МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 19
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии.

 

 СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: « НЕРВНАЯ СИСТЕМА »

Время: - 3 часа

Хронокарта – 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                     2.Семинар-беседа, коррекция знаний            - 55 мин

                     3. Перерыв                                                        - 15 мин

                     4.Тест-контроль                                               - 65 мин

                     5. Подведение итогов                                      - 10 мин

 

       Мотивационная характеристика темы: «Нервная система человека» – одна из трех интегративных систем, обеспечивающих регуляцию всей жизнедеятельности организма. Знание развития, строения и функций нервной иммунной и эндокринной систем необходимо для формирования врачебного мышления у студентов.

 

Учебная цель

Общая цель – установить уровень подготовки студентов по темам:

«Тканевые элементы нервной системы» и «Нервная система»

Конкретная цель - 1. Иметь понятие о тканевых элементах нервной системы

a) Структура и функция нейрона

б) Макроглия

в) Микроглия

2. Знать содержание нейронной теории и ее доказательства.

3. Знать организацию системы спинного мозга.

4. Знать гистофизиологию корковых формаций головного мозга:

     а) кора больших полушарий

     б) мозжечок

5. Знать гистофизиологию автономной нервной системы.

 

Необходимый уровень знаний

Из других предметов и предшествующих тем:

1. Структура и функции клеток

2. Клеточная теория

3. Определение ткани, их классификация

4. Общая характеристика специализированных тканей.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Нейронная теория и ее доказательства

2. Структура и функции нейрона

3. Классификация нейронов

4. Понятие о медиаторах, цитохимическая классификация нейронов

5. Синапсы, нервные окончания, их классификация

6. Макроглия, классификация

7. Микроглия

8. Развитие нейронов, гистогенез нервной системы

9. Регенерация и дегенерация нейронов и глии

10. Понятие о системе спинного мозга

11. Гистофизиология спинномозговых узлов и первичночувствительных нейронов

12. Пластинчатая и ядерная организация серого вещества спинного мозга.     Рефлекторная дуга: моно и полисинаптические рефлекторные дуги.

13. Основные типы нейронов спинного мозга и центры ноцицептивной, висцеральной и проприоцептивной чувствительности.

14. Собственный аппарат спинного мозга. Понятие о командных нейронах и центральном управлении движений.

15. Организация белого вещества спинного мозга.

16. Корковая колонка функциональная единица коры большого мозга. Клеточный состав корковой колонки.

17.Понятие о модулях и распределительных системах.

18. Цитоархитектоника коры головного мозга.

19. Гомо - и гетеротипическая кора.

20. Миелоархитектоника и миелогенез коры головного мозга.

21. Кора мозжечка, слои, нейронный состав и функции.

22. Общая характеристика А.Н.С. ,ее деление на отделы.

23. Гистофизиология перифирических узлов А.Н.С. их нейронный состав.

24. Рефлекторные дуги для симпатического и парасимпатического отделов А.Н.С.

Рекомендации для работы на занятии

Задание 1. Тест – контроль по темам: «Тканевые элементы нервной системы», « Нервная система»

Задание 2. Диагностика микропрепаратов:

1. Спинномозговой узел

2. Спинной мозг

3. Мякотное нервное волокно

4. Безмякотное нервное волокно

5. Кора головного мозга

6. Мозжечек

7. Вегетативный нервный узел

8. Базофильное вещество в нейронах спинного мозга

 

Основная и дополнительная литература

1) Учебник гистологии Ю.И.Афанасьев и др. М. «Медицина», 1999. 2) Лекции

3) «Атлас по гистологии и эмбриологии» И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, М. «Медицина»,1978. 4) «Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов» В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф.Котовский, М.«Медицина» 5) «Гистология» (введение в патологию) Э.Г.Улумбеков, М., ГЭОТАР, 1997. 6) Тесты задания по предмету « Гистология, цитология и эмбриология», Э.Г.Улумбеков, М., ГЭОТАР, 1997. 7) Руководство по гистологии под редакцией Данилова Р.К. Санкт-Петербург, 2001.

 

ТСО и средства наглядности

1. Учебные стенды по цитологии:

1. Стенд «Экзаменатор» - 492 2. Стенд «Проверь свои знания »

 

 Домашнее задание: см. методическую разработку лабораторных занятий для студентов по теме: «Сердечно-сосудистая система»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ № 20

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВГМУ, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии.

 

ТЕМА: « СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА »

Время: 3 часа

Хронокарта: 1.Организационная часть с мотивацией темы - 5 мин

                   2.Программированный контроль                     - 10 мин

                   3.Опрос – беседа                                                - 35 мин

                   4. Объяснение препаратов                                - 10 мин 

                   5.Перерыв                                                           - 15 мин

                   6.Контроль за самостоятельной работой

                      студентов. Помощь в работе с препаратами - 65 мин

                   7.Подведение итогов. Проверка альбомов      - 10 мин

 

Мотивационная характеристика темы: Сердечно - сосудистая система обеспечивает циркуляцию крови, обмен веществ между кровью и тканями. Заболевания органов сердечно- сосудистой системы (атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт, пороки развития) занимают одно из ведущих мест в патологии человека. Для решения вопросов профилактики и лечения этих болезней будущему врачу любого профиля необходимы знания источников развития и строения органов сердечно- сосудистой системы.

Учебная цель

Общая цель – знать развитие, строение и функции органов сердечно- сосудистой системы. Уметь различать на микропрепаратах структуры органов.

Конкретная цель – 1.Уметь различать типы кровеносных сосудов по строению их стенок. 2.Знать особенности строения капилляров, артериол и венул. 3.Уметь идентифицировать оболочки сердца, знать их тканевой состав. 4.Научиться дифференцировать типичную и атипичную мышечные ткани сердца на световом и электронномикроскопическом уровне. 5.Знать морфофункциональные отличия сократительной и проводящей системы сердца.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.