Соединенные штаты Америки Преподавание истории в школах США призвано служить целям американского общества. Однако, в качестве преподавании истории существует существенная разница между различными школами (условно - благополучными и неблагополучными). В неблагополучных школах к преподаванию истории относятся куда более свободно, чем в благополучных. Это естественно, поскольку требовать строгости и зазубривания множества фактов от детей, едва способных отсидеть занятие и весьма смутно представляющих себе историю не родной им страны, довольно сложно.
Несколько лет назад в США "стартовала программа "Обучая Американской Истории" - федеральные средства выделяются для того, чтобы улучшить качество преподавания истории и помочь детям "оценить великие идеи американской истории"".
Преподавание истории начинается в средней школе (т.е. с 6 или 7 класса). Ученики обязаны брать себе, помимо классов по математике, английскому языку, естественным наукам и физкультуре, классы и по социальным наукам (куда часто включается и мировая история).
В высшей школе в минимальные требования для получения диплома включены 2-4 года социальных наук, таких как история и государственное устройство США.
Как правило, на историю выделено 5 академических часов в неделю (т.е. 1 урок в день)". Однако, количество часов может варьироваться в зависимости от школьной программы и социального заказа штата. Примечательно, что "большинство американских школьников изучают историю каждый год. В старших классах в основном преподают ежедневно".
Что касается методики преподавания, то в первую очередь необходимо остановиться на квалификации учителей в американских школах. В США решения о стандартах для учителей принимаются на местном или штатном уровне, то есть, существуют самые разные стандарты.
В отличие от других школьных предметов, преподавание истории в США достаточно строго базируется на школьных учебниках. Учебники истории в США должны формировать у учащихся гордость за свою страну, патриотизм, гражданственность. История страны, естественно, не преподается в черных красках.
Яндекс.Директ
Квалификация учителя истории!
federal.center
Курсы для учителей истории!
fipkip.ru
Примечательны названия, которые даются школьным учебникам. Они практически всегда названы не сухо и скучно, а звучно и громко, например, "В Поисках Свободы" или "Восход Американской Нации".
Что касается методики преподавания, то часто детям преподают только даты, имена, факты и названия различных сражений. "Вместо того, чтобы расследовать историю, дети просто зазубривают информацию, а после сдачи экзаменов ее благополучно забывают. У них отсутствует какое-то личное отношение к тому, что произошло в прошлом. Активно используется в изучении истории также мультимедийное оборудование, карты, фотографии, интернет-ресурсы, видеоматериалы, специальные образовательные программы и прочее, что является показателем хорошей оснащенности средствами дополнительного образования американских школ.
В качестве дополнительных области общественных дисциплин дети в последнее время могут выбирать такие курсы <социальные проблемы>, <коммунизм>, <история меньшинств в Соединенных Штатах> и т.д.
Экзамены по истории и другим общественным дисциплинам в американских школах чаще всего сдаются в письменной форме. Оценка, полученная на экзамене, используется при вычислении одной общей оценки по предмету за год.
Есть в США и аналоги современного российского ЕГЭ, но они не содержат "исторической" компоненты (SAT и ACT). "Однако, школьники обучающиеся по ускоренной/продвинутой (advanced) программе должны сдать "университетский" экзамен (система AP) как минимум на 4 (5-бальная шкала) для того, чтобы сдача предмета была засчитана ВУЗом, в который они поступают. Иными словами, они сдают обычный школьный экзамен в конце года, а если желают чтобы ВУЗ освободил их от данного предмета, сдают еще и экзамен AP".
Великобритания Современная британская система преподавания истории в школе складывалась на протяжении XX века, важную роль в ее формировании сыграла реформа 1988 года. Закон о реформе образования или Educational Reform Act (1988) был направлен на улучшение качества образования на всех уровнях, повышение стандартов обучения, расширение свободы выбора образования и принимался на основе публичного голосования.
Кроме того, "проект Школьного совета 1972 года для старшеклассников включил в себя новые предметы - "женскую", "черную" и "местную" истории и ознаменовал радикальный отход от "великой традиции"". Таким образом, история стала изучаться в отрыве от предрассудков и национальных противоречий. Современное историческое школьное образование в Великобритании вполне толерантно и объективно.
Что касается целей Британского школьного исторического образования, то британские теоретики и практики при выработке общей концепции подчеркивали, что их целью является формирование гражданской позиции личности, готовой к самоограничению (в пределах разумного) своего поведения. Школьный курс истории, как подчеркивается методистами, должен "взрастить дух гражданственности, чувство принадлежности к обществу и порождаемую этим ответственность".
Результаты новой системы преподавания практически сразу после ее внедрения не заставили себя ждать. Так, уже с середины 1990-х годов на исторические специальности университеты стали получать по 1200 заявлений на 80 мест, а подготовка студентов 1 курса, только что вышедших из стен школы, удивляла преподавателей, настолько хорошо ученики овладевали историческими знаниями и навыками.
В современном школьном преподавании истории в Великобритании "в последние десятилетия отсутствует не только "официальная историография", но и "единственно верная" объективная картина прошлого. Уже младшим школьникам объясняют, что не существует одной "истинной" истории - их много, у каждого поколения, да и у каждого человека, своя собственная. В учебнике для старшеклассников "Переосмысливая историю" 1994 года говорится о том, что нет и не может быть нейтральной или незаинтересованной позиции, а написанная история есть просто интеллектуальное выражение интересов индивидов, групп и институтов".
Главным источником получения знаний и средством работы на уроке является в Британской школе не учебник, а документ или другой исторический источник, часто изобразительный (репродукции картин, рисунки, изображения и пр.).
Изучение истории в школе Великобритании не зацикливается на политике и войнах (как, например, при изучении истории в российской школе), а уделяет большое количество времени изучению повседневной жизни британцев в разные времена. "Учебники и книги для чтения (для каждого класса они исчисляются десятками, и учителю есть из чего выбрать) служат лишь вспомогательным материалом.
Уроки, особенно в младших классах, чаще всего представляют собой беседы, в ходе которых рождается представление о том, "как жили люди раньше"".
"Национальная образовательная программа (National Curriculum) предписывает лишь основные разделы по истории, из которых ученики должны "пройти" несколько модулей; эти разделы включают в себя "всемирную историю", т.е. историю всех остальных стран, кроме Великобритании (world study), а также историю до и после 1900 г. Из модулей раздела по всемирной истории учитель может выбрать, например, модули по Древнему Риму, французской революции или негритянским народностям обеих Америк (Black peoples of the Americas). Среди самых популярных модулей - американский Запад до 1800 г. и нацизм в Германии. Модуль обычно включает в себя несколько уроков по заданной теме и может длиться на протяжении целого семестра". Это позволяет выявлять связи между темами и воспринимать историю как нечто цельное, без отрыва стран и народов, а так же событий друг от друга.
Школьники с младших классов усваивают систему ценностей и представлениий, общих для всей современной Европы. "Это уважение к порядку и закону, соблюдение прав и свобод человека, вера в демократию и прогресс, в знание и созидательные возможности человечества. Исторический процесс мыслится как всемирный, и история каждого народа, живущего на планете, представляется одинаково важной, при этом большое значение придается национальной культуре. Утверждение этих ценностей, а также изживание стереотипных представлений о разных расах, национальностях или социальной роли мужчин и женщин является сейчас главной задачей школьной истории в Великобритании".
В современной британской школе, учитывая сложное территориальное деление Англии, тем не менее, изучается не только история Англии, но и других частей Соединенного Королевства, таким образом "британскость" приходит на смену "английскости".
Британские педагоги возражают против "преподнесения ребенку прошлого "в виде серии ужасных проблем или неизбежных опасностей, которые только что преодолены". История, полагали они, "должна предстать перед молодым человеком в виде чудесного и волнующего романа, черпающего вдохновение в каждой расе и каждом крае, открывающего перед его глазами перспективу еще более высоких и значительных достижений в будущем". (При этом они подчеркивали, что чем острее взрослые чувствуют "опасность и зло", тем настойчивее следует воспитывать ребенка так, "чтобы он думал с любовью о всех людях и трудился с надеждой"). Такого же рода подход рекомендовалось использовать и при выборе изучаемого школьниками исторического материала".
"Спорные проблемы" истории страны, по мнению британских педагогов, преподносить необходимо объективно и беспристрастно, излагая аргументированные противоположные точки зрения. Однако, есть и темы в школьных учебниках, наполненные стереотипами либо ограниченно освещающиеся вследствие их "неудобности" для Великобритании.
Оценки ставятся не за простое повторение того, что рассказал на лекции учитель, а за развитие собственных идей, использование ресурсов (интернета, библиотеки) для разработки собственного проекта, а самое главное - за осмысленный, всесторонне информированный и аргументированный ответ по теме. На уроках истории приветствуется собственное мнение, пусть даже и не совпадающее с мнением учителя. Только его обязательно нужно защитить и доказать.
Начать изучение истории можно еще в Prepreparatory School (т.е. подготовка к подготовительной школе), при выборе родителями истории как предмета по желанию.
В целом же "английский ребенок уже с 4-5 лет, в подготовительной школе, может "прикоснуться к истории" через развивающие программы, к примеру, раскрасив модель древнегреческой вазы, поиграв в древнеримского воина или сложив из кусочков средневековый витраж. С 11 лет эта дисциплина в большинстве английских школ начинает преподаваться как отдельный предмет. 11-14-летние школьники проводят за изучением истории примерно 1,5 часа в неделю. Во время подготовки к первым школьным экзаменам, которые сдают в 16 лет, ученики, выбравшие её в числе своих 9 экзаменационных предметов, тратят на историю уже по 2-2,5 часа в неделю. 16-18-летние школьники, намеревающиеся сдавать экзамен по истории при окончании школы, проводят за её изучением минимум 3,5 часа в неделю". Этот предмет не является обязательным, в отличие, например, от английского языка, математики и объединённых "естественных наук" (science) и при желании школьник может прекратить его изучение в 14 лет.
Учеников на уроке никогда не просят "выучить ряд дат для блиц-опроса: считается, что при изучении истории главное - не заучивание материала, а его понимание и умение его трактовать, используя исторические источники и статистические данные. Если тесты и проводятся, то вопросы бывают примерно такие: назовите пять причин, по которым было отменено рабство в Америке. На экзамене учеников могут попросить проинтерпретировать исторический документ или написать сочинение на историческую тему. Итоговая оценка по меньшей мере на четверть определяется работой ученика над самостоятельным проектом, например поиском материала по истории родного города".
Федеративная Республика Германия "Исходя из структуры образования в Германии, можно сказать, что первоначальные ("пропедевтические") сведения дети получают еще в рамках начальной школы (1-4 (6) классы). Затем история появляется как отдельный и обязательный для изучения предмет в учебном плане (с 5-6 класса). На второй ступени (10-13 классы) история по-прежнему остается как обязательный предмет, но возможно его изучение на "профильном" уровне (и одновременно на обычном уровне). Осуществляется концентрический подход в обучении. На первой ступени изучается весь курс истории, а на второй он повторяется, но уже на усложненном, проблемном уровне. Однако проблемное изложение курса характерно в целом и для первой ступени".
Уже упоминалось, что в разных германских землях существуют различные подходы к образованию в целом и к преподаванию истории в частности. Однако в основном "цели и задачи учебного предмета история, дидактико-методическое обоснование программ тождественны друг другу. Различия заключаются в части наполнения программы конкретным историческим материалом, планированием учебного времени".
Естественно, что история играет важную роль в образовании, а государство заинтересовано в членах общества, воспитанных в духе патриотизма, имеющих активную гражданскую позицию. "Вклад и значение истории как учебного предмета определяется программой следующим образом: "Демократическое общество нуждается в совершеннолетних, информированных и политически дееспособных гражданах. От того, как люди представляют себе прошлое, зависит и настоящее, и будущее"
В Германии существуют различные типы школ, отвечающие разным задачам общества, и, соответственно на изучение истории в разных школах отводится разное количество времени. Реальная школа предусматривает изучение истории в 6, 8, 9, 10 классах (то история отсутствует в 7 классе)
На изучение истории отводится по 52 часа на каждый из учебных лет.
В основной школе история изучается в 6, 7, 9, 10 классах (часы распределяются соответственно: 26/52/52/52). В 6 классе количество часов сокращено вполовину
Например, структура вводных тем в основном идентична в обоих типах школ. Но присутствуют и некоторые расхождения. Так, основная школа предусматривает, в отличие от реальной, затем (т.е. после вводных занятий) изучение истории Древнего Рима, предлагая при этом три темы (Рим как столица империи, Рим и германцы, христианство). Изучение истории Древнего Египта и Древней Греции здесь опущено. Материал при изучении средневековой истории также несколько перераспределен.
В основной школе, в отличие от реальной, отсутствует в качестве отдельной темы события в Германии в XIX столетии.
То есть материал в основной школе несколько сокращен и преподается в более урезанном виде, вследствие того, что эта школа не направлена на то, чтобы дать ученикам широкие гуманитарные знания. Она больше склонна к техническим специальностям.
"Говоря об особенностях осуществления обучения учащихся различным видам учебной деятельности на уроках истории, на основании анализа программ, можно сказать, что они не отличаются в зависимости от типа школы (т.е. реальная или основная школа).
Как правило, дифференциация заметна лишь исходя из психологических, возрастных (познавательных) возможностей учащихся: в 6-7 классах это, прежде всего, экскурсии, работа с наглядными объектами, моделирование, элементарная реконструкция, работа с картой. Затем начинают преобладать следующие виды деятельности: анализ содержания, критика и интерпретация исторического источника, обработка данных (изображения, видеоряд, использование ТСО (компьютеров) и другие более сложные виды деятельности, характеризующие облик занятий по истории в немецкой школе". Особое внимание учебные программы по истории отводят реализации различных межпредметных связей. Большая часть из них вполне традиционна и в практике преподавания истории в современных российских школах: география, обществознание, литература и др. Но часть из них в российской школе не находит широкого применения: музыка, трудовое обучение, этика, религия и др. В целом же историческое образование в Германии нацелено на формирование компетентности учащихся в области исторических знаний. Содержательная часть исторических программ представляет собой довольно большой массив материала, который необходимо усвоить учащимся. Программы при успешной реализации способны значительно улучшить уровень знаний учащихся не только с точки зрения исторической грамотности, но и с точки зрения эрудиции.
5. Модернизация исторического образования. Концепция нового УМК по отечественной истории.
Модернизация образования в Российской Федерации в начале ХХI в. имеет определённую преемственность с образовательной реформой 1990—1992 гг., основные достижения которой отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992).
- переход к 11 летней школе
- временный Госстандарт
- Концентрическая система изучения
- многообразие программ и учебников
- плюрализм…
Положительно оценивая политику и практику модернизации школьного образования в РФ в целом, нельзя вместе с тем не отметить недостаточную эффективность действий органов государственной власти в области образования. Так, в частности, в решении коллегии Министерства образования и науки РФ от 4 ноября 2004 г. сделан критический анализ деятельности упразднённого в 2004 г. Министерства образования РФ. При этом констатируется, что внутриотраслевой, замкнутый характер образовательной политики в ряде случаев приводил к межведомственной рассогласованности по вопросам образовательных реформ и к противодействию различных общественных групп процессу модернизации образования. Внедрение в педагогическую практику основных направлений государственной образовательной политики чаще всего не оценивалось с позиций социально-экономической эффективности образовательной деятельности. Фактически не получили развития механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов. Оценивая эффективность проведённых экспериментов в сфере общего образования, коллегия констатировала, что, за исключением эксперимента по ЕГЭ, они не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому для многих из них модернизация не стала жизненно важной задачей, превратившись в разговоры о переменах к лучшему, притом что повседневные проблемы развития образования решались медленно. Это не позволило сформировать необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации образования понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом.
Концепция нового УМК по Отечественной истории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.
Успешная реализация Концепции возможна лишь в случае проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений.
Перечень «трудных вопросов истории России» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, посвященных отдельным вопросам истории России.
Задачи учебно-методического комплекса:
- создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.
- Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Предполагается использование Концепции при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:
- обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
- применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
- исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
- обеспечить доступность изложения, образность языка.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 746.