Анализ производства и реализации продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные общие показатели, характеризующие объем производства продукции:

- валовая продукция (ВП);

- товарная продукция (ТП).

Основной общий показатель, характеризующий объем реализации продукции –реализованная продукция (РП).

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной на предприятии продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая незавершенной производство и внутрихозяйственный оборот. Она выражается, как правило, в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. это продукция подлежащая продаже, Она выражается, как правило, в действующих оптовых ценах года.

На многих предприятиях по своему составу валовая и товарные продукции совпадают, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция – это продукция:

− оплаченная, если её учитывают "по оплате", или

− отгруженная, если её учитывают "по отгрузке", т.е. продукция отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.

Показатели оценки динамики объемов производства и реализации продукции (могут рассчитываться как по валовой, так и по товарной и реализованной продукции):

− абсолютный прирост продукции за анализируемый период;

− темп роста продукции;

− темп прироста продукции;

− средний за анализируемый период темп роста (прироста) продукции.

Кроме того, объём производства продукции характеризуют показатели:

− фондоотдачи;

− материалоотдачи.

На некоторых российских предприятиях в практике анализа хозяйственной деятельности продолжают применяться устаревшие показатели оценки объема выпуска продукции:

− чистая (условно-чистая) продукция;

− нормативно-чистая продукция.

Объемы товарной и реализованной предприятием продукции взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь может быть описана балансом товарной продукции. Его вид зависит от принятого на предприятии метода определения выручки от продаж.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции (методом начислений), то баланс товарной продукции будет иметь вид:

 

ТП + ГПн = РП + ГПк ;

 

где − ТП, РП – соответственно стоимость товарной и реализованной продукции;

ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец анализируемого периода.

Отсюда:

 

РП = ТП + ГПн – ГПк;

 

Если выручка на предприятии определяется после оплаты отгруженной продукции (кассовым методом), то баланс товарной продукции можно записать так:

 

ТП + ГПн + ОТн = РП + ГПк + Отк;

 

где: ОТн, Отк – соответственно, остатки отгруженной и неоплаченной покупателями продукции на начало и конец анализируемого периода.

Отсюда:

 

РП = ТП + ГПн + ОТн – ГПк – Отк;

Эти модели, вытекающие из баланса товарной продукции, применяются при факторном анализе изменения объема продаж продукции.

Анализ объемов производства продукции начинается, как правило, с анализа объемов выпуска товарной продукции, который проводися в двух направлениях:

1) Оценивается выполнение плана по выпуску товарной продукции;

2) Анализируется динамика выпуска товарной продукции.

Анализ объёма выпуска товарной продукции целесообразно увязывать с анализом объема реализованной продукции, т.е. ориентироваться на конечный результат.

Анализ объемов производства и реализации проводится как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Сравнение их темпов изменения позволяет сделать следующие выводы:

− если темпы роста стоимостного показателя, выше темпов роста натурального, то это обусловлено в основном ростом цен на продукцию;

− если наоборот, то изменение объемов выпуска и реализации продукции обусловлено ростом её физического объема.

Динамику выпуска и реализации продукции изучают сравнивая показатели за два или несколько периодов.

Анализ можно углубить, исследовав динамику выпуска и реализации продукции за ряд отчетных периодов (например, ряд лет). Для этого необходимо объемы производства и реализации продукции выразить в сопоставимых ценах (в ценах базисного периода, принятых за 100%). Для этого, объема выпуска (реализации) продукции делится на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.

После этого рассчитываются базисные и цепные тепы роста производства и реализации продукции, исчисляются среднегодовые темпы роста (прироста) выпуска и реализации продукции.

Проанализируем динамику объемов реализации ООО "Электрон" в 2008 году.

Обозначим реализацию в i-ом месяце через , в январе 2008 года (базис) – через .

Абсолютные цепные приросты определяем по формуле:

 

 

Абсолютные базисные приросты определяем по формуле:

 

 

Цепной коэффициент роста определяется по формуле:

 

 

Цепной темп роста определяется по формуле:

 

%

 

Базисный коэффициент роста определяется по формуле:

 

 

Базисный темп роста определяется по формуле:

 

%

 

Базисные темпы прироста определяем по формуле:


 

Цепные темпы прироста определяем по формуле:

 

 

Результаты вычислений сведем в таблицу:

Среднемесячная реализация:

 

 

Среднемесячный абсолютный прирост реализации:

 

 тыс. руб.

 

Средний коэффициент роста определяем по формуле:

 

,

 

где m – число цепных коэффициентов роста.

Или

 

,

 

Средний коэффициент роста:

.

Средний темп роста:

%.

 

Средний темп прироста:

 

%.

 

Таким образом, средний темп прироста объема реализации ООО "Электрон" составляет 4,03% в месяц.

Динамику объема реализации ООО "Электрон" в 2008 году отобразим на графике:

Можно заключить, что объем реализации продукции ООО "Электрон" имеет тенденцию к увеличению, что является положительным фактором.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.