Принципы коррекционно-педагогической работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы - постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, что позволяет уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с ЦП в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности:в младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности - эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) - игровая деятельность; в школьном возрасте - учебная деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую Деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в одиночество.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте:

§ развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения;

§ развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

§ развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев, стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза (способность распознать привычные предметы на ощупь - тактильное различение предметов, помещаемых на ладонь, интеграция ощущений, поступающих от руки в кору головного мозга), подготовка к овладению письмом;

§ логопедическая работа;

§ воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Система специализированной помощи специализированных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты и различные реабилитационные центры. В учреждениях осуществляется восстановительное лечение, квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях, психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также те, родители которые по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка, а затем в интернаты, где осуществляются коррекционное обучение и воспитание детей, сочетающееся с лечебным процессом. Важным является максимальное всестороннее развитие детей в соответствии с их возможностями и целенаправленная профориентация. Подростки продолжают профессиональное обучение после экспертизы трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

43. Выскажите общее суждение о синдроме раннего детского аутизма как о нарушении в психофизическом развитии детей. Раскройте причины данного нарушения в психофизическом развитии детей. Классифицируйте виды данного нарушения психофизического развития у ребёнка.
АУТИЗМ - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.Проявляется аутизм в асинхронности, неравномерности созревания психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и отгороженности детей от реального мира с неспособностью формирования общения.Аутизм представляет собой спектр расстройств и включает в себя восемь самостоятельных болезней: синдром Аспергера, синдром Ретта и др.
Распространенность детского аутизма составляет 20-26 случаев на 10 000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3-5 раз чаще, чем девочки), но более тяжело аутизм протекает у девочек.
Детский аутизм начинается в возрасте до 3 лет, постепенно прогрессируя, приводит больного к тяжелым психическим проявлениям в виде нарушения свойств личности и интеллектуальной недостаточности.
ПРОЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ:
* физические аномалии (отставание в росте, патологические изменения внутренних органов, непропорциональность скелета и др.);
* снижение порога болевой чувствительности, в связи с чем больные не ощущают боли при нанесении им травм или увечий;
* снижение интереса к звуку человеческого голоса, при повышении его;
* замкнутость, постепенный уход в себя, в мир собственных ощущений и переживаний;
* нет реакции на обращенную к ребёнку речь;
* задержка или полное отсутствие развития разговорной речи;
* недостаточная гибкость, нарушение интонационной стороны речи, ее стереотипы в использовании фраз и слов;
* отсутствие контакта взглядом, мимикой, позой или жестами;
* отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
* нарушение сна и приема пищи;
* внезапное появление вспышек гнева и агрессивности;
* отсутствие чувства привязанности к родным и близким;
* холодность при общении даже с самыми дорогими людьми (родители, братья, сестры);
* избегание сверстников;
* безразличие к интересам окружающих;
* отсутствие сопереживания другим.
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
В настоящее время высказываются разные точки зрения на природу раннего детского аутизма. Одни авторы связывают сущность основного расстройства с нарушением психофизиологических механизмов (первичным снижением витального тонуса, нарушением уровня бодрствования, изменением сенсорных порогов, расстройством функций вестибулярного аппарата), другие — с особенностями отдельных психических процессов (речи, мышления), нарушением сознания и активности, с трудностями формирования устойчивой картины мира и т.д.
Теории психогенеза - врожденная неспособность детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта) или следствие отсутствия в раннем детстве положительной атмосферы.
Генетическая теория - допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположения к нему.
Теории отклонений в развитии мозговых структур - предполагают, что в перинатальном периоде возможны нарушения созревания нейронов приводящие к нарушениям функций мозга.

ТЕЧЕНИЕ детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3-5 лет: к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение.
После 5-6 лет проявления частично компенсируются, сглаживаются, остаются выраженные нарушения умственного развития.Иногда возникают неврозоподобныеили полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз.
ТРУДНОСТИ, МЕШАЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА:
– дефицит психической активности;
– тесно связанные с ним нарушения инстинктивно-аффективной сферы;
– нарушения сенсорики;
– нарушения двигательной сферы;
– нарушения речи.

44. Предложите пути компенсации и коррекции данного отклонения в психофизическом развитии ребёнка (технологии и методики обучения, направления социально-психологической реабилитации).
– психологическая коррекция: установление контакта со взрослыми;

смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений;
– педагогическая коррекция: формирование навыков самообслуживания; пропедевтика обучения, коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности;
– медикаментозная коррекция: поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия, которая проводится врачом;
– работа с семьей: психотерапия членов семьи; ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка; составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях; обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовка к обучению в школе.
Реабилитационные мероприятия должны быть направлены на стимуляцию речевого и интеллектуального развития ребенка, с одной стороны, и на коррекцию поведения — с другой.
Терапия включает в себя три направления:

1. Лечение нарушений поведения.

2. Медико-психолого-педагогическая коррекция.

3. Семейная терапия.

Работа с детьми очень длительна и кропотлива. Программа поведенческой терапии должна быть составлена строго индивидуально для каждого больного с учетом тяжести заболевания и степени его психических расстройств.
Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для преодоления аутистического поведения требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

Больные детским аутизмом должны находиться под постоянным наблюдением врача-психиатра

45. Выскажите общее суждение об особенностях формирования коллектива детей группы (класса) интегрированного обучения. Раскройте этапы работы по формированию коллектива группы (класса) интегрированного обучения. Продемонстрируйте приемы изучения межличностные отношения при интегрированном обучении.
Интегрированное обучение и воспитание- форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:
· с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
· с нарушением психического развития (трудностями в обучении)
· с тяжелыми нарушениями речи
· с нарушениями зрения
· с нарушениями слуха
· с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Образовательная интеграция- двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок с ОПФР готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, и общеобразовательное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания. В общеобразовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОПФР и их здоровыми сверстниками. Осуществление интегрированного обучения и воспитания предполагает создание в общеобразовательном учреждении условий для обучения, воспитания, развития и самореализации как учащихся, имеющих нарушения психофизического развития, так и учащихся, не имеющих таких нарушений, организацию их совместной деятельности. В организации интегрированного обучения и воспитания первостепенной задачей является обеспечение взаимодействия всех детей в классе (группе). Основой положительных взаимоотношений должны стать: безусловное позитивное принятие каждого ребенка; обеспечение успеха в совместной деятельности; выстраивание гуманистических отношении в социуме на основе уважения личности ребенка его достоинства.
Основным нормативно-правовым документом образовательной интеграции в Республике Беларусь является Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания. В соответствии с этим нормативным документом комплектование специальных групп (классов), групп (классов) интегрированного обучения и воспитания осуществляется с учетом основных показаний и противопоказаний, определенных к прием и соответствующие учреждения образования. Наполняемость группы интегрированного обучения и воспитания зависит от возраста детей и может составлять 8-10 детей (до трех лет) или 10-12 детей (от грех до семи лет). Количество детей в классе интегрированного обучения и воспитания не должно превышать 20 учащихся, а число детей с 11ФР зависит от характера и тяжести нарушения. Важным аргументом при решении вопроса об интегрированном обучении выступает социальная ситуация (социальный статус семьи интегрируемого учащегося, готовность и способность родителей взаимодействовать со специалистами в обсуждении и решении проблем своего ребенка).
Порядок создания, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определен инструкцией о порядке создания групп интегрированного обучения и воспитания, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса. Процесс формирования межличностных отношений учащихся данных классов является одним из средств обеспечения социализации и интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, что и является основной задачей интегрированного обучения. Можно выделить основные аспекты формирования межличностных отношений в ученическом коллективе: -формирование межличностных отношений как условие развития личности; - формирование межличностных от ношений в ученическом коллективе в процессе общения в различных видах деятельности; - взаимоотношение отдельного ученика с членами коллектива, его место в системе сложившихся межличностных отношений класса; - пути формирования и коррекции межличностных отношений в ученическом коллективе: обеспечение

богатства и разнообразия совместной деятельности, сочетание ее общественной значимости и личной привлекательности для членов коллектива. Межличностные отношения в классах интегрированного обучения требуют педагогической организации и коррекции, средствами которой являются те же, что и при аналогичной педагогической работе в обычном классе. В условиях интегрированного обучения принимаются меры к тому, чтобы выстроить жизненный мир детей. Большое внимание в обучении уделяется овладению учащимися способами деятельности, проявлению самостоятельности. Моделируются предполагаемые личностные приращения и изменения, которые произойдут у школьников в условиях совместного обучения. В основу положено признание уникальной сущности каждого ученика, его индивидуальности и неповторимости. Целью интегрированного обучения является конструирование персональных путей в едином образовательном процессе. Учащиеся созидаются личностно, в чем им осторожно и бережно помогает учитель. Образовательная интеграция положительно воспринимается учащимися, родителями, учителями и всем обществом.
Успешность обучения ребенка с особенностями психофизического развития в интегрированном классе во многом определяется его готовностью к интеграции. Исследования СЕ. Гайдукенмч и других ученых показали, что готовность ребенка к интеграции включает:
• психологическую готовность к обучению к среде «других» - принятие «другого», сформированное «встречной активности», готовность к преодолению трудностей и, прежде всего, коммуникативных; • гностическую готовность - овладение необходимым фондом знаний об окружающем мире, определяемым стандартом дошкольного образования, сформированное умений продуцирования и восприятия речи (экспрессивной и импрессивной), сформированность операционально-исполнительного компонента (владение мо торными и интеллектуальными умениями, соответствующими воз расту);
• социальную готовность - овладение элементами социально одобряемого поведения.
Первый этап— групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.
Вторым этапом развития первичного коллектива является способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).
Третий этапу относится подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности — ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы.
«ВЫБОР»
Методика предназначена для диагностики межличностных отношений в коллективе
Изучение межличностных отношений проводятся в следующей форме. Детям предлагается расселить по домикам-конвертам – всех учащихся класса (их имена и фамилии написаны на отдельных карточках). Домики разные – дворец (1 выбор), квартира (2 выбор), изба (3выбор), шалаш (4 выбор). После чего каждый ребенок подписывает свои конверты (4 шт.) и дает их экспериментатору. Последний заносит данные в таблицу, используя цифры (1,2,3,4). После заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С):
С = 4*Д1+3*К2+2*И3+1*Ш4
N-1
Где Д1- количество первых выборов (дворец),
К2 – количество вторых выборов (квартира),
И3 – количество третьих выборов (избы),
Ш4 – количество четвертых выборов (шалаш),
N- количество учеников в классе.
Таким образом, показатели от 3,4 до 3 – лидер.
от 2,9 до 2,5 – предпочитаемый.
от 2,4 до 2 – принятый.
от 1,9 до 1 – изолированный.
Также можно предложить другую форму проведения теста. Каждому из школьников предлагается таблица, состоящая из 2 частей. Левая часть заполнена фамилиями школьников класса. Правая – пустая. Задача школьников напротив каждой фамилии поставить условное обозначение – Д, К, И, Ш, т.е. тип домика, в который они селят своего одноклассника
АНКЕТИРОВАНИЕ
Предоставляем детям перечень вопросов, касающихся их одноклассников, с целью определения, какие качества того или иного ученика не устраивают их одноклассников. Анкетирование было анонимным, это позволяет детям более раскрыться, не боясь осуждения со стороны одноклассников, это им дает уверенность, что никто не узнает их ответов. Нас же интересует не кто написал, а про кого написали.
ВОПРОСЫ:
1. Я приведу некоторые качества личности, а вы присвойте их своим одноклассникам – кому какое качество соответствует: добрый, умный, лживый, ленивый, скучный, общительный, трудолюбивый, необщительный, интересный, веселый, доброжелательный, злой.
2. Кто, по вашему мнению, заслуживает уважения и сочувствия в классе, и почему?
3. С кем вы не хотите общаться из вашего класса, и почему?
Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:
• неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;
• дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных и не справедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;
• учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;
• стране нужны здоровые граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.
Сторонники интегрированного обучения и воспитания выделяют такие его положительные моменты:
• стимулирующее воздействие более способных одноклассников;
• наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;
• развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обе их сторон);
• возможность проявления гуманности, сочувствия, милосседия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является аффективным средством нравственного воспитания;
• снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;
• исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью

 

46. Предложите пути работы по формированию положительных межличностных отношений у детей группы (класса) интегрированного обучения.
Необходимым условием интегрированного обучения и воспитания является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР. Основой положительных взаимоотношений должны стать: безусловное позитивное принятие каждого ребенка; обеспечение успеха в совместной деятельности; выстраивание гуманистических отношении в социуме на основе уважения личности ребенка его достоинства.
Межличностное отношение в отличии от межличностного взаимодействия и межличностной коммуникации характеризуется как относительно устойчивые длительные, что определяет в качестве их базовой характеристике фактор времени. Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как эмоциональное отношение одного человека к другому. Можно выделить основные аспекты формирование межличностных отношений в ученическом коллективе:
· формирование межличностных отношений как условие развитие личности
· формирование межличностных отношений в ученическом коллективе в процессе общении в различных видах деятельности, в том числе в трудовой деятельности
· взаимоотношение отдельного ученика с членами коллектива, его место в системе сложившихся межличностных отношений класса
· пути формирования и коррекции межличностных отношений в классах в ученическом коллективе: обеспечение богатства и разнообразие совместной деятельности, сочетание ее общественной значимости и личной привлекательности для членов коллектива; обеспечение осознание членами коллектива его целей и перспектив; создание систем функциональной, материальной, информационной и организационной взаимозависимости членов коллектива; положительный личный пример педагога; использование психологических методов. Эти аспекты являются актуальными и в рамках проблемы формирования межличностных отношений в ученических коллективах классов интегрированного обучения.
При работе с детьми, имеющими проблемы в обучении, значительную роль играют классные руководители, функции которых в связи с организацией специальной поддержки расширяются. При этом деятельность классного руководителя включает 4 вида помощи:
1. Помощь учащимся в организации работы в рамках учебного процесса:
- организация и контроль за посещением уроков в соответствии с расписанием, требование к дисциплине на уроках и во внеурочном процессе и т. д.;
- обеспечение основной и дополнительной (для коррекционных занятий) учебной литературой;
- организация экспертной оценки успехов в динамике учебного процесса;
- контроль за ведением классной документации (журнал, личные дела); - защита интересов класса и каждого ребенка перед администрацией школы.
2. Индивидуальная работа с учащимися:
- педагогическая диагностика и коррекционная работа;
- сотрудничество с ППМС-центром по сопровождению учащихся; помощь ученикам и учителям в разрешении учебных конфликтов.
3. Формирование и развитие детского коллектива:
- работа по формированию положительных межличностных отношений;
- обеспечение благоприятной и безопасной внешней среды; организация участия класса в общешкольных делах (праздники, конкурсы, спортивные игры, олимпиады, состязания).
4. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся:
- проведение родительских собраний с обсуждением успехов и трудностей учащихся;
- индивидуальные консультации с родителями детей; информирование родителей об успешности обучения учащихся;
- проведение с родителями совместных мероприятий; привлечение родителей к участию в решении школьных проблем;
- установление контактов родителей

47. Выскажите общее суждение о взаимодействии учреждения образования и семьи ребёнка с особенностями психофизического развития. Опишите формы работы с родителями, имеющими детей с особенностями психофизического развития. Проанализируйте методику работы с родителями.
Первоочередная задача работы с родителями - отойти от понятия «больной ребенок», в каком бы возрасте он ни был, и сформировать понятие «особый ребенок», т. е. отличающийся от нас человек: он не болен, он просто другой, у него другая система восприятия.
Формы взаимодействия:консультативно-коррекционные занятия, семинары, тренинги. совместная деятельность учителей и родителей над проектированием учебных программ, уточнением диагностических материалов, определением дальнейшего образовательного маршрута учащихся. направления работы школы с родителями:а) образовательная, обеспечивающая понимание ребенка с особенностями психофизического развития и оказание ему квалифицированной помощи;б) выполняющая функцию сохранения и укрепления нравственного, физического и психического здоровья родителей. Существуют коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы с родителями.Коллективная форма работы представлена в нескольких видах. Это – групповые род собрания, консультации, семинары, открытые занятия с участием родителей, речевые праздники.Групповые род собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце уч года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде д/с, своей группе, активно включиться в пр-с воспит детей. Род собраниям уделяется особое внимание, они тщательно готовятся и анализируются. Важно, чтобы родители на собрании были активны, включались в ту или иную предложенную им работу.Групповые открытые занятия с участием родителей, которые они посещают с большой заинтересованностью, проводятся 2-3 раза в год. Обычно в работе участвуют 3- 4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии повышается.Особенности семейного воспитания можно выявить в индивид беседе, важнейший признак кот – двусторонняя активность.В течение уч года каждый родитель может принять участие в нескольких индивид занятиях своего ребёнка. Индивидуально-практические занятия – эффект форма обуч родителей элементарным методам коррекционно – развивающей работы с ребёнком. Осн формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций.
Проанализируйте методику работы с родителями.Успех интегрированного обучения во многом зависит от умело организованной педагогической поддержки детей и партнерских взаимоотношений с родителями. Поддержка нужна для психолого-социальной адаптации ученика с отклонениями в детском коллективе, для успешности взаимоотношений личности и группы. Педагогическая поддержка нужна и родителям, которые могут сомневаться в правильности избранного пути обучения своего ребенка совместно с обычными детьми.
Началу занятий предшествуют встречи с родителями классов интегрированного обучения. Лучше, чтобы первая встреча происходила отдельно: с родителями обычных детей и с родителями детей с ОПФР. Первые знакомятся с нормативно-правовыми документами, регламентирующими организацию интегрированного обучения, с особенностями развития детей, поступающих в класс. Обращается внимание на привлекательность интегрированного обучения для обычных детей.
Работа с родителями детей с ОПФР имеет иное назначение. Полезно ознакомить их с тем, что предпринято для обеспечения условий, необходимых для интегрированного обучения, по созданию адаптивного образовательного пространства.. Родители узнают о наличии в школе кабинета (кабинетов) интегрированного обучения для оказания дополнительных коррекционно-образовательных услуг, о технических средствах специального назначения, обеспеченности ресурсами для формирования у учащихся социально-бытовой компетенции, знакомятся со своими правами и обязанностями, усваивают, что главным в обучении является формирование у ребенка социально-бытовой компетенции, т. е. знаний об окружающем мире и себе, о правилах взаимодействия с окружающими людьми, получают конкретные рекомендации применительно к имеющемуся у ребенка отклонению в развитии. Например, в работе с ребенком с нарушением интеллекта рекомендуется в домашних условиях испечь новую изучаемую букву из теста, сделать ее из цветных тесемок, озвучить: пропеть, прошептать, прокричать. Ребенок учит куклу произносить звук и выкладывать соответствующую ей букву. Затем он съедает букву из теста, тем самым подкрепляя ее изучение приятными эмоциями. Ребенок учится на ощупь, не глядя, находить эту букву среди других, угадывать ее в стилизованном изображении, составленную из палочек, веточек, колосьев, сучков и т. д. Нужно развивать всевозможные варианты работы с родителями: беседы, интерактивные занятия, практику работы посредством Интернета. Особое место здесь занимают вопросы содействия и улучшения ситуации в неблагополучных семьях.

 

48. Предложите модель взаимодействия учреждения образования и семьи ребенка с особенностями психофизического развития.

Модель работы с семьей представлена следующими формами.

1. Индивидуальное консультирование родителей. Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями. 2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами системы образования. В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собраний: «Познание себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против», «Как подготовить ребенка к школе». 3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями. Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать – ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей. 4. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений). Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов. Предлагалась следующая тематика праздников: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и др. 5. Стенд для родителей. Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично. 6. Ведение дневника «События нашей жизни». Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления – наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми. 7. Работа с родительской группой включает: анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением, выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком, установление конструктивных отношений со специалистами учреждения.






















































































































Дата: 2019-05-28, просмотров: 364.