Пути определения целей учителем
Новое содержание обучения, представленное в учебных программах и учебниках, содержит материал, в основном необходимый и достаточный для реализации заданных обществом целей. Это позволяет учителям, авторам курсовых и методических пособий и поурочных методразработок определять цели изучения отдельных курсов, их разделов, тем и уроков исходя из содержания, заложенного в программах и учебниках.
Содержание подсказывает, какие составные части общеисторических целей оно может реализовать, если в процессе обучения учитель и учащиеся используют адекватные ему средства и приемы учебной деятельности. В данном случае содержание учебного материала определяет выбор целей.
Определив цели урока, учитель (автор курсового методического пособия или методразработки) снова возвращается к содержанию учебного материала. На основе программы, учебника, дополнительной научной исторической литературы, первоисточников и т. п., учитывая возрастные познавательные возможности учащихся, учитель дорабатывает учебный материал в форме письменного плана (конспекта) урока или методических рекомендаций с изложением дополнительных исторических сведений. Такая работа проводится учителями обычно на материале отдельных уроков, к сожалению, реже — целых тем и разделов. Авторы пособий и методических разработок охватывают содержание курсов, их разделов, тем и уроков.
Такова общая методическая схема определения курсовых, по-темных и поурочных, т. е. частных, целей, отвечающих закономерностям процесса обучения истории. К сожалению, из-за неразработанности методики, а более того из-за сложности определения частных целей изложенную схему используют далеко не все учителя и методисты — авторы пособий и статей. Это является далеко не последней причиной существенных недостатков в обучении истории.
Из-за большой перегрузки работой учителя часто не имеют времени, чтобы формулировать развернутые определения целей всех уроков. В поисках конкретной помощи они обращаются к курсовым пособиям. Однако там нужную помощь они находят не всегда.
Перелистаем курсовые методические пособия по истории, изданные за последние 5 — 10 лет. Прежде всего, мы не встретим там единого понимания сущности целей и одинакового подхода к их содержанию. В одних пособиях вместо полного объема целей кратко рассматриваются лишь образовательные задачи преподавания разделов и больших тем, реже — отдельных уроков истории; задачи воспитания и развития учащихся, как правило, не упоминаются. В других иногда затрагиваются некоторые воспитательные задачи. И лишь в пособии по новой истории (9-й класс) наряду с образовательно-воспитательными задачами говорится о необходимости формирования познавательных умений у школьников.
Термин «цель» в общенаучном понимании обозначает «идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности»1. С этим в основном совпадает психологическое определение цели.
К сожалению, под эти определения не подходит ни одна трактовка целей, встречающаяся в курсовых пособиях. Тексты, которые лишь условно можно назвать целями, адресуются в них учителю, преподающему предмет, а не учителю и учащимся — главным субъектам процесса обучения. Как правило, не связываются они с мотивами и способами (приемами) учебной деятельности учителя и учащихся. В них редко говорится, как реализовать цели в ходе преподавания и учения, превращая предвосхищаемые результаты обучения в реальные знания, взгляды, чувства и убеждения, познавательные умения учеников.
Обобщая недостатки определения целен уроков, встречающиеся в курсовых пособиях по разным учебным предметам, Ю. К. Бабанский отметил: «...в курсах методик преподавания большинства учебных предметов пока еще нет специального обоснования ведущих задач каждого урока, планирование которых естественно ложится на плечи самого учителя. Со временем авторы методик преподавания соответствующих предметов, конечно, усилят оказание помощи учителям в этом направлении. Но пока эти пособия будут перестроены в соответствии с принципом оптимизации обучения, учителям необходимо настойчиво овладевать методическим умением комплексного проектирования задач каждого урока».
В понятие «цели урока» можно включить следующие основные положения:
1. Цели — это прогнозируемые результаты обучения учащихся.
2. На практике следует планировать конкретные цели, вытекающие из содержания учебного материала данной темы или раздела (в ходе составления тематических планов) и каждого урока (при подготовке к уроку).
3. Целеобразование должно опираться на анализ основного, главного содержания темы, урока (их важнейших теоретических положений и главных фактов), а также материала, привлекаемого по внутрикурсовым и межкурсовым связям.
4. Анализ учебного материала проводится под углом зрения общих образовательно-воспитательных целей школьного обучения истории; в ходе анализа решается вопрос, какой конкретный вклад в реализацию общеисторических целей может и должно внести содержание данной темы, урока.
5. К определению целей учитель подходит комплексно, рассматривает цели образования, воспитания и развития учащихся в органическом единстве и взаимных связях.
6. При планировании целей уроков не надо бояться их развернутых формулировок; цели должны комплексно включать в себя все то основное, что ученикам предстоит усвоить в итоге урока (исторические образы, признаки и определения понятий; взгляды, чувства, убеждения; познавательные приемы и умения и др.). Развернутые формулировки помогают четко и полно конструировать содержание уроков.
Достаточно подробно, хотя и предельно сжато пути определения целей урока истории в современных условиях излагаются в статье «Подготовка учителя к уроку»1. Предлагаемые в ней рекомендации основаны на структурно-функциональном анализе содержания урока.
Под структурным анализом понимается логическая обработка содержания урока учителем, выделение из него главных исторических фактов, теоретических положений и вытекающих из анализа фактов теоретических выводов и обобщений, сформулированных в учебнике и не сформулированных, скрытых в фактах и их связях.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 339.