Технология развития критического мышления как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам

 

Технология развития критического мышления

 

1) развивает навыки критического анализа, особенно необходимого для изучения исторических документов (используются приемы сравнения, систематизации, анализа, обобщения и т. д.)

 

2) активизирует образовательный процесс, повышает самостоятельность обучающихся

 

3) обеспечивает учет индивидуальных особенностей обучающихся

 

4) предоставляет возможность использовать приемы системно и методично.

 

Технология дает ученику

 

1) повышение эффективности восприятия информации

 

2) повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить

 

3) учение ответственно относиться к собственному образованию

 

4) умение работать в сотрудничестве с другими

 

5) повышение качества образования учеников

 

6) желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни

 

Технология дает учителю

 

1) умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества

 

2) возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

 

3) стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность

 

Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории это должно быть одной из важных целей. Мало знать исторические факты, важно уметь оценивать их историческое значение для судеб страны, народа.

 

Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление её, сопоставление различных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках истории и обществознания немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов.

 

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре

 

1) Вызов - Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели

 

2) Осмысление - Учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения

 

3) Рефлексия - Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстаивают причинно – следственные связи.

 

Приемы технологии развития критического мышления

 

1) Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

 

Разработан в 1984 г. профессором из Чикаго Донной Огл

 

Цель его – развитие рефлексивности в процессе познания. Учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

 

 

2) Прием «толстые» и «тонкие» вопросы

 

Данный прием можно использовать на любой фазе урока. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы можно оформлять в таблицу или задавать устно.

 

3) Прием «синквейн»

 

Используется на стадии рефлексии. Позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоит из 5 строк:

 

На первой строчке записывают одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

 

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

 

На третьей строчке записывают три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

 

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.

 

Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

 

4) Прием «Кластер»

 

Графическая систематизация материала (автор американец Гудлат). Предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

 

5) Прием « Верите ли вы?»

 

Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Придает занятию определенную «интригу», способствует формированию критически оценивать результат. Используется для проверки знаний и самопроверки.

 

6) Прием «INSERT»

 

Звуковой аналог английского сокращения: - интерактивная система записи эффективного чтения и размышления. Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:

 

«V» - уже знал

 

«+» - новое

 

«- « - думал иначе

 

«?» - не понял, есть вопрос

 

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы

 

7) Прием «Взаимоопрос»

 

Используется на разных фазах занятия. Учащемуся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость и страх перед ошибкой. Прием эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

 

8) Прием «Концептуальное колесо» и др.

 

Применение технологии развития критического мышления

 

 На уроках истории и обществознания (из опыта работы)

 

Технологию ТРКМ чаще всего использую в старших классах на уроках истории и обществознания, так как учащимся уже известен изучаемый материал и нахождение новых знаний, идей, различных точек зрения на некоторые вопросы, корректировка своих знаний вызывает интерес к предмету и процессу обучения, позволяет учащимся реально оценить свои знания, стимулирует к новым достижениям в овладении предметом. Чаще всего использую приемы «толстых» и «тонких» вопросов, «INSERT», «взаимоопрос».

 

В среднем звене есть темы, по которым учащиеся получили знания в начальной школе, из СМИ, книг и других источников, поэтому и там можно использовать ТРКМ. Например:

 

- в 5 классе – «Олимпийские игры», «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Религия древних греков»,

 

- в 6 классе – «В рыцарском замке», «Могущество папской власти», «Борьба Руси с западными завоевателями», «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»,

 

- в 7 классе – «Петр I. Россия на рубеже веков»,

 

- в 8 классе – «Отечественная война 1812 г.»,

 

- в 9 классе – «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг»

 

В среднем звене чаще использую прием ЗХУ, «синквейн», «кластер», «толстых и тонких вопросов», «взаимоопрос».

 

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках истории.

 

Особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения. Одна из них – технология проблемно-диалогического обучения, разработанная на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества и др .Данная технология является одной из наиболее универсальных личностно-ориентированных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, поэтому я использую на уроках истории и обществознания.

 

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

 

 

Актуальность технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

 

Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.

 

Данная технология является также здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

 

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

 

- способность к исследованию;

 

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

 

- способность принимать решения;

 

- способность осуществлять принятое решение;

 

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

 

Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

 

 

Проблемно – диалогическая технология базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.

 

Проблемно – диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.

 

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

 

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

 

На уроках, проводимых мною по проблемно-диалогической технологии, предполагается несколько этапов:

 

1.Создание проблемной ситуации

 

2.Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы

 

3.Выдвижение гипотез

 

4.Актуализация знаний учащихся

 

5.Открытие нового знания

 

1. Применение нового знания

 

Этап

 

Приемы создания проблемных ситуаций:

 

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

 

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

 

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

 

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

 

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

 

Чаще всего использую следующие приемы создания проблемной ситуации противоречия:

 

· Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременнным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Факт понимается как единичная научная информация, теория- система научных взглядов,мнение- позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие увидели?»

 

· Проблемная ситуация с противоречием между житейским( т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактос создается следующим образом. Сначала я выявляю житейское представление учеников вопросами или практическим заданием на «ошибку». Затем представляется научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?»

 

· Проблемная ситуация между реальным положением дел и эмоционально-оценочными представлениями о должном и справедливом

 

· Проблемная ситуация между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений

 

Этап

 

На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками. Вопросы задаются следующие: Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия? Что нам предстоит сегодня выяснить? Учащиеся формулируют учебную проблему

 

Этап

 

На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез .Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками(намеком, сужающим область поиска),в крайнем случае завершается сообщением учителя. Ученики предлагают свои версии, мною принимаются разные гипотезы, даже абсурдные.

 

Этап

 

Этот этап состоит из актуализации знаний и планировании способов деятельности .В диалоге ученики вспоминают ранее изученный материал, который связан с проблемой и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему и определяют где и как их добыть ( открыть).

 

Этап

 

В соответствии с первым пунктом дается задание по обсуждению новых знаний, в ходе выполнения задания проверяются версии. Учащиеся работают с текстом учебника, дополнительной литературой, наглядными пособиями, используются компьютерные технологии. Ученики выбирают варианты ответа по учебной проблеме. В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная, парная ,групповая и общая беседа.

 

Этап

 

Происходит представление использования новых знаний в виде рассказа, схемы-рисунка и т.д.. Учащиеся обобщают, делают выводы по проблеме. Учитель организует рефлексию: Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Ученики проводят самоанализ и дают самооценку.

 

Таки образом технология проблемно – диалогического обучения дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Данная технология направлена на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

 

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

 

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

 

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

 

11. Игровые технологии в историческом образовании

 

Игра – это форма занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

 

Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

 

Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

 

игровое проектирование

деловая игра

игра – путешествие

игра по станциям

игры имитации общественной жизни

разыгрывание ролей

викторины, конкурсы

 

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

 

Деловые игры

 

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

 

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

 

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

 

 

Существуют игры различной ориентаций:

 

· Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

 

· Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

 

· Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

 

· Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 349.