Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.
Основные признаки классической монархической формы правления:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монархом по своему усмотрению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в основном, формальные черты монархического правления.
Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – царю, королю, императору.
Конституционная монархия – представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Монарх же не вправе изменить конституцию.
Как форма правления конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Испания, Швеция, Япония и др.).
Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии или партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.
В рамках приведенной классификации некоторые монархии обладают определенными особенностями, позволяющими выделить среди них теократические и выборные.
К теократическим монархиям относятся страны, где монарх является не только главой государства, но и главой того или иного религиозного культа (Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.).
К выборным монархиям относятся страны, где монарх избирается. Речь идет о странах, представляющих собой объединения нескольких монархий (Малайзия, ОАЭ). Монарх объединений избирается монархами субъектов объединения. Современные монархи (короли, императоры, султаны, эмиры, папа, князья) получают средства на содержание семьи и двора из бюджета, по так называемому «цивильному листу». В Великобритании, по официальным данным, на содержание монарха выделяется 57 млн фунтов стерлингов, а по неофициальным - 215 млн; в Бельгии по официальным данным — 9,5 млн евро; в Испании - 8,2 млн.
Как отмечалось выше, монархи занимают трон по наследству. Известны несколько систем престолонаследования. Салическая, исключающая женщин из круга наследников престола (Япония, Ближний Восток). Кастильская, допускающая занятие престола женщиной, являющейся прямым потомком правящего монарха, в случае отсутствия у него сыновей (Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды). В Швеции с 1980 г. женщины получили право наследовать престол на равных основаниях с мужчинами (шведская система).
Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общие признаки республиканской формы правления:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- взаимная ответственность личности и государства.
Парламентская республика – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность.
Президентская республика – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти; он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправлять их в отставку; он избирается населением или выборщиками.
Недостатки чистых форм правления:
1. Президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму.
2. Парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.
Смешанную республику отличают признаки, сочетающие элементы президентской и парламентской республик:
1. Президент избирается населением.
2. Он является главой государства и обладает серьезными полномочиями в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти.
3. Правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Работая под общим руководством президента, правительство нуждается в поддержке парламентского большинства и ответственно также и перед парламентом.
4. Президент обладает правом роспуска парламента.
К странам со смешанной республиканской формой правления от- носятся Франция, Португалия, Украина, РФ, Беларусь, Польша, Казахстан, Перу и др.
Монократическая республика — это своего рода абсолютная монархия в республиканской обертке. Здесь центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. В Германии (1933-1945 гг.) это был фюрер, в Гаити при Дювалье - президент, в КНДР с 1972 г. - президент.
Монократическим республикам присущ антидемократизм во всех сферах государственной жизни.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 253.