Методика изучения хронологии и статистики в процессе обучения истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хронология– вспомогат. И. дисципина, изучающая системы летоисчисления и календари разл. стран. Х. устанавливает даты И. событий. Цель изучения Х. в школе – показать последовательность событий и явлений, протяжённость их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Задачи Х.: обеспечить в сознании учеников правильное отражение историч. времени, способствовать р-ию их врем. представл., помочь усвоению важнейш. дат событий.

 

Требования к знаниям по Х.: дети д. уметь называть даты важнейш. И. событий, хронол. рамки явл. и процессов, соотносить год с веком, устанавливать длит-ть и последоват-ть событий. Даты бывают опорными (связаны с главн. И. фактами) и вспомогат. (идут фоном в изуч. И. материала). По внешнему призн. Выделяют даты событий (год) и округлённые даты процессов (век, часть века, десятилетие). Проблемы, возникающие у детей с Х.: измерения времени (у младш. школьников – им сложно воспринимать протяж-ть событий, их размещение во времени), соотнесения года с веком, прочтения римских цифр, обратного счёта лет в истории.

 

Задания на измерение времени: на линии времени отметьте год самых важных событий твоей жизни; Сколько лет назад произошло событие, если оно было в 35 г. до н.э.? На сколько лет одно событие произошло раньше или позже другого; Сколько лет длилось событие, если известны даты его начала и конца?; В каком году произошло событие, если известно, что оно было 2350 лет назад? Можно использовать тесты с выбором ответа на знание дат (тесты на синхронность событий; тесты на хронологическую последовательность событий).

 

Соотнесите год с веком: (если 2 конечные цифры – нули, то первая или 2 первых цифры означают век; если на месте нулей – др. цифра – то к первым цифрам также прибавл. единичка).

 

С компьютером: программа «Лента времени»: есть возм-ть сравнить сходные процессы, происходившие в разных регионах и в разное время. Осознанию длит-ти периодов, событий и выделению общего помогают синхронистич. таблицы.

 

Запоминание дат основано на смысловых связях. Запомин-ю способствует образное обознач-е времени и метод ассоциирования (связать дату данного события со смежным событием того же года).

 

Типология и многообразие форм уроков истории. Виды нетрадиционных форм уроков

Истории

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

P урок ознакомления с новым материалом;

P урок закрепления изученного;

P урок применения знаний и умений;

P урок обобщения и систематизации знаний;

P урок проверки и коррекции знаний и умений;

P комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

P в форме беседы;

P лекции;

P экскурсии;

P киноуроки;

P самостоятельная работа учащихся;

P лабораторные и практические работы;

P сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

P вводные;

P первичного ознакомления материалом;

P образования понятий, установления законов и правил;

P применения полученных правил на практике;

P повторения и обобщения;

P контрольные;

P смешанные или комбинированные.

 

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, они подразделяются, на следующие виды: уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных видов. Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер начинает действовать" и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.

В качестве примеров другого подхода к типологии уроков форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

- Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д.

- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.

- Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

- Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.

- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.

- Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.

- Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.

Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию - стремление более полно охватить современные формы организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одно типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков. Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 454.