Асфальтобетонные и полимерасфальтобетонные смеси, а также специальные добавки, применяемые при устройстве асфальтобетонных покрытий в условиях пониженной температуры воздуха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

6.1 Асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, щебеночно-мастичные и полимерщебеночномастичные смеси (далее смеси) применяемые в условиях пониженной температуры воздуха соответствуют требованиям действующих нормативных документов на применяемые виды асфальтобетонных смесей.

6.2 Горячие асфальтобетонные смеси (с использованием вязких нефтяных дорожных битумов) и полимерасфальтобетонные смеси применяют непосредственно после приготовления при температуре смеси не ниже указанной в нормативных документах (ГОСТ 9128- 2009, п.4.2; ГОСТ 9128-2013, табл.8 и табл. 17, ГОСТ 31015-2002, табл. 3, ПНСТ 183-2016, п. 5.3.1 и ПНСТ 184-2016, п. 5.3).

6.3 Типы смесей применяются в соответствии с проектно-сметной документацией. При пониженной температуре воздуха рекомендуется заменять пористые и высокопористые смеси по ГОСТ 9128 на плотные смеси типов А или Б. Временное открытие движения по асфальтобетону из пористых и высокопористых смесей в зимнее время запрещено.

6.4 Применение особых разновидностей асфальтобетонов (литые, вибролитые и т.д.), в каждом конкретном случае должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

6.5 Для обеспечения качества смесей в слоях покрытия и основания дорожных одежд, устраиваемых при пониженной температуре воздуха, рекомендуется применять активированные минеральные порошки, специальные добавки ПАВ, специальные модификаторы а также технологию вспенивания битума.

6.6 Адгезионные добавки, относящиеся к классу ПАВ двойного действия с активными аминогруппами позволяют обеспечить хорошую удобоукладываемость и уплотнение смесей до требуемой плотности и показателя водонасыщения при пониженной температуре воздуха.

Введение адгезионных добавок с активными аминогруппами обеспечивает транспортирование смесей на большие расстояния в условиях пониженной температуры воздуха.

Норма расхода добавок устанавливается производителем добавки и уточняется при лабораторных испытаниях асфальтобетонных  смесей.

6.7 Использование в смесях специальных добавок позволяет:

-  снизить температуру укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси   и увеличить дальность ее транспортирования без ущерба качества;

-  улучшить обволакиваемость зерен минерального материала битумным вяжущим;

-  повысить однородность, удобоукладываемость и уплотняемость смесей при устройстве оснований и покрытий в условиях пониженной температуры воздуха;

-  повысить коррозионную стойкость асфальтобетонов, не ухудшая другие показатели качества.

6.8 В случае применения специальных добавок в рецепте указывается температура приготовления смеси и температура уплотнения смеси.

6.9 При разработке рецепта рекомендуется увеличить количество вяжущего для обеспечения коэффициента водонасыщения асфальтобетона на нижнем допустимом пределе.

Подготовительные работы при устройстве асфальтобетонных покрытий в условиях пониженной температуры воздуха

 

Подготовка асфальтобетонных заводов

7.1.1 Для обеспечения непрерывной работы асфальтобетонного завода (далее АБЗ) в условиях пониженной температуры воздуха рекомендуется:

-  произвести предварительное рыхление щебня и песка;

- очистить питатели, утеплить битумопроводы, пневмопроводы,  дозатор битума;

-  дополнительно смазать венцовую шестерню, ролики сушильного барабана и подшипники грохота;

-  уплотнить затворы на дозаторах и проверить работу вибротечек;

- установить осушители пневматической системы управления автоматизированной системы управления (АСУ);

- выдать рецепт оператору о выпуске смеси соответствующей температуры;

- предусмотреть выдачу смесей в утепленный бункер-накопитель, отгружать смеси в автомобили - самосвалы, оборудованные пологом. Обеспечить минимальное время их доставки в соответствии с п. 7.3.6.

Чтобы предотвратить образование конденсата и обеспечить бесперебойную работу пылеулавливающей установки и дымососа, их рекомендуется изолировать теплоизоляционными материалами.

Пневмоцилиндры гидравлических систем АБЗ  заключают в кожухи с дополнительным обогревом.

7.1.2 При работе в условиях отрицательной температуры воздуха рекомендуется использовать АБЗ с пылеулавливающей установкой, обеспечивающей сухую очистку газа.

7.1.3 В конце смены бункеры очищают от остатков минеральных материалов. Во время простоя и в конце смены бункера инертных материалов укрывают для защиты от попадания осадков.

7.1.4 Производительность асфальтобетонного завода (заводов) рекомендуется выбирать таким образом, чтобы   обеспечивать непрерывную работу асфальтоукладчика.

Подготовка основания перед укладкой асфальтобетонных смесей

 

7.2.1 Перед устройством асфальтобетонного покрытия рекомендуется подготовить основание согласно данных  методических указаний.

7.2.2  Для снижения теплопотерь и обеспечения необходимого сцепления слоя покрытия с основанием, перед устройством асфальтобетонного покрытия в условиях пониженной температуры воздуха поверхность основания очищают от снега и льда, пыли и грязи, а так же осуществляют его просушку, исключив перегрев (пережег) поверхности асфальтобетонного основания.

7.2.3 Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда рекомендуется выполнять с помощью автогрейдеров средних и тяжелых, а также плужными и плужно-щеточными снегоочистителями. При слое снега и льда более 4см предварительную очистку рекомендуется вести в два приема: первичную грубую очистку - плужными и плужно-щеточными снегоочистителями, вторичную - ножом автогрейдера.

7.2.4 После предварительной очистки основания от льда и снега в ту же смену производят россыпь химикатов. Тип химических веществ и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают согласно табл.1 [5]. В конце смены очищают основание от остатков растаявшего льда механическими щетками. Щетки рекомендуется применять из короткой стальной проволоки для повышения жесткости.

7.2.5 Для предотвращения появления на основании в осеннее время снежных и ледяных корок рекомендуется проводить предварительную обработку поверхности основания битумом (битум СГ 70/130 по ГОСТ 11955-82, при температуре согласно п. 7.2.15), закрыв участок для движения транспортных средств.

 

 

Таблица 1

Химическое вещество

Норма расхода, г/м2, для таяния слоя толщиной 1 мм при температуре воздуха, °С

-5 -10
Хлористый натрий в виде поваренной соли или технические соли сильвинитовых отвалов 30/50 60/100
NaCl : CaCl 2 = 92:8 (88:12) 35/55 65/110
Реагент ННХК (80-90 % Са Cl 2 + 10-12 % нитрата нитрита кальция) 50/90 90/160
Растворы:    
хлористого натрия (рассолы природные и искусственные или отходы производства) 110/200 220/390
хлористого кальция 100/170 170/300
хлористого магния 80/150 150/280

Примечания:

1. Над чертой - данные для слоя уплотненного снега, под чертой - льда.

2. При значениях температуры воздуха, не указанной в таблице, норму определяют путем интерполяции

3. Использование реагента ННХК запрещается на участках дорог, проходящих по населенным пунктам, дачным участкам и вблизи полей.

 

7.2.6 Для удаления льда с поверхности основания взамен реагентов возможно применение терморазогревателей (газоструйных или с газовыми инфракрасными горелками).

7.2.7 Щебеночное основание можно также предохранить от переувлажнения заблаговременным розливом (в сухую погоду) жидкого или вязкого битума. Рекомендуемая норма расхода от 0,5 до 0,6 л/м2.После этого основание должно быть закрыто для проезда.

7.2.8 При отрицательной температуре воздуха и неблагоприятных погодно-климатических условиях (наличие ветра со скоростью более 6 м/с, влаги, снега, наледей и т.п.) в состав отряда рекомендуется включать терморазогреватель  – машину с горелками инфракрасного или иного типа излучения, используемую для подготовки основания (рис.1) [5,6].

 

15-20 м


6
4
3
2
5
1

Рисунок 1– Схемы нагрева основания при устройстве покрытия): 1 –автогудронатор; 2 - автомобиль-самосвал; 3 - асфальтоукладчик; 4 – каток гладковальцовый; 5 - терморазогреватель; 6 - каток на пневматических шинах

 

7.2.9 Терморазогреватель является самоходной пневмоколесной машиной, содержащей цистерну со сжиженным газом, газопроводы, блоки газовых горелок инфракрасного излучения с системой управления интенсивностью излучения и положением горелок (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Терморазогреватель дорожного покрытия с газовыми горелками инфракрасного излучения

 

7.2.10 Помимо разогрева оснований (покрытий) при помощи горелок инфракрасного излучения, возможен разогрев горячим воздухом, нагретым до 600 °С.

7.2.11  Подогрев воздуха для проведения операции разогрева основания производят сжиганием газа или дизельного топлива. Разогревающее устройство в виде герметичного кожуха плотно прижимают к поверхности основания. В пространство между основанием и терморазогревателем с одной стороны нагнетают компрессором горячий воздух, а с другой стороны откачивают вакуумным насосом. Откачанный горячий воздух снова поступает в компрессор, т. е. циркулирует по замкнутому контуру.

Данная технология разогрева способствует снижению потерь тепловой энергии по сравнению с применением горелок инфракрасного излучения, минимизирует выгорание битума и пережог смеси, а также выделение выбросов газа, дыма и пыли в атмосферу.

7.2.12 Терморазогреватель включают в состав отряда машин по устройству асфальтобетонного покрытия. Скорость его передвижения должна  соответствовать скорости движения асфальтоукладчика.

7.2.13 Дистанцию между терморазогревателем и асфальтоукладчиком принимают равной от 15 до 20 м.

7.2.14 При устройстве двухслойного асфальтобетонного покрытия целесообразно верхний слой покрытия укладывать сразу после нижнего, чтобы сохранить температуру последнего в пределах от 20 до 40°С и исключить операции по его очистке и дополнительному нагреву.

7.2.15 Перед укладкой асфальтобетонной смеси выполняют подгрунтовку основания. При положительной температуре воздуха подгрунтовку основания рекомендуется производить битумной эмульсией ЭБК-1 по ГОСТ Р 52128,  ЭБДК Б по ГОСТ Р 55420 или жидким битумом марки СГ 70/130 по ГОСТ 11955. При отрицательной температуре воздуха подгрунтовку производят жидким битумом марки СГ 70/130  по ГОСТ 11955, нагретым до температуры 80-90°С.

7.2.16 Обработка поверхности основания осуществляется с нормой расхода жидкого битума от 0,5 до 0,8 л/м2. При условии применения битумной эмульсии 60% концентрации расход вяжущего составляет от 0,6 до 0,9 л/м2 ( п.12.3.2 СП 78.13330.2012).

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.