Охарактеризуйте внеурочные и внеклассные занятия по биологии в уголке живой природы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа по биологии. Правильно поставленная внеурочная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников. При всем многообразии форм внеклассной работы по биологии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Целью внеурочной работы является помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного изучения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся.

Основные задачи внеурочной работы:

1. Привитие интереса к биологии

2. Развитие и усовершенствование навыков по биологическому эксперименту, наблюдению.

3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

4. Подготовка учащихся к практической деятельности

5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Внеклассная работа по биологии открывает широкие возможности для развития личности школьников и культуры их отношения к окружающей среде. Она может осуществляться в природе, кабинете биологии, школьном саду, на территории учебно-опытного участка. Внеклассная работа — это такая форма организации обучения, при которой вне урока под руководством учителя осуществляется целенаправленное взаимодействие учащихся с объектами различных видов их деятельности для стимулирования познавательных интересов и проявления творческого потенциала в дополнение школьной программы по биологии.

В зависимости от материально-информационной базы школы и пожеланий учащихся возможны различные направления внеклассной работы. Если в кабинете биологии имеются световые микроскопы и (или) микроскопы типа Intelplay, то возникают объективные условия для поддержания познавательного интереса и реализации творческой самодеятельности учащихся на основе изучения материала молекулярно-клеточного уровня. При наличии базы для проведения стационарных экскурсий, полевых практик, экспедиций возможно организовать учебно-исследовательскую и преобразовательную деятельность на основе познания явлений организменного, популяционно-видового и биоценотиче-ского уровней. На базе учебно-опытного участка и (или) пришкольного сада удобно организовать работы по выяснению условий произрастания культурных растений и факторов, оказывающих влияние на их состояние.

Все виды внеклассных работ связаны между собой и дополняют друг друга.

Уголок живой природы для школы имеет важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естествознания, биологии и географии.

 Содержание маленьких неприхотливых животных (мелкие грызуны, рептилии, аквариумные рыбки, птицы, насекомые) являются обширным материалом для исследований.

Цель может быть – исследовательская, учебная, просветительская и развлекательная, желательно совмещение целей.

Исследование начинается с изучения материалов по биологии и содержанию объекта. Далее создаются необходимые условия содержания. На каждый объект уголка живой природы заводится карточка или тетрадь, в которую ежедневно заносится вся информация, лучше пусть она будет избыточной, чем упущены какие то моменты. В карточку заносится: возраст, дата поступления, физическое состояние, присваивается номер (при желании дается имя), размеры, вес, окрас, описывается поведение, заносятся все изменения.

Научить ведению исследовательской деятельности, и есть учебная цель. Углубленное изучение объектов, теоретическое совместно с практическим, под руководством специалиста дает лучшие результаты. Уголок живой природы может выполнять большую просветительскую работу. Экскурсии, подробные рассказы о биологии и поведении животных, привлечение к уходу за ними являются очень эффективным средством для этого.

Желательно чтобы коллекция была комплексной, то есть гармонично представлены растения, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие.

Растения – необходимый элемент уголка живой природы. Они создают естественный природный фон и являются прекрасными объектами для изучения и исследований.

Насекомые интересны, как своим поведением и неприхотливостью в содержании, так и коротким жизненным циклом. Это могут быть различные палочники, жуки, бабочки и т. д..

Аквариум – превосходная модель уголка живой природы, его обитателей легко наблюдать и изучать.

Формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой и животным миром. Вовлечение их в реальную, практическую деятельность по изучению животного мира и охране окружающей среды.

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время все больше уделяется внимания общению ребят с живой природой, экологическим проблемам, знаниям выживания и гармоничной жизни в современном мире, что является мотивацией к расширению кругозора в области биологии и экологии. Данная программа способствует развитию у учащихся творческого потенциала, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.).

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 438.