Общение как отдельный вид деятельности. Общение ребенка и взрослого. Детские сообщества и межличностные отношения у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На становление личности ребенка особое влияние оказывает характер общения с окружающими. Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией Майи Ивановны Лисиной. Психолог Лисина предложила выделять 3 группы мотивов общения: познавательные (возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации), деловые (рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности) и личностные (общение как самостоятельный вид деятельности).

Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, различные выражения лица); 2) предметно-действенные средства (поза, жесты, действия с игрушками); 3) речевые операции.

Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые состояния – формы общения, которые меняются на протяжении детского возраста. Форма общения – это коммуникативная деятельность на определенном этапе развития, взятая в целостной совокупности ее свойств (параметров).

М.И. Лисина определила следующие основные параметры форм общения:

– время возникновения данной формы общения;

– место, которое она занимает в жизни ребенка;

– основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в данной форме общения;

– ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

– основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка с людьми.

На протяжении младенчества и раннего детства развиваются следующие формы общения ребенка со взрослым. Первоначально (с 2-х месяцев) возникает с итуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми, которая обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Содержание потребности составляет стремление ребенка к доброжелательному вниманию. Во взаимодействии преобладает личностный мотив: взрослый выступает как ласковый доброжелатель, центральный объект познания и деятельности. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств. Функцию общения выполняет «комплекс оживления». В этом возрасте общение является ведущей деятельностью и протекает вне какой либо другой деятельности.

Данная форма стимулирует становление перцептивных действий разных систем и анализаторов, реакции хватания.

Ситуативно-деловая (6 месяцев – 2 года) – осуществляется в процессе совместных со взрослым предметно-манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребенка – потребность в сотрудничестве и доброжелательном внимании. Мотивы – деловые. Взрослый выступает как партнер по игре, организатор и помощник совместных действий, образец для подражания и эксперт в оценке умений и знаний ребенка. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Свое стремление к сотрудничеству ребенок выражает позами, жестами.

Общение развертывается в ходе ведущей деятельности данного возраста – предметной. В этот период очень важна положительная оценка ребенка взрослым, т.к. она оказывает влияние на усвоение предметных действий и способствует развитию речи.

Обе формы носят ситуативный характер, т.е. приурочены к месту и времени.

К 2-м годам складывается эмоционально-практическая форма общения ребенка со сверстниками (2-4 года). У ребенка возникает потребность привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера, оценку своим действиям. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности.

Существует несколько возрастных этапов, которые оказывают влияние на способность ребенка жить в обществе других детей.

Этап первый. В самом раннем возрасте, когда дети только начинают посещать детский сад, они склонны играть одни с игрушками без взаимодействия других. Это позволяет спокойно уживаться с коллективом, с которым они не поддерживают практически никакого общения. Ребенок полностью сосредоточен на том, во что играет сам. Это очень важный этап, которые позволяет детям проявлять самостоятельность в окружении других людей.

Второй этап. Дети начинают играть в свои игры рядом друг с другом. Они по-прежнему не отвлекаются на игры друг друга, но теперь стремятся находиться рядом с теми, кто им больше нравится. На этом этапе формируется осознание того, как правильно относиться к играм другого человека, чтобы ему не мешать.

Третий этап. Начинает строить попытки действовать в соответствии с общим замыслом. Он пытается договариваться с другими о том, чтобы поиграть вместе и даже подбирает нужные для этого игрушки. Однако такие совместные попытки игры быстро заканчиваются.

Этап четвертый. Характеризуется в том, что дети начинают объединяться в группы и совместно играть по общему замыслу. При этом начинают давать внутреннюю оценку собственным действиям в соответствии с общим замыслом, а также действиям других. Дети способны придумывать совместные игры, организовывать их и долго вместе в них играть.

Этап пятый. Характеризуется тем, что дети приобретают способность действовать, учитывая интересы других. В процессе игры они склонны уступать другим при распределении ролей.

Описанные выше этапы характерны в возрасте от одного года до семи лет.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

В общении со сверстниками появляется и соревновательное начало: возрастает число конфликтов, открыто проявляется зависть, ревность, обида на сверстника. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников (к 6-7 годам).

Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении получить признание и уважение ровесника, потребность в самовыражении. Изменяется ведущий мотив общения – стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие ребенка. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, творчества. А внеситуативно-деловая форма формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, а также позволяет уточнить ребенку представления о самом себе.

Изменяется и характер общения ребенка-дошкольника со взрослыми. Сотрудничество носит внеситуативный характер, т.к могут обсуждаться проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. В дошкольном возрасте складываются внеситуативно–познавательная и внеситуативно–личностная формы общения ребенка со взрослыми.

Внеситуативно–познавательная (3–5 лет) совместная познавательная деятельность. Ведущий мотив – познавательный (вопросы о предметах, явлениях, связях между ними) Взрослые начинают выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудиты, способные разрешить детские сомнения и ответить на возникающие у них вопросы. У дошкольников возникает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении со стороны взрослого. Очень важной для детей становится оценка взрослых — любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Основное средство коммуникации – речь.

Данная форма общения помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного для познания, способствует развитию наглядных форм мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного.

Внеситуативно–личностная (6–7 лет)служит целям познания социального, а не предметного мира. Ведущий мотив – личностный. Взрослый привлекает ребенка как личность и побуждает его искать контакты с ним. Предмет обсуждения – сам взрослый его жизнь, работа, взаимоотношения. Потребность – внимание со стороны взрослого, взаимопонимание, эмоциональная поддержка, сопереживание.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности дошкольника. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Эти формы сменяют друг друга, зависят от общего развития ребенка и его взаимоотношений с окружающими людьми.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и со сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам общения и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и со сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 419.