Государственное управление является одной из основных форм деятельности государства наряду с такими как законодательные функции, правосудие, прокурорский надзор. Порядок осуществления государственного управления (исполнительной власти) регулируется нормами административного права, а поэтому в теории и практике государственного строительства административное право получило наименование управленческое право.
Структура государственного управления отличается сложностью. Ее основными элементами выступают управляющие и управляемые системы, их субъекты и объекты. Это исполнительные и распорядительные органы, их аппарат, сферы и отрасли управления, предприятия и объединения, объекты инфраструктуры (транспорт, связь и др.), научные и социально-культурные учреждения, отдельные личности и т.п. Между субъектами и объектами управления постоянно поддерживается прямая и обратная связь. Они взаимодействуют, благодаря чему обеспечивается согласованность между индивидуальными работами каждого физического лица (работника) и выполняются общие функции, возникающие из движения всего производственного организма. В результате воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, обеспечивается взаимодействие между субъектами управления, которые при минимально возможной затрате сил и средств стремятся выполнить определенные виды работы с тем, чтобы достигнуть определенного результата. Различие же между субъектами и объектами управления состоит в том, что управляемые объекты (отрасль хозяйства, предприятие, фирма, цех, отдельная группа работников и т.п.) осуществляют материальную деятельность, удовлетворяющую какую-либо потребность людей: производство какой-либо продукции, товаров народного потребления, предоставление услуг и т.д. Субъект же управления (орган или его руководитель) реализует соответствующие властные функции, направленные на прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, координацию и контроль соответствующей материальной деятельности. Государственное управление можно рассматривать как исполнительно-распорядительную деятельность определенной системы специально учрежденных государственных органов. Это, однако, не означает, что государственное управление составляет сферу деятельности исключительно исполнительных органов. Вопросы управления решаются и законодательными органами, которые осуществляют законодательное регулирование всех сфер общественной деятельности. Но основной объем исполнительной деятельности лежит на управленческих органах. Исполняя предписания законов, органы управления выполняют различные материально-технические операции и ведут повседневную оперативно-организационную работу. Они изучают положение дел на управляемых объектах, осуществляют прогнозирование их развития, организуют различного рода совещания, проводят контрольные мероприятия, намечают и осуществляют меры по улучшению сбора, обработки и использования управленческой информации и т.д. Вместе с тем организационно-исполнительный аспект деятельности органов управления непосредственно связан с их распорядительной деятельностью. В пределах своих полномочий органы управления нередко могут (либо обязаны) первичным образом решить многие вопросы управления, по которым нет законов и других актов представительных органов государственной власти. В таких случаях органы государственного управления используют правовые формы своей деятельности — издают правовые акты управления (постановления, приказы, инструкции, указания) либо совершают иные юридические действия (например, заключают сделки, договоры и т.п.). Но в любом случае деятельность органов государственного управления не должна выходить за рамки Конституции, закона и иных актов представительных органов государственной власти, поскольку государственное управление носит подзаконный, исполнительный характер. Следовательно, исполнительно-распорядительный характер деятельности органов государственного управления заключается в обеспечении повседневного управления делами общества в целом. Под государственным управлением понимается организационно-властная исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом осуществлении функции государства.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 237.