В коммерческой деятельности примерами многоканальных СМО являются офисы коммерческих предприятий с несколькими телефонными каналами, бесплатная справочная служба по наличию в авто магазинах самых дешевых автомобилей в Москве имеет 7 телефонных номеров, а дозвониться и получить справку, как известно, очень трудно.
Следовательно, авто магазины теряют клиентов, возможность увеличить количество проданных автомобилей и выручку от продаж, товарооборот, прибыль.
Туристические фирмы по продаже путевок имеют два, три, четыре и более каналов, как, например, фирма Express-Line.
Рассмотрим многоканальную СМО с отказами в обслуживании на рис. 3.2, на вход которой поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью λ.
λ λ λ λ λ
S0 |
S1 |
Sk |
Sn |
μ 2μ kμ (k+1)μ nμ
Рис. 3.2. Размеченный граф состояний многоканальной СМО с отказами
Поток обслуживания в каждом канале имеет интенсивность μ. По числу заявок СМО определяются ее состояния Sk, представленные в виде размеченного графа:
S0 – все каналы свободны k=0,
S1 – занят только один канал, k=1,
S2 – заняты только два канала, k=2,
Sk – заняты k каналов,
Sn – заняты все n каналов, k= n.
Состояния многоканальной СМО меняются скачкообразно в случайные моменты времени. Переход из одного состояния, например S0 в S1, происходит под воздействием входного потока заявок с интенсивностью λ, а обратно – под воздействием потока обслуживания заявок с интенсивностью μ. Для перехода системы из состояния Sk в Sk-1 безразлично, какой именно из каналов освободиться, поэтому поток событий, переводящий СМО, имеет интенсивность kμ, следовательно, поток событий, переводящий систему из Sn в Sn-1, имеет интенсивность nμ. Так формулируется классическая задача Эрланга, названная по имени датского инженера – математика- основателя теории массового обслуживания.
Случайный процесс, протекающий в СМО, представляет собой частный случай процесса «рождения- гибели» и описывается системой дифференциальных уравнений Эрланга, которые позволяют получить выражения для предельных вероятностей состояния рассматриваемой системы, называемые формулами Эрланга:
.
Вычислив все вероятности состояний n – канальной СМО с отказами р0 , р1, р2, …,рk,…, рn, можно найти характеристики системы обслуживания.
Вероятность отказа в обслуживании определяется вероятностью того, что поступившая заявка на обслуживание найдет все n каналов занятыми, система будет находиться в состоянии Sn:
k=n.
В системах с отказами события отказа и обслуживания составляют полную группу событий, поэтому
Ротк+Робс=1
На этом основании относительная пропускная способность опредляется по формуле
Q = Pобс= 1-Ротк=1-Рn
Абсолютную пропускную способность СМО можно определить по формуле
А=λ*Робс
Вероятность обслуживания, или доля обслуженных заявок, определяет относительную пропускную способность СМО, которая может быть определена и по другой формуле:
Из этого выражения можно определить среднее число заявок, находящихся под обслуживанием, или, что же самое, среднее число занятых обслуживанием каналов
Коэффициент занятости каналов обслуживанием определятся отношением среднего числа занятых каналов к их общему числу
Вероятность занятости каналов обслуживанием, которая учитывает среднее время занятости tзан и простоя tпр каналов, определяется следующим образом:
Из этого выражения можно определить среднее время простоя каналов
Среднее время пребывания заявки в системе в установившемся режиме определятся формулой Литтла
Тсмо= nз/λ.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 250.