Одним из основных политических прав граждан является право на участие в управлении государством как непосредственно (через референдумы), так и опосредованно (через представительные органы власти). Его осуществление производится на основе избирательного права. Выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, выборы Президента страны, голов (председателей) органов местного самоуправления, участие в референдумах осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане страны, которым на день выборов исполнилось 18 лет и их дееспособность не ограничена судом, независимо от пола, национального, расового и социального происхождения, языка, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, места жительства, рода и характера занятий могут принимать участие в выборах и референдумах.
Равное избирательное право показывает, что каждый гражданин при голосовании обладает одним голосом. Голосование осуществляется лично, с предъявлением на избирательном участке документа, удостоверяющего личность.
Прямое избирательное право означает, что все представительные органы власти и определенные должностные лица избираются непосредственно гражданами.
Голосование осуществляется в кабине или комнате для тайного голосования, запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
Право участвовать в голосовании — это активное избирательное право, оно предоставляется с 18 лет. Право выдвигаться кандидатом в депутаты и на должности Президента и голов органов местного самоуправления — это пассивное избирательное право. Оно также наступает с 18 лет, за исключением выборов народных депутатов страны (с 21 года) и Президента (с 35 лет).
Избирательные права реализуются с помощью избирательной системы. Избирательная система — это правовой институт, объединяющий совокупность конституционно-правовых норм, которые регулируют общественные отношения в процессе формирования представительных органов государства, а также порядок организации и проведения выборов в представительные органы и учреждения.
В современном мире существуют три избирательные системы:
1) пропорциональная: предусматривает распределение мест в парламенте или органах самоуправления между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за них голосов избирателей
(Австрия, Бельгия, Израиль);
2) ма ж оритарная: предполагает, что для избрания кандидат должен
получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом, если речь идёт о выборах президента (США, Канада, Великобритания, Украина до 1998 года);
3) смешанная: предполагает избрание части депутатов по пропорциональной системе, части - по мажоритарной (ФРГ, Испания, Украина на парламентских выборах 1998-го и 2002 годов).
Сам избирательный процесс определяется как урегулированная нормами избирательного права деятельность лиц, органов и организаций (субъектов избирательного процесса), которая связана с подготовкой и проведением выборов.
Стадии избирательного процесса: назначение выборов:
- создание избирательных органов
- создание избирательных округов и избирательных участков
- составление списков избирателей (регистрация избирателей)
- выдвижение и регистрация кандидатов
- предвыборная агитация
- голосование, подсчёт голосов избирателей, установление и обнародование результатов выборов
- повторное голосование, повторные выборы (при необходимости).
Субъектами избирательного процесса являются:
- избиратели;
- избирательные комиссии;
- зарегистрированные кандидаты в депутаты;
- партии (блоки партий), которые выдвигают кандидатов в депутаты;
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
-официальные наблюдатели от партий (блоков) — субъектов избира
тельного процесса, от кандидатов в депутаты, зарегистрированных
в одномандатных округах, от иностранных государств и междуна
родных организаций.
Выборы бывают: очередные, внеочередные, повторные, промежуточные (вместо выбывших депутатов).
Очередные выборы проводятся в связи с окончанием срока полномочий Верховной Рады и не требуют отдельного решения об их назначении. Очередные выборы проводятся в последнее воскресенье марта четвёртого года полномочий Верховной.
Внеочередные выборы проводятся в последнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования Указа Президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады .
Повторные выборы назначаются Центральной избирательной комиссией в случае признания выборов депутатов в этом округе недействительными или несостоявшимися, или в случае признания лица отказавшимся от депутатского мандата
Проводятся в одномандатном округе в последнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования Центральной избирательной комиссией решения об их назначении
П ромежуточные выборы назначаются в одномандатном округе в случае выбытия депутата, избранного в данном округе
Проводятся в одномандатном округе в последнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования Центральной избирательной комиссией решения об их назначении
Предвыборная агитация - это деятельность граждан страны, кандидатов, партий (блоков партий) по подготовке и распространению и н формации с целью привлечения избирателей к голосованию за или против соответствующих кандидатов, избирательных списков партий (блоков партий).
Принципы предвыборной агитации:
- свободное проведение агитации в любых формах, любыми сред
ствами, не запрещёнными законодательством;
- возможность агитации как за, так и против какого-либо кандидата,
избирательного списка партии (блока партии);
- равные условия использования средств массовой информации для
всех кандидатов, партий (блоков партий);
- запрет на участие в агитации:
1)лицам, которые не являются гражданами страны;
2)органам публичной власти, их должностным, служебным лицам;
3)членам избирательных комиссий.
Сроки агитации', начало — за 50 дней до выборов; окончание — в 24 часа последней пятницы перед днём выборов. Порядок голосования:
• день голосования - один из выходных дней;
• время голосования - в день выборов с 8 до 20 часов;
• место голосования — помещение для голосования;
• место заполнения бюллетеней - кабина для тайного голосования;
• место установления избирательных урн - в поле зрения членов
избирательной комиссии.
Результаты выборов устанавливает:
1) в одномандатном округе - окружная избирательная комиссия. На
основании протокола о результатах голосования в округе окружная
избирательная комиссия принимает решения:
-о признании депутата избранным (кандидат набрал большинство
голосов относительно других кандидатов);
-о повторном голосовании в округе (если наибольшее и одновременно одинаковое количество голосов набрали два и более кандидата);
-о представлении в ЦИК признания выборов в округе недействительными (если при проведении выборов в округе имели место нарушения требований закона, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если голосование было признано недействительным не менее чем на 25% избирательных участков, созданных на территории округа);
2) в многомандатном округе - Центральная избирательная комиссия.
На основании протоколов окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов в многомандатном избирательном округе.
РЕФЕРЕНДУМЫ И ИХ ВИДЫ
Референдум — это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов и иных решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения. Референдумы служат обеспечению народовластия и непосредственного участия граждан в управлении общенациональными и местными делами. Проведение референдумов регламентируется Конституцией.
Референдум может быть назначен Верховной Радой или Президентом в рамках их компетенции. Верховная Рада может объявить референдум только по вопросам об изменении территории страны, а Президент—по вопросам изменения первого, третьего и тринадцатого разделов Конституции при условии их принятия конституционным большинством Верховной Рады. Президент также объявляет референдум по народной инициативе. Для проведения такого референдума необходимо собрать подписи не менее трех миллионов граждан, обладающих правом голоса. Причем эти подписи, в соответствии с Конституцией, должны быть собраны не менее чем в 2/3 областей и не менее чем по 100 тыс. подписей в каждой области. Относительное ужесточение требований в подготовке такого рода референдумов объясняется стремлением избежать референдумов по инициативе меньшинства областей, которые могли бы способствовать расколу государства.
Исключительно общенациональными референдумами решаются вопросы об изменении территории . Референдумы о политической принадлежности той или иной территории традиционно называются плебисцитом.
Конституция не допускает проведения референдумов по вопросам налогов, бюджета и амнистий.
Местными референдумами разрешаются вопросы о наименовании и переименовании населенных пунктов, а также вопросы, отнесенные Конституцией и законами к компетенции соответствующего органа местного и регионального самоуправления. Местные референдумы могут быть инициированы органами советов (не менее 1/2 депутатов) или гражданами, проживающими на соответствующей территории (не менее чем 1/10 жителей).
Законы и иные решения, принимаемые референдумом, являются окончательными и могут быть отменены только путем нового референдума. Закон предусматривает также проведение совещательных опросов граждан страны (консультативный референдум). Результаты совещательного опроса рассматриваются и учитываются при принятии решений соответствующих государственных органов. Опросы общественного мнения, проводимые не в соответствии с Законом о референдуме, не имеют статуса совещательного опроса и соответствующих правовых последствий.
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН И ИХВИДЫ
Право граждан на объединение в политические партии и общественные организации гарантировано Конституцией.
Объединения граждан — это добровольные общественные формирования, создаваемые на основе единства интересов и совместной реализации гражданами своих прав и свобод. Независимо от названия (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и т.п.) объединение граждан может признаваться законом партией или общественной организацией.
Политическая партия - это зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан — сторонников определённой общенациональной программы общественного развития, которое имеет целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимает участие в выборах и других политических мероприятиях.
Цель партии — участие в выработке государственной политики, формировании органов власти и местного самоуправления и представительство в их составе.
Общественная организация — это объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов. Легализация объединений граждан производится путем их регистрации в Министерстве юстиции (общенациональные объединения, включая политические партии и украинские филиалы международных общественных организаций) или в местных государственных администрациях и органах местного самоуправления. Не может быть легализована деятельность объединений граждан, наносящих ущерб национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, другим правам и свободам граждан.
Объединения граждан создаются на принципах добровольности, самоуправления членов организации, их равноправия и невмешательства государства во внутреннюю деятельность объединения. Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан, ограничен в правах или получать льготы и преимущества от государства за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям. Объединения граждан могут прекратить свою деятельность путем реорганизации, самороспуска или принудительного роспуска по решению суда.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.