ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии.
СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: « НЕРВНАЯ СИСТЕМА »
Время: - 3 часа
Хронокарта – 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин
2.Семинар-беседа, коррекция знаний - 55 мин
3. Перерыв - 15 мин
4.Тест-контроль - 65 мин
5. Подведение итогов - 10 мин
Мотивационная характеристика темы: «Нервная система человека» – одна из трех интегративных систем, обеспечивающих регуляцию всей жизнедеятельности организма. Знание развития, строения и функций нервной иммунной и эндокринной систем необходимо для формирования врачебного мышления у студентов.
Учебная цель
Общая цель – установить уровень подготовки студентов по темам:
«Тканевые элементы нервной системы» и «Нервная система»
Конкретная цель - 1. Иметь понятие о тканевых элементах нервной системы
a) Структура и функция нейрона
б) Макроглия
в) Микроглия
2. Знать содержание нейронной теории и ее доказательства.
3. Знать организацию системы спинного мозга.
4. Знать гистофизиологию корковых формаций головного мозга:
а) кора больших полушарий
б) мозжечок
5. Знать гистофизиологию автономной нервной системы.
Необходимый уровень знаний
Из других предметов и предшествующих тем:
1. Структура и функции клеток
2. Клеточная теория
3. Определение ткани, их классификация
4. Общая характеристика специализированных тканей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Нейронная теория и ее доказательства
2. Структура и функции нейрона
3. Классификация нейронов
4. Понятие о медиаторах, цитохимическая классификация нейронов
5. Синапсы, нервные окончания, их классификация
6. Макроглия, классификация
7. Микроглия
8. Развитие нейронов, гистогенез нервной системы
9. Регенерация и дегенерация нейронов и глии
10. Понятие о системе спинного мозга
11. Гистофизиология спинномозговых узлов и первичночувствительных нейронов
12. Пластинчатая и ядерная организация серого вещества спинного мозга. Рефлекторная дуга: моно и полисинаптические рефлекторные дуги.
13. Основные типы нейронов спинного мозга и центры ноцицептивной, висцеральной и проприоцептивной чувствительности.
14. Собственный аппарат спинного мозга. Понятие о командных нейронах и центральном управлении движений.
15. Организация белого вещества спинного мозга.
16. Корковая колонка функциональная единица коры большого мозга. Клеточный состав корковой колонки.
17.Понятие о модулях и распределительных системах.
18. Цитоархитектоника коры головного мозга.
19. Гомо - и гетеротипическая кора.
20. Миелоархитектоника и миелогенез коры головного мозга.
21. Кора мозжечка, слои, нейронный состав и функции.
22. Общая характеристика А.Н.С. ,ее деление на отделы.
23. Гистофизиология перифирических узлов А.Н.С. их нейронный состав.
24. Рефлекторные дуги для симпатического и парасимпатического отделов А.Н.С.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Тест – контроль по темам: «Тканевые элементы нервной системы», « Нервная система»
Задание 2. Диагностика микропрепаратов:
1. Спинномозговой узел
2. Спинной мозг
3. Мякотное нервное волокно
4. Безмякотное нервное волокно
5. Кора головного мозга
6. Мозжечек
7. Вегетативный нервный узел
8. Базофильное вещество в нейронах спинного мозга
Основная и дополнительная литература
1) Учебник гистологии Ю.И.Афанасьев и др. М. «Медицина», 1999. 2) Лекции
3) «Атлас по гистологии и эмбриологии» И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, М. «Медицина»,1978. 4) «Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов» В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф.Котовский, М.«Медицина» 5) «Гистология» (введение в патологию) Э.Г.Улумбеков, М., ГЭОТАР, 1997. 6) Тесты задания по предмету « Гистология, цитология и эмбриология», Э.Г.Улумбеков, М., ГЭОТАР, 1997. 7) Руководство по гистологии под редакцией Данилова Р.К. Санкт-Петербург, 2001.
ТСО и средства наглядности
1. Учебные стенды по цитологии:
1. Стенд «Экзаменатор» - 492 2. Стенд «Проверь свои знания »
Домашнее задание: см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Сердечно-сосудистая система»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 20
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии.
ТЕМА: « СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА »
Время: 3 часа
Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин
2.Программированный контроль - 10 мин
3.Опрос – беседа - 35 мин
4. Объяснение препаратов - 10 мин
5.Перерыв - 15 мин
6.Контроль за самостоятельной работой
студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин
7.Подведение итогов. Проверка альбомов - 10 мин
Мотивационная характеристика темы: Сердечно - сосудистая система обеспечивает циркуляцию крови, обмен веществ между кровью и тканями. Заболевания органов сердечно- сосудистой системы (атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт, пороки развития) занимают одно из ведущих мест в патологии человека. Для решения вопросов профилактики и лечения этих болезней будущему врачу любого профиля необходимы знания источников развития и строения органов сердечно- сосудистой системы.
Учебная цель
Общая цель – знать развитие, строение и функции органов сердечно- сосудистой системы. Уметь различать на микропрепаратах структуры органов.
Конкретная цель – 1.Уметь различать типы кровеносных сосудов по строению их стенок. 2.Знать особенности строения капилляров, артериол и венул. 3.Уметь идентифицировать оболочки сердца, знать их тканевой состав. 4.Научиться дифференцировать типичную и атипичную мышечные ткани сердца на световом и электронномикроскопическом уровне. 5.Знать морфофункциональные отличия сократительной и проводящей системы сердца.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.