Элементарная трудовая деятельность детей раннего и дошкольного возрастов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки.

Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий – важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Эти действия помогают ребенку реализовать себя и проявляют стремление к самостоятельности. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовые действия и его результат («Подмел, помыл»), а к концу 3-его года жизни речь начинает предварять действия малыша («Буду подметать»).

Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например, когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Трудовая деятельность – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

В процессе труда происходит:

· накопление практического опыта;

· формирование навыков и умений;

· формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);

· формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользе труда людей разных профессий);

· расширение кругозора, словарного запаса, представлений о сенсорных эталонах;

· участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, получать оценку;

· ощущение радости от результата труда, проявления внимания к партнерам по труду.

Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:

1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;

2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;

3) становление разных видов труда.

Виды трудовой деятельности

1. Труд по самообслуживанию. Выполнение этого труда направлено на самого себя, постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого. Общественная значимость такого труда состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя.

2. Хозяйственно-бытовой — предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности. Важную роль играют его внешние атрибуты (фартук, веник). Именно это привлекает малыша.

Существует 2 направления этого вида труда:

организация собственной бытовой деятельности;

направленность на облегчение труда других.

Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность — удовлетворение потребностей других детей или взрослых.

3. Труд в природе. Направлен на объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Этот труд требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т.п.

4. Ручной труд (примерно с 5 дет). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой и др., а также знания материалов. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т.д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

Мотивы ручного труда разнообразны:

игровые (сделать атрибуты для игры);

общественные (сделать приятное маме);

эстетические (создать что-то красивое). Ребенок создает замысел, воплощает его и получает результат в виде поделки.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 311.