Норма административного права — установленное или санкционированное государством правило поведения, которое регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Источником административно-правовых норм, т.е. формой их внешнего выражения являются акты административного законодательства (законы, постановления, приказы, инструкции и т.п.). В конкретных нормах административного права определяются характер и границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения (деятельности) органов
государственного управления, государственных служащих, предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере государственного управления. Они определяют задачи, функции и объем полномочий органов (субъектов) управления и правила поведения, обязанности и права тех, кем эти органы управляют (объектов управления).
Поскольку нормы административного права регулируют отношения в сфере государственного управления, большая их часть носит императивный (повелительный) характер. Они прямо обязывают совершать определенные действия, либо запрещают совершение тех или иных действий, либо разрешают или рекомендуют совершение действий при условии получения разовых дозволений. В любом случае нормы административного права, адресованные органам государственного управления или должностным лицам, чаще всего предоставляют им возможность делать только то, что прямо разрешено или предписано законом, а управляемым объектам и гражданам — все, что не запрещено законом (хотя нередко и гражданам прямо предписывается или разрешается тот или иной вариант поведения). Таким образом, важнейшей особенностью административно-правовых норм является их властный, повелительный характер. Эта особенность отражается на административно-правовых отношениях, которые складываются в сфере государственного управления и ' регулируются нормами административного права. Эти общественные отношения получают государственно-правовое закрепление и становятся административно-правовыми отношениями. Они определяют права и обязанности их субъектов и придают этим отношениям характер властных отношений, так как предписывают, разрешают или рекомендуют одному из обязательных участников этих отношений — государственному органу управления, должностному лицу определенный вариант поведения.
Конкретное административно-правовое отношение может возникнуть по воле любого субъекта (участника) отношения и согласие или желание второго не является обязательным для его возникновения. Предварительное согласование возможности возникновения административно-правового отношения не влечет никаких правовых , последствий, поскольку окончательное решение вопроса всегда зависит от определенного государственного органа, должностного лица.
К числу административных относятся следующие виды общественных отношений:
• отношения между вышестоящими и нижестоящими органами
государственного управления (Кабинет Министров —
Министерство образования и науки);
• отношения между несоподчиненными органами государственного
управления (Министерство юстиции — Министерство внутренних
дел);
• отношения между органами государственного управления и
подчиненными им государственными предприятиями и учреж
дениями (Министерство образования и науки — вуз);
• отношения между органами государственного управления и
негосударственными предприятиями, учреждениями, обществен
ными объединениями (областное управление юстиции — коллегия
адвокатов);
• отношения между органами государственного управления и граж
данами (отдел социального обеспечения — гражданин, обращаю
щийся с заявлением).
Юридическое своеобразие административного права проявляется в особом методе регулирования, в юридическом неравенстве участников (сторон), в односторонних юридически властных предписаниях.
Властный характер административно-правовых норм и административно-правовых отношений объясняется составом субъектов (участников) этих отношений и особенностью их правового поведения (деятельности).
Субъектами административно-правовых отношений могут быть органы государственного управления, лица, занимающие в этих органах определенные должности (служащие), а также граждане и объединения граждан. Правовое положение этих субъектов административно-правовых отношений неодинаково. Право реализации государственных функций в сфере государственного управления предоставляется органам государственного управления и государственным служащим и поэтому эти органы (служащие) являются обязательными субъектами административно-правовых отношений. Каждый орган государственного управления (служащий) получает возможность действовать от имени государства. При этом орган управления является частичкой государственного аппарата, в силу чего его предписания, указания и распоряжения обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы. Если с социальной точки зрения любой орган управления — это своеобразная «ячейка человеческого коллектива», в определенной степени организационно оформленная, то в государственно-правовом смысле — это носитель полномочий государственно-властного характера. По этой причине часть личного состава органов управления (определенная ' категория служащих) также наделяется властными полномочиями и выступает в качестве субъектов реализации государственно-властных функций органов управления.
Эти служащие именуются должностными лицами. Они наряду с органами государственного управления наделяются государственно-властными полномочиями и выступают в качестве субъектов государственного управления. Следовательно, некоторые субъекты административно-правовых отношений (органы государственного управления и их представители) выступают в качестве их организаторов, субъектов особого вида государственной деятельности, которая именуется государственным управлением.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.