Расскажите о зарождение школьного естествознания в России. Вклад В.Ф. Зуева в развитие отечественной методики естествознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начало истории становления методики естествознания можно проследить с глубокой древности. Оно связано с первоначальным познанием растений, животных, условий окружающей среды и фактически совпадает с развитием ботаники и зоологии, с практическим освоением природы людьми. Материалы о природных явлениях с давних пор включались в содержание образования. Об этом хорошо свидетельствует вся история школьного естествознания России. На первых этапах содержание школьного естествознания характеризовалось существенной отсталостью от истины, носило религиозно-поучающий характер и было более нравоучительным, чем научным. Дело в том, что свои первые представления о природе Московская Русь и Россия на протяжении многих веков получала из библии, и из рукописной литературы, преимущественно церковно-богослужебного содержания, изложенного монахами по разным переводам. На Руси с древнейших времен школы создавались при домах священников и монастырях. Наиболее ранней книгой, используемой в образовании детей на Руси, часто применялся рукописный сборник рассказов – «Физиолог». В этой книге даются некоторые натуралистические пояснения и приводится много географических, зоологических и ботанических сведений: о разнообразии животных, растений, целесообразности их свойств.

В XVI в. в Россию проникла латинская книга «Луцидариус», написанная в XII в. и переведенная на славянский язык в XVI в. В ней в виде диалога между учителем и учеником представлено много материалов натуралистического характера. В том числе: о дне и ночи, о разных странах, зверях, живущих в их пределах, о воде, воздухе и др. Наряду с этими книгами, на Руси , особенно в XVI–XVII вв., имели хождение «Азбуковники» и «Алфавиты» как учебники и книги для чтения. В них по алфавиту излагались сведения «обо всем» в том числе и по естествознанию. В Интересным для России XVIII века является труд «Зерцало естествозрительное», изданное в Москве в июле 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Изложенный на 218 листах этот труд представлял собой курс «Естественной философии» для учащихся старших ступеней школы. В нем говорилось: о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Курс излагался в свете аристотелевской философии, а знания о природе были очень поверхностны и перемешаны с вымыслами и суеверными фантазиями, так как выражали сведения очень древнего происхождения. Как видим, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение протекало на основе устаревших средневековых и доисторических источников. Сдвинуть это удалось только стараниями Петра Первого. Он впервые на Руси ввел светское образование. Помимо грамотности в его содержании светского образования отражались и естественные науки, но они служили лишь приложением, обеспечивающим профессиональную готовность использования природных ресурсов и организации различных производств в связи с развитием промышленности в России.

Появление научных методических идей в преподавании естествознания в России Отечественная методика естествознания имеет более чем двухсотлетнюю историю. В ее создании принимало участие большое количество ученых, методистов, учителей, которым принадлежат многочисленные методические пособия и учебники, созданные в различных социально-экономических условиях. История методики преподавания естествознания дает богатый материал для установления методических закономерностей. Анализируя методические работы в различные отрезки времени, можно выявить определенные тенденции развития методической мысли. В развитии методики преподавания естествознания характерны противоречия, которые нельзя не учитывать. Они далеко не всегда совпадают с этапами развития науки. Новые научные и методические идеи входят в школьную практику десятилетиями и еще более длительное время сохраняются явно устаревшие. История методики преподавания естествознания по характеру ведущих идей, закономерностям и состоянию школьного естествознания подразделяется на 3 этапа:

– первый этап с 1786 по 1828 гг.;

– второй этап с 1852 по 1878 гг.;

– третий этап с начала ХХ века до 1933 г.

Первый период начинается введением естествознания в школу по времена царствования Екатерины II и продолжается до начала правления Николая I. Характеризуется как описательно-систематический. Отмечен именами В.Ф. Зуева, А. Теряева, И. Мартынова.

Второй период мы выделяем с момента восстановления школьного естествознания в гимназиях (май 1852 г.) по новому школьному уставу, до внедрения в школу биологического направления. Характеризуется как любеновский. Отмечен именами Д.С. Михайлова, К.К. Сент-Илера, А.Н. Бекетова, А.Я. Герда и др.

Третий период: характеризуется критической переоценкой содержания школьного естествознания, методов и организационных форм, разделением естествознания на самостоятельные предметы: биологию, географию, физику и химию. Отмечен именами Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Л.С. Севрука, К.П. Ягодовского, В.А. Герда, Б.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, И.И. Полянского, С.А. Павловича и других.

Вторая классификация, отражающая социально-экономические преобразования общества в связи с Великой Октябрьской революцией, подразделяет историю развития отечественной методики преподавания естествознания на 2 периода:

– дореволюционный; – советский.

Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева (1754-1794).Он был сыном солдата Семеновского полка, получил хорошее академическое образование, защитил диссертацию. В.Ф. Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспедиции под руководством П.С. Палласа. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской семинарии. Именно ему было поручено написать первый российский учебник по естественной истории.

В XVIII в. существовали зарубежные учебники, в которых изучение природы начиналось с описания строения человеческого тела и организмов животных. Эти руководства не могли служить образцами для учебника В.Ф. Зуева, так как не подходили к российским условиям. Не было в них и методических руководств для учителей, помогающих преподавать курс естествознания. Автору российского учебника впервые пришлось решать методические вопросы об отборе содержания и последовательности изучения курса естествознания.

В 1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи...». Учебник состоял из 2-х частей. В первой части изучались «ископаемое царство» (минералы и горные породы)" и «прозябаемое царство» («прозябение» – растение); во второй – «животное царство» (сюда же включалось описание человеческого тела).

Таким образом, В.Ф. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы,лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого – к живому».

Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. В учебнике описаны 148 растений и 157 позвоночных животных, имеющих значение для человека. Причем разнообразие растительного мира В.Ф. Зуев объясняет не всемогуществом творца, а следствием великого разнообразия климатических и почвенных условий, существующих на Земле. Подобно К. Линнею, ученый поместил человека среди животного царства, что было с его стороны смелым поступком.

Описание животных составлено по единому плану: внешний вид и образ жизни животного, указание приносимой пользы и его хозяйственного применения. Впервые В.Ф. Зуев высказал требования по охране промысловых животных. При описании домашних животных помещены советы по уходу за ними. Материал учебника изложен живым, образным языком.

Заслуга автора в том, что он начал решать вопросы методики преподавания естествознания. Во введении к учебнику он предлагал учителям строить урок в виде беседы с использованием предметной наглядности, а при невозможности показа натурального объекта показывать картину. В.Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги. Рисунки животных размером со страницу учебника во время урока раздавались учащимся.

К первой части учебника картин не было, так как автор считал, что изучение минералов и растений должно проходить с применением натуральной наглядности. В предисловии к учебнику автор дал методические указания учителям.

Для знакомства с местной природой предлагалось проводить экскурсии.

На фоне общепризнанного словесного преподавания эти мысли В.Ф. Зуева были передовыми и важными для осуществления связи обучения с практическими вопросами жизни.

Таким образом, уже в первом учебнике естествознания содержалось требование познавать природу «от близкого к далекому». Это правило позволяло на доступном и наглядном материале знакомиться с объектами природы.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 379.