потому, что православные не сумели убедить принца в превосходстве православия перед протестантством.

Это, однако, побудило православных к изданию полемических сочинений. Иван Наседка, используя литовские книги, написал книгу "Изложение на лютеры". Рогов из сочинений Стефана Зизания, Василия Острожского, Захарии Копистенского и сочинений других ученых южан составил "Кириллову книгу", направленную против протестантов и католиков. Появилось "Собрание краткия науки о артикулах веры" Петра Могилы, известное под именем "Малого катихизиса".

При Алексее Михайловиче решились еще ближе познакомиться с юго-западной ученостью и стали вызывать в Москву уже самих киевских ученых.

Заботы о возвышении просвещения во второй половине XVII века; вызов киевских ученых в Москву; Ртищевское братство

Боярин Федор Ртищев, с дозволения царя и патриарха, основал недалеко от Москвы Андреевский монастырь и пригласил в него до 30 южнорусских монахов. Это было в 1649 г. При монастыре немедленно составилось ученое братство для перевода книг и желающих обучаться грамматике, риторике с философией, латинскому и греческому языку. В этом же году были вызваны царем известные киевские ученые монахи - Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые, соединившись с андреевскими монахами, составили ученый кружок, имевший большое влияние на москвичей.

Однако московские грамотеи разошлись с ними с самого начала. Новое школьное обучение пришельцев было далеко не похоже на доморощенную московскую ученость, показалось странным, следовательно, по тогдашней логике, еретическим.

Притом из Андреевского монастыря скоро пошли обидные речи о невежество москвичей. Молодые люди, поучившись у киевлян какой-нибудь грамматике, начали небрежно отзываться даже о таких столпах как протопопы Иван Неронов и Стефан Вонифатьев. Но за новыми учеными стояли многие сильные люди - митрополит Никон, боярин Морозов, Ртищев и даже сам царь, и толки об их еретичестве для них были уже не страшны. Сделавшись патриархом, Никон приблизил их к себе и приставил к книжным исправлениям. В Чудовском монастыре была устроена Греко-латинская школа. Славинецкий был сделан начальником этой школы и поставлен во главе справщиков печатного двора.

После падения Никона Чудовская школа закрылась, расстроилось и Андреевское братство, но господство юго-западного влияния в Москве было уже упрочено.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.