ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА . ВЫБОРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из основных политических прав граждан является право на участие в управлении государством как непосредственно (через референдумы), так и опосредованно (через представительные органы власти). Его осуществление производится на основе избирательного права. Выборы в органы государственной власти и органы местного само­управления, выборы Президента страны, голов (председателей) органов местного самоуправления, участие в референдумах осущест­вляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Всеобщность избирательного права озна­чает, что все граждане страны, которым на день выборов исполнилось 18 лет и их дееспособность не ограничена судом, независимо от пола, национального, расового и социального происхождения, языка, полити­ческих и религиозных убеждений, имущественного положения, места жительства, рода и характера занятий могут принимать участие в выбо­рах и референдумах.

Равное избирательное право показывает, что каждый гражданин при голосовании обладает одним голосом. Голосование осуществляется лично, с предъявлением на избирательном участке документа, удо­стоверяющего личность.

Прямое избирательное право означает, что все представительные органы власти и определенные должностные лица избираются не­посредственно гражданами.

Голосование осуществляется в кабине или комнате для тайного голо­сования, запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосу­ющего.

Право участвовать в голосовании — это активное избирательное право, оно предоставляется с 18 лет. Право выдвигаться кандидатом в депутаты и на должности Президента и голов органов местного самоуправления — это пассивное избирательное право. Оно также на­ступает с 18 лет, за исключением выборов народных депутатов страны (с 21 года) и Президента (с 35 лет).

Избирательные права реализуются с помощью избирательной системы. Избирательная система это правовой институт, объеди­няющий совокупность конституционно-правовых норм, которые регули­руют общественные отношения в процессе формирования представи­тельных органов государства, а также порядок организации и проведе­ния выборов в представительные органы и учреждения.

В современном мире существуют три избирательные системы:

1) пропорциональная: предусматривает распределение мест в пар­ламенте или органах самоуправления между партиями в пропор­циональной зависимости от числа поданных за них голосов избирателей
(Австрия, Бельгия, Израиль);

2) ма ж оритарная: предполагает, что для избрания кандидат должен
получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом, если речь идёт о выборах президента (США, Канада, Велико­британия, Украина до 1998 года);

3) смешанная: предполагает избрание части депутатов по пропор­циональной системе, части - по мажоритарной (ФРГ, Испания, Украина на парламентских выборах 1998-го и 2002 годов).

Сам избирательный процесс определяется как урегулированная нормами избирательного права деятельность лиц, органов и орга­низаций (субъектов избирательного процесса), которая связана с подго­товкой и проведением выборов.

Стадии избирательного процесса: назначение выборов: 

- создание избирательных органов

- создание избирательных округов и избира­тельных участков

- составление списков избирателей (регистрация избирателей)

- выдвижение и регистрация кандидатов

- предвыборная агитация

- голосование, подсчёт голосов избирателей, установление и обнародование результатов выборов

- повторное голосование, повторные выборы (при необходимости).

Субъектами избирательного процесса являются:

- избиратели;

- избирательные комиссии;

- зарегистрированные кандидаты в депутаты;

- партии (блоки партий), которые выдвигают кандидатов в депутаты;

- органы государственной власти и органы местного самоуправления;

   -официальные наблюдатели от партий (блоков) — субъектов избира­
тельного процесса, от кандидатов в депутаты, зарегистрированных
в одномандатных округах, от иностранных государств и междуна­
родных организаций.

Выборы бывают: очередные, внеочередные, повторные, промежу­точные (вместо выбывших депутатов).

Очередные выборы проводятся в связи с окончанием срока полномо­чий Верховной Рады и не требуют отдельного решения об их назначении.    Очередные выборы проводятся в последнее воскресенье марта четвёртого года полномочий Верховной.

Внеочередные выборы проводятся в последнее воскресенье 60-днев­ного срока со дня опубликования Указа Президента о досрочном прекра­щении полномочий Верховной Рады .

Повторные выборы назначаются Центральной избирательной комиссией в случае признания выборов де­путатов в этом округе недействительными или несостоявшимися, или в случае призна­ния лица отказавшимся от депутатского мандата

Проводятся в одномандатном округе в по­следнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования Центральной избиратель­ной комиссией решения об их назначении

П ромежу­точные выборы назначаются в одномандатном округе в слу­чае выбытия депутата, избранного в данном округе

Проводятся в одномандатном округе в по­следнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования Центральной избиратель­ной комиссией решения об их назначении

Предвыборная агитация - это деятельность граждан страны, кан­дидатов, партий (блоков партий) по подготовке и распространению и н формации с целью привлечения избирателей к голосованию за или про­тив соответствующих кандидатов, избирательных списков партий (бло­ков партий).

Принципы предвыборной агитации:

- свободное проведение агитации в любых формах, любыми сред­
ствами, не запрещёнными законодательством;

- возможность агитации как за, так и против какого-либо кандидата,
избирательного списка партии (блока партии);

- равные условия использования средств массовой информации для
всех кандидатов, партий (блоков партий);

- запрет на участие в агитации:

1)лицам, которые не являются гражданами страны;

2)органам публичной власти, их должностным, служебным лицам;

3)членам избирательных комиссий.

Сроки агитации', начало — за 50 дней до выборов; окончание — в 24 часа последней пятницы перед днём выборов. Порядок голосования:

• день голосования - один из выходных дней;

• время голосования - в день выборов с 8 до 20 часов;

• место голосования — помещение для голосования;

• место заполнения бюллетеней - кабина для тайного голосования;

• место установления избирательных урн - в поле зрения членов
избирательной комиссии.

Результаты выборов устанавливает:

1) в одномандатном округе - окружная избирательная комиссия. На
основании протокола о результатах голосования в округе окружная
избирательная комиссия принимает решения:

    -о признании депутата избранным (кандидат набрал большинство
голосов относительно других кандидатов);

   -о повторном голосовании в округе (если наибольшее и одновремен­но одинаковое количество голосов набрали два и более кандидата);

   -о представлении в ЦИК признания выборов в округе недействитель­ными (если при проведении выборов в округе имели место наруше­ния требований закона, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если голосо­вание было признано недействительным не менее чем на 25% из­бирательных участков, созданных на территории округа);

2) в многомандатном округе - Центральная избирательная комиссия.
На основании протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия составляет протокол о результатах вы­боров в многомандатном избирательном округе.














РЕФЕРЕНДУМЫ И ИХ ВИДЫ

Референдум — это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов и иных решений по важным вопросам общегосу­дарственного и местного значения. Референдумы служат обеспечению народовластия и непосредственного участия граждан в управлении об­щенациональными и местными делами. Проведение референдумов регламентируется Конституцией.

 Референдум может быть назначен Верховной Радой или Президентом в рамках их компетенции. Верховная Рада может объявить референдум только по вопросам об изменении терри­тории страны, а Президент—по вопросам изменения первого, третьего и тринадцатого разделов Конституции при условии их принятия консти­туционным большинством Верховной Рады. Президент также объявляет референдум по народной инициативе. Для проведения такого рефе­рендума необходимо собрать подписи не менее трех миллионов граж­дан, обладающих правом голоса. Причем эти подписи, в соответствии с Конституцией, должны быть собраны не менее чем в 2/3 областей и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой области. Относительное ужесточение требований в подготовке такого рода ре­ферендумов объясняется стремлением избежать референдумов по ини­циативе меньшинства областей, которые могли бы способствовать рас­колу государства.

Исключительно общенациональными референдумами решаются во­просы об изменении территории . Референдумы о поли­тической принадлежности той или иной территории традиционно назы­ваются плебисцитом.

Конституция не допускает проведения референдумов по вопросам налогов, бюджета и амнистий.

Местными референдумами разрешаются вопросы о наименовании и переименовании населенных пунктов, а также вопросы, отнесенные Конституцией и законами к компетенции соответствующего органа местного и регионального самоуправления. Местные референдумы могут быть инициированы органами советов (не менее 1/2 депутатов) или гражданами, проживающими на соответ­ствующей территории (не менее чем 1/10 жителей).

Законы и иные решения, принимаемые референдумом, являются окончательными и могут быть отменены только путем нового референ­дума. Закон предусматривает также проведение совещательных опросов граждан страны (консультативный референдум). Результаты совеща­тельного опроса рассматриваются и учитываются при принятии реше­ний соответствующих государственных органов. Опросы обществен­ного мнения, проводимые не в соответствии с Законом о референдуме, не имеют статуса совещательного опроса и соответствующих правовых последствий.

                        ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН И ИХВИДЫ

Право граждан на объединение в политические партии и обществен­ные организации гарантировано Конституцией.

Объединения граждан это добровольные общественные фор­мирования, создаваемые на основе единства интересов и совместной реализации гражданами своих прав и свобод. Независимо от названия (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и т.п.) объединение граж­дан может признаваться законом партией или общественной орга­низацией.

Политическая партия - это зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан — сторонников определённой общенациональной программы общественного развития, которое имеет целью содействие формированию и выражению полити­ческой воли граждан, принимает участие в выборах и других полити­ческих мероприятиях.

Цель партии — участие в выработке государственной политики, формировании органов власти и местного самоуправления и предста­вительство в их составе.

Общественная организация — это объединение граждан для удов­летворения и защиты своих законных социальных, экономических, твор­ческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других об­щих интересов. Легализация объединений граждан производится путем их регистрации в Министерстве юстиции (общенациональные объеди­нения, включая политические партии и украинские филиалы междуна­родных общественных организаций) или в местных государственных администрациях и органах местного самоуправления. Не может быть легализована деятельность объединений граждан, наносящих ущерб национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населе­ния, другим правам и свободам граждан.

Объединения граждан создаются на принципах добровольности, са­моуправления членов организации, их равноправия и невмешательства государства во внутреннюю деятельность объединения. Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан, ограни­чен в правах или получать льготы и преимущества от государства за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям. Объединения граждан могут прекратить свою деятельность путем реорганизации, самороспуска или прину­дительного роспуска по решению суда.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.