Предложите комплекс мероприятий по созданию безбаръерной среды в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Количество людей-инвалидов год от года увеличивается. Было бы хорошо, если бы проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. Зачастую проблемы инвалидов, в том числе и детей, остаются «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества.

Обычному человеку трудно представить себе сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Для таких людей представляет собой настоящую полосу препятствий. Вот почему на государственном уровне поставлена задача – сделать общественную среду доступной для инвалидов-опорников, для слабовидящих, слабослышащих, людей с инвалидностью других различных категорий.

Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. Что должно быть сделано в образовательных учреждениях, реализующих эту программу? Прежде всего надо привести учебные здания и сооружения в соответствие с требованиями строительных норм и правил, сделать их доступными для детей-инвалидов.

Это строительство широких входных дверей, лестниц, пандусов, съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий. Оборудование школ подъемными устройствами, приобретение автобуса, приспособленного для перевозки детей-инвалидов в школу и домой частично созданы условия для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих нарушений в развитии: установлен наружный пандус для входа в школу, контрастно окрашены первая и последняя ступени на лестнице.

Одна из важных государственных задач – повернуть общество лицом к людям с ограниченными возможностями. Необходимо устранить физические, организационные и информационные барьеры. Программа «Доступная среда» предусматривает создание полноценной среды для детей-инвалидов, создание условий, при которых такие дети смогут учиться в общеобразовательной школе, имея равные со всеми права и возможности.

 

 

Дайте определение понятию «реабилитация». Раскройте закономерности деформации семьи при рождении ребёнка-инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях. Охарактеризуйте семью, воспитывающие ребёнка-инвалида по Шипициной.

РЕАБИЛИТАЦИЯ - система комплексных мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

Закономерности деформации семьи.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь, матерью. Длительный стресс оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются:

O сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;

O система отношений членов семьи с окружающим социумом;

O особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

Все надежды и ожидания, которые члены семьи связывают с будущим ребенка, оказываются тщетными и обрушиваются в один миг, а осмысление происшедшего и об-ретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.

Эмоциональное воздействие стресса на мать больного ребенка, неизмеримо значительнее. Матери страдают, часто наблюдаются истерики, чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца» жизни, утомление, снижение психического тонуса.

Социальный уровень. После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и из-бирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Столь тяжелое испытание оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Сложившаяся новая ситуация становится испытанием как для проверки подлинности чувств между родителями больного ребенка, так и между каждым из родителей и ребенком. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не выдерживают такого испытания и распадаются, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. В силу этой причины некоторые семьи отказываются от рождения других детей.

Некоторые матери находят в себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других детей.

Соматический уровень. Стресс, возникший в результате неизлечимого заболевания — комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать соматические заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей, в первую очередь, матерей.

Соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности: колебания артериального давления, бессонница, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции, расстройства менструального цикла (ранний климакс); частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом; усталость, отсутствие сил, депрессия и тоска.

Характеристика семьи по Шипициной.

Cемьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками:

1) родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

2) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

3) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

4) социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых — соответственно, круг внесемейного функционирования сужается;

5) «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 264.