Из других предметов и предшествующих тем:
1. Анатомия, источники развития, кровоснабжение органов кроветворения и иммунной защиты.
2. Эпителиальные ткани.
3. Соединительные ткани, их разновидности. Специализированная рыхлая соединительная ретикулярная ткань.
4. Характеристика иммунноцитов. Их антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка.
5. Эритропоэз, лимфоцитопоэз, тромбоцитопоэз, гранулоцитопоэз.
Из темы текущего занятия:
1. Источники развития органов кроветворения и иммунной защиты.
2. Общая структурная организация органов кроветворения и иммунной защиты.
3. Строение и функция красного костного мозга, тимуса, лимфоузлов, селезенки, небных миндалин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1.Центральные и периферические органы кроветворения. Их общая характеристика.
2.Костный мозг и его разновидности.
3.Красный костный мозг, его структура и функции. Понятие о миелограмме.
4.Вилочковая железа, ее возрастная и акцидентальная инволюция. Статус тимико-лимфатикус.
5.Лимфатический узел. Его барьерная и кроветворная функции.
6.Селезенка. Особенности строения и кровоснабжения.
7.Строение небной миндалины.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Рассмотреть миндалину.
Объект изучения – Небная миндалина (окраска гематоксилин – эозином)
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить (1) слизистую оболочку, (2) лимфатические фолликулы, (3) центры размножения фолликула миндалин.
Ориентировочные основы действий - Увидеть крипту миндалины в виде складки слизистой оболочки. На поверхности среза увидеть слизистую оболочку, покрытую многослойным плоским неороговевающим эпителием в виде полоски фиолетового цвета. В собственной пластинке слизистой оболочки рассмотреть лимфатические фолликулы шаровидной формы фиолетового цвета. В центре отдельных фолликулов увидеть центр размножения – просветленный участок.
Задание 2. Рассмотреть лимфатический узел.
Объект изучения – Лимфатический узел (окраска гематоксилин –эозином)
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить (1) капсулу лимфатического узла, (2) корковое вещество, (3) лимфатический фолликул, (4) центр размножения фолликула, (5) мозговое вещество лимфоузла, (6) мякотные шнуры, (7) трабекулы, (8) краевой и (9) промежуточный синусы.
Ориентировочные основы действий - На периферии среза найти тонкую капсулу розового цвета, от которой внутрь отходят трабекулы. Под капсулой увидеть корковое вещество фиолетового цвета, представленное фолликулами. В фолликулах найти просветленный участок – центр размножения. Под корковым веществом увидеть мозговое вещество. Рассмотреть мякотные шнуры, отходящие от паракортикальной зоны фолликулов внутрь узла. Между капсулой и фолликулами рассмотреть краевой синус. Промежуточный синус ограничен трабекулами и мозговыми тяжами. Снаружи синусы покрыты ”береговыми” клетками.
Задание 3. Рассмотреть селезенку
Объект изучения - Селезенка (окраска гематоксилином-эозином).
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить (1) капсулу, (2) трабекулу, (3) красную пульпу, (4) белую пульпу, (5)мальпигиево тельце, (6) центральную артерию.
Ориентировочные основы действий - На периферии среза увидеть капсулу в виде полоски розового цвета, от которой в паренхиму органа идут трабекулы. Увидеть красную пульпу - ретикулярную ткань с клеточными элементами крови. Рассмотреть белую пульпу - совокупность лимфоидных фолликулов, или мальпигиевых телец. В фолликуле найти эксцентрично расположенную центральную артерию.
Задание 4. Рассмотреть вилочковую железу
Объект изучения - Вилочковая железа (окраска гематоксилином- эозином).
Программа действий - На малом увеличении зарисовать и отметить (1) капсулу вилочковой железы, в дольке вилочковой железы (2) найти корковое (3) и мозговое вещество (4), междольковую соединительную ткань (5) с кровеносными сосудами (6).
Ориентировочные основы действий - На периферии органа увидеть капсулу в виде полоски розового цвета, от которой внутрь органа отходит септа, делящая паренхиму на дольки. В дольках найти корковое вещество, расположенное по периферии, темно-фиолетового цвета, и мозговое вещество более светлой окраски. В мозговом веществе рассмотреть слоистые эпителиальные тельца - тельца Гассаля (7).
Вопросы для самоконтроля
1. В процессе взаимодействия Т-лимфоцита "супрессора", макрофага и
В-лимфоцита выключено действие макрофага. Какой процесс иммуногенеза нарушится?
2. Препарат мазка красного костного мозга. В поле зрения видна клетка с ядром, состоящим из многих сегментов, мелкая зернистость окрашивается как основными, так и кислыми красителями. Назовите эту клетку.
3.В тимусе подавлено образование Т-лимфоцитов (хелперов). Какие процессы иммунногенеза пострадают в первую очередь?
4.При гипертрансплантации органов обнаружено отторжение трансплантата. Какие клетки обеспечивают этот процесс?
5.В эксперименте на мышах в раннем неонатальном периоде ингибировали функции тимуса. Какой вид гемопоэза нарушится?
Резюме по теме
1. Центральные органы: Красный костный мозг, вилочковая железа.
2. Периферические органы: Лимфоузлы, селезенка, пейеровы бляшки, небная миндалина, солитарные фолликулы пищеварительной системы.
Красный костный мозг развивается из мезенхимы на 20-28 неделе внутриутробного развития – основной кроветворный орган.
У взрослых находится в плоских костях, ребрах, позвоночнике. Основу образует ретикулярная ткань и система синусоидных капилляров. В петлях ретикулярной ткани - островки гемопоэза, перстневидные жировые клетки. Имеются очаги эритропоэза, мегакариоцитопоэза, моноцитопоэза, гранулоцитопоэза. Различают желтый костный мозг-ожиревший красный костный мозг. Фиброзный костный мозг - волоктистая соединительная ткань. Слизистый имеется у людей преклонного возраста.
Вилочковая железа развивается из эпителия головной кишки на уровне 3-4 пар жаберных карманов. Снаружи покрыта капсулой, от нее вглубь отходят перегородки, анастомозирующие друг с другом образующие дольки. В дольках различают корковое и мозговое вещество. На периферии коркового - светлые большие клетки - предшественники Т-лимфоцитов. Под влиянием тимозина и тимулина они превращаются в мелкие антигеннезависимые лимфоциты. Проникая в кровь через гемотканевой барьер, в лимфоузлах и селезенке они под действием цитокинов становятся киллерами, хелперами, супрессорами. В мозговом веществе – рециркулирующий пул - Т-лимфоцитов (15%) и эпителиальные тельца Гассаля. Функции - дифференцировка Т-лимфоцитов, выработка тимозина и тимулина, факторов роста, кальцитониноподобного, инсулиноподобного факторов, регуляция иммунопоэза.
Лимфатический узел начинает развиваться на 3-м месяце по ходу лимфатических сосудов. Имеет форму боба, места вдавления - ворота. Покрыт капсулой, от нее идут внутрь трабекулы. В основе – ретикулярная ткань, в ней находятся лимфоциты. Они образуют зоны:1) корковая - В-зависимая зона - представлена фолликулами, периферическая темная часть состоит из мелких лимфоцитов, центральная светлая - центр размножения; 2) мозговое вещество - В-зависимая зона (ретикулярная ткань, мозговые тяжи, сосуды, трабекулы); 3)паракортикальная - тимусозависимая зона. Представлена в основном Т –лимфоцитами, здесь они превращаются в эффекторные клетки (киллеры и т.д.). Функции - кроветворный орган, защитный барьер, фагоцитоз 99 % бактерий, инородных частиц.
Селезенка развивается в начале 2 месяца внутриутробной жизни в толще мезенхимы дорсальной брызжейки. Строение: покрыта капсулой, внутрь от капсулы идут трабекулы, анастомозирующие между собой. Строму образует ретикулярная ткань. В селезенке различают красную и белую пульпу, красная-ретикулярная ткань с клеточными элементами крови, в частности - эритроцитами, соединительная ткань трабекул, кровеносные сосуды и венозные синусы. Белая пульпа – лимфоидные фолликулы (мальпигиевы тельца). В них различают три зоны: 1) периартериальная (центр размножения) состоит из Т-лимфоцитов и интердигитирующих клеток. Центр размножения представлен ретикулярными клетками с В-лимфобластами. 2) мантийный слой - содержит малые Т и В-лимфоциты. 3) краевая (маргинальная зона) - переходная область между красной и белой пульпой шириной 100 мкм. Состоит из Т и В-лимфоцитов, одиночных макрофагов, окружена синусоидными капиллярами.
Функции - кроветворный и защитный орган, участвует в образовании гуморального иммунитета, вырабатывает вещества, угнетающие эритропоэз в красном костном мозге.
Небные миндалины закладываются на 9-ой неделе эмбриогенеза в виде углубления многорядного мерцательного эпителия латеральной стенки глотки. Представлены складками слизистой оболочки, в собственной пластинке которой расположены многочисленные лимфатические фолликулы со светлыми участками - герминативными центрами. От поверхности внутрь идут 10-12 крипт, разветвляясь, они дают вторичные крипты. Поверхность миндалины и крипт покрывает многослойный плоский неороговевающий эпителий. Подслизистая основа формирует капсулу миндалины.
Функция - защитная, образование Т и В-лимфоцитов, участвующих в гуморальном и клеточном иммунитете.
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) Учебник гистологии (под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной), М. «Медицина», 1999.1989.2) Лекции. 3) И. В. Алмазов, Л.С.Сутулов «Атлас по гистологии и эмбриологии», М. , «Медицина», 1978. 4) В.Г.Елисеев, Ю.И. Афанасьев, Е.Ф.Котовский «Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов», М. «Медицина» 1970.
Дополнительная литература: 1) Гистология (Введение в патологию), под ред. проф. Э.Г.Улумбекова и проф. Ю.А.Челышева, М. , ГОЭТАР, 1997. 2) И.Л.Чертков, А.И.Воробьев «Проблемы гематологии и переливании крови», журнал № 10, 1973. 3) «Нормальное кроветворение и его регуляция» под ред. Н.А.Федорова, М. «Медицина», 1976.
ТСО и средства наглядности
1. Микроскопы. 2.Диапроектор «Альфа». 3.Демонстрационные препараты: а) Накопление краски л/у; б) Красный костный мозг.
3.Слайды:
1) Закладка селезенки. Эмбрион в начале 2 месяца развития. 2) Селезенка ребенка 12 лет. 3) Селезенка взрослого человека. 4) Срез красного костного мозга. Ребенок 4-х лет. 5) Срез костного мозга, плод на 7-ом месяце развития.
6) Срез костного мозга взрослого человека. 7) Вилочковая железа плод 7-ми месяцев. 8) Вилочковая железа новорожденного. 9) Вилочковая железа взрослого человека. 10) Лимфатический узел ребенка 3-х месяцев. 11) Лимфатический узел взрослого. 12) Возрастная динамика периферической крови человека (схема Й.Тодорова)
4.Внеаудиторные электрофицированные стенды:
1. Кроветворение 2. Проверь свои знания
5.Таблицы:
1) Небная миндалина 2) Лимфатический узел.3) Селезенка. 4) Тимус. 5) Красный костный мозг.
Домашнее задание - см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Пищеварительная система: Язык,зубы,пищевод.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 22 ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 271.