НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Норма административного права — установленное или санкцио­нированное государством правило поведения, которое регулирует об­щественные отношения в сфере государственного управления. Источ­ником административно-правовых норм, т.е. формой их внешнего выражения являются акты административного законодательства (за­коны, постановления, приказы, инструкции и т.п.). В конкретных нормах административного права определяются характер и границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения (деятельности) органов

государственного управления, государственных служащих, предприя­тий, учреждений, организаций и граждан в сфере государственного управления. Они определяют задачи, функции и объем полномочий органов (субъектов) управления и правила поведения, обязанности и права тех, кем эти органы управляют (объектов управления).

Поскольку нормы административного права регулируют отношения в сфере государственного управления, большая их часть носит императивный (повелительный) характер. Они прямо обязывают совершать определенные действия, либо запрещают совершение тех или иных действий, либо разрешают или рекомендуют совершение действий при условии получения разовых дозволений. В любом случае нормы ад­министративного права, адресованные органам государственного уп­равления или должностным лицам, чаще всего предоставляют им воз­можность делать только то, что прямо разрешено или предписано зако­ном, а управляемым объектам и гражданам — все, что не запрещено законом (хотя нередко и гражданам прямо предписывается или разре­шается тот или иной вариант поведения). Таким образом, важнейшей особенностью административно-правовых норм является их властный, повелительный характер. Эта особенность отражается на административно-правовых отноше­ниях, которые складываются в сфере государственного управления и ' регулируются нормами административного права. Эти общественные отношения получают государственно-правовое закрепление и стано­вятся административно-правовыми отношениями. Они определяют права и обязанности их субъектов и придают этим отношениям характер властных отношений, так как предписывают, разрешают или рекомен­дуют одному из обязательных участников этих отношений — государ­ственному органу управления, должностному лицу определенный вариант поведения.


Конкретное административно-правовое отношение может возникнуть по воле любого субъекта (участника) отношения и согласие или желание второго не является обязательным для его возник­новения. Предварительное согласование возможности возникновения административно-правового отношения не влечет никаких правовых , последствий, поскольку окончательное решение вопроса всегда зависит от определенного государственного органа, должностного лица.

К числу административных относятся следующие виды общест­венных отношений:

 • отношения между вышестоящими и нижестоящими органами

государственного управления (Кабинет Министров —

Министерство образования и науки);

• отношения между несоподчиненными органами государственного
управления (Министерство юстиции — Министерство внутренних
дел);

• отношения между органами государственного управления и
подчиненными им государственными предприятиями и учреж­
дениями (Министерство образования и науки — вуз);

• отношения между органами государственного управления и
негосударственными предприятиями, учреждениями, обществен­
ными объединениями (областное управление юстиции — коллегия
адвокатов);

• отношения между органами государственного управления и граж­
данами (отдел социального обеспечения — гражданин, обращаю­
щийся с заявлением).

Юридическое своеобразие административного права проявляется в особом методе регулирования, в юридическом неравенстве участников (сторон), в односторонних юридически властных предписаниях.

Властный характер административно-правовых норм и администра­тивно-правовых отношений объясняется составом субъектов (участ­ников) этих отношений и особенностью их правового поведения (дея­тельности).

Субъектами административно-правовых отношений могут быть ор­ганы государственного управления, лица, занимающие в этих органах определенные должности (служащие), а также граждане и объединения граждан. Правовое положение этих субъектов административно-пра­вовых отношений неодинаково. Право реализации государственных функций в сфере государственного управления предоставляется органам государственного управления и государственным служащим и поэтому эти органы (служащие) являются обязательными субъектами админи­стративно-правовых отношений. Каждый орган государственного управления (служащий) получает возможность действовать от имени государства. При этом орган управления является частичкой государ­ственного аппарата, в силу чего его предписания, указания и распоря­жения обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы. Если с социальной точки зрения любой орган управления — это своеобразная «ячейка человеческого коллектива», в определенной степени органи­зационно оформленная, то в государственно-правовом смысле — это носитель полномочий государственно-властного характера. По этой причине часть личного состава органов управления (определенная ' категория служащих) также наделяется властными полномочиями и выступает в качестве субъектов реализации государственно-властных функций органов управления.

Эти служащие именуются должностными лицами. Они наряду с органами государственного управления наделяются государственно-властными полномочиями и выступают в качестве субъектов государственного управления. Следовательно, неко­торые субъекты административно-правовых отношений (органы госу­дарственного управления и их представители) выступают в качестве их организаторов, субъектов особого вида государственной деятель­ности, которая именуется государственным управлением.











Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.