Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают:

ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

личностное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. 

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, помогают увязывать получаемые знания с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование, проектирование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных УУД чаще всего использую такие задания:

определите страну, субъект РФ, историческую личность по описанию;

представьте себе, что вы экскурсовод по родному городу, округу;

участие в проектах;

работа с текстом (чтение с пометками, преобразование текста в таблицу и т. д);

игровые задания;

«Утверждение»;

творческие задания и т. д.

Примерами формирования личностных УУД на уроках истории, обществознания могут быть следующие типовые задания [2].

Задание № 1

Предмет-история.

Возраст учащихся 11-12 лет.

Форма работы- индивидуальная.

 По перечню слов определите, о какой стране идёт речь:

Компас, чай, фарфор, шёлк, порох. /Китай/

Шахматы. Сахар, хлопковые ткани, десятеричная система счисления, цифра. /Индия/

Алфавит, буква, стекло, пурпур, колонии. /Финикия/

Пирамиды, шадуф, папирус, деление года на 365 суток, иероглифы. /Египет/

Миф о потопе, клинопись, ступенчатые башни, древнейший свод законов, деление окружности на 360 градусов. /Двуречье/

Конница, железо, таран, библиотека глиняных книг, крылатые быки. /Ассирия/

«Царь царей», 2бессмертные», первые монеты, «царская дорога» /Персидская держава/ [3].

 

Задание № 2

Предмет-обществознание.

Возраст учащихся 13 лет.

Форма работы- индивидуальная, групповая.

Заполни пропуски в ниже приведённой схеме и сделай вывод о способах познания окружающего мира (рисунок 1):

 

 

 

Рис. 1.

Ответы:

Человек.

Органы чувств /осязание, обоняние, зрение, слух, вкус); ощущения.

 Восприятие окружающего мира.

 Человек использует суждения и умозаключения.

Человек стремится к установлению истины.

Опора на опыт, народную мудрость, научные знания и использование средств искусства.

Вариант вывода:

Человек, познавая окружающий мир, стремится к установлению истины, используя научное и эмпирическое познание мира, опираясь на собственный опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями.

правильность выполнения задания;

умение применять свои знания;

корректное и уважительное отношение друг к другу при обсуждении вопросов к заданию [4].

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. К регулятивным действиям относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов своей и чужой работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий можно применять такие виды типовых заданий:

терминологические диктанты с взаимопроверкой или самопроверкой;

составление маршрутов путешествий;

описание исторических событий по заданному алгоритму;

проект;

почемучка (задания с установлением причинно-следственных связей);

диспут;

сгруппируй объекты по смыслу;

составление характеристики исторической личности, государства по заданному плану;

«Что верно»;

«Найди ошибку» и т. д.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Задание № 1

Предмет- История Древнего мира

Возраст учащихся – 5 класс

Форма работы- индивидуальная

Задание:

Постройте цепочку из семи звеньев, где каждое последующее звено является следствием предыдущего:

а) Возникновение земледелия и скотоводства.

б) Собирательство и охота начинают давать больше продуктов, чем необходимо для пропитания людей.

в) Переход от родовой общины к соседской.

г) Рост урожаев, появление излишков.

д) Появление плуга и орудий из металлов.

е) Усиление власти вождей.

Ответ: б-а-д-г-в-е-ж [3].

 Задание № 2

Предмет-обществознание.

Возраст учащихся – 5 класс

Форма работы- индивидуальная

Соотнесите перечисленные факты, термины, имена, географические названия со страной.

/Двуречье, Финикия, Ассирия, Персия/

а) Алфавит

б) Ниневия – логовище львов

в) Гильгамеш

г) Почтовая конная служба

д) Ливанский кедр

е) Первая в мире конница

ж) Изобретение прозрачного стекла

з) Законы царя Хаммурапи

и) 10 тысяч «бессмертных» воинов

к) города Тир и Карфаген

л) Города Ур и Урук

м) Библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала

Ответы:

Двуречье – в, з, л

Финикия – а, д, ж, к

Ассирия – б, е, м

Персия – г, и [3].

 

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.

Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более полным, глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник.

Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:

составление схем-опор;

исследование;

работа со словарями;

решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;

установи соответствие;

разгадай путаницу;

заполни пропуски в предложениях;

реши тест;

составление маршрутов походов, путешествий;

карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;

развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;

«Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);

анаграммы;

определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);

исторические загадки;

работа с разными видами таблиц;

составление развернутого плана;

«Найди лишнее» и т. д. [2].

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Задание № 1

Предмет - История Древнего мира

Возраст учащихся – 5 класс

Форма работы- индивидуальная, групповая

Расшифруйте криптограммы и прочитайте высказывания древних мудрецов.

«Заживает рана, нанесённая стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, 2123432211186954671075

Ключевые слова:

1211351149 – игра, изобретённая в Индии /Шахматы/

1576721611 – постоянное поселение, созданное в чужой стране /Колония/

1737184 – правитель, построивший для себя самую большую пирамиду /Хеопс/

8110314 – название частей Библии /Завет/

Полный текст криптограммы: «Заживает рана, нанесённая стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесённая злым словом»

«Быть человечным или не быть – это зависит 1234522167887 – 910 11

Ключевые слова:

673212 – сбор в пользу государства /Налог/

81310658 – высеченное из скалы существо с головой человека и телом льва /сфинкс/

114176117926 – фараон, гробница которого не была разграблена в древности /Тутанхамон/

151064 – название династии, утвердившейся в Китае в III в. До н.э. /Цзинь/

Полный текст криптограммы: «Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих» [3].

Задание № 2

Предмет – История Древнего мира

Возраст учащихся – 5 класс

Форма работы- индивидуальная, групповая

 Игра «Четвёртый лишний»

Определить лишнее звено в цепочке / слова, которые обучающиеся должны исключить, выделены курсивом/.

Сципион – Фемистокл – Антоний – Траян

Консул – народный трибун – император – гладиатор

Коллизей – Пантеон – Парфенон – форум

Бетон – арка – керамика – водопровод

«Говорящие» – «мычащие» – «скрипящие» – «немые»

Цезарь – Нерон – красс – Помпей

Марс – Веста – Юпитер – Зевс

Гораций – Вергилий – Гомер – Петроний

Агора – палатин – Триумфальная арка – Термы

Тит Ливий – Геродот – Тацит – Сенека [3].

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

игровые задания;

групповая работа по составлению кроссвордов, ребусов, чайнвордов, тестов;

групповое исследование;

отзыв на работу товарища;

создание проектов;

подготовьте рассказ…;

задания на диалоговое общение;

совместное рисование;

компьютерная презентация;

опишите объект, явление и т. д. [2].

Задание № 1. 

Предмет – Обществознание.

Конкурс плакатов на тему: «Защита окружающей среды»

Цель: формирование коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества; развитие умения работать с различными видами источников для выполнения задания.

Возраст: 8 класс

Форма выполнения задания: групповая.

Материал: учебник, справочная литература, интернет-ресурс.

Задача для обучающихся: Выяснить, может ли человек сохранить себя и природу.

Каждая группа получает карточку – задание и оформляет плакат на заранее заданную тему. Готовит выступление по дополнительной литературе в классе, обосновывая актуальность данной проблемы.

Условия работы групп:

Подготовка к выступлению /организационные вопросы и жеребьёвка последовательности выступления, критерии оценки выступлений, развешивание плакатов. Жюри из учителей/ – 10 мин.

Выступление групп – 5-7 мин.

Подведение итогов выступления, защиты плакатов.

 

Карточка – задание для группы № 1

 

Охрана атмосферы

 

Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.

 

Подготовьте небольшое выступление по теме «Может ли человек прожить без чистого воздуха?»

 

Раскрыть проблемы:

 

- промышленное загрязнение воздуха;

 

- рост автотранспорта;

 

- вырубка лесов;

 

- сохранение озонового слоя земли;

 

- рост заболеваний.

 

 

Карточка – задание для группы № 2

 

Человек и вода

 

Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.

 

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какую роль в жизни человека играет вода?»

 

Раскрыть проблемы:

 

- сточные воды полей, заводов, городов и т.д.

 

- сокращение площади лесов, осушение болот;

 

- выброс в атмосферу химических веществ;

 

- орошение полей;

 

- рост заболеваний.

 

 

Карточка – задание для группы № 3

 

Сохранить лес

 

Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.

 

Подготовьте небольшое выступление по теме «Нравственное и хозяйственное значение леса в жизни человека?»

 

Раскрыть проблемы:

 

- рост производства и вырубка лесов;

 

- лесные пожары;

 

- лес – лёгкие планеты;

 

- нравственное значение леса.

 

 

Карточка – задание для группы № 4

 

Человек и животный мир

 

Внимательно изучите литературу и оформите плакат. Распределите между собой работу над заданием.

 

Подготовьте небольшое выступление по теме «Как человек должен строить отношения с животным миром?»

 

Раскрыть проблемы:

 

- браконьерство;

 

 - загрязнение воды и воздуха;

 

- вырубка лесов, освоение степей;

 

- деградация биосферы.

 

 

Критерии оценивания:

умение слушать и слышать друг друга, сплочённо работать в группе;

уважительное отношение к друг другу;

умение работая с материалом подобрать интересные, обучающие вопросы [4].

 

Задание № 2

Предмет – Обществознание.

Тема: Международное гуманитарное право

Цель: формирование коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества; развитие умения работать с различными видами источников для выполнения задания.

Возраст: 9 класс

Форма выполнения задания: групповая.

Работа строится на непосредственной работе с содержанием Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним.

Класс разбивается на 3 группы.

Задание – до знакомства с источниками самостоятельно сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны.

1 группа – разработать положения, защищающие раненых, больных, потерпевших кораблекрушение.

2 группа – разработать положения, защищающие военнопленных.

3 группа – выработать положения, защищающие гражданское население.

После того как предложенные положения обсуждены, необходимо их внести в таблицу.

Таблица

 

Положения, самостоятельно выработанные группой

 

Положения источников

 

Учащиеся получают источники.

Задание:

1 группа – I и II Женевские конвенции и Дополнительный протокол I /ст.11/

2 группа – III Женевскую конвенцию

3 группа – IV Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол I

Результаты работы, то есть те правовые положения, защищающие жертв войны, содержащиеся в источниках, записать в таблицу.

Затем группы составляют первую и вторую таблицы, делают выводы и представляют всему классу работы

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 327.