Коммуникация и общение : основной смысл понятий. Бизнес - коммуникации как наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Коммуникация (лат. сommunicatio, от communico – "делаю общим, связываю, общаюсь"), 1) пути сообщения, транспорта связи, сети подземного коммунального хозяйства, 2) общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности, общения, и пути сообщения.

Эффективностью коммуникаций в организации четко определяется качество решений и их реализации.

Различают:

1) формальные коммуникации, осуществляемые между элементами формальной структуры организации: межуровневые коммуникации (нисходящие и восходящие), горизонтальные коммуникации (между подразделениями одного уровня в иерархии организации), коммуникации "руководитель – подчиненный", "руководитель- подчиненная группа";

2) неформальные коммуникации (связанные с неформальными группами и неслужебными вопросами, а также распространении слухов о служебных вопросах). Обычным средством осуществления формальных коммуникаций является письменная и устная речь. При осуществлении коммуникаций следует принимать во внимание наличие "барьеров непонимания" (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и др.) и овладевать и овладевать методами их преодоления.[2]

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включает в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую человеческую потребность - контакт с другими людьми.

По содержанию можно было бы считать понятия "коммуникации" и "общение" синонимами с той только разницей, что общение – это больше психологическое явление, а говоря о коммуникациях, необходимо пояснить, какой из аспектов коммуникации имеется в виду: психологический, информационный, технико-технологический или организационно-экономический.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную ( передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).1

Как сказал Т.А. Мерфи, бывший председатель правления General motors, " <…> одним и тем же общим знаменателем в бизнесе и в менеджменте являются люди и отношения с людьми <…> В конечном итоге коммуникации важнее всего <…> эффективные коммуникации могут обеспечить и успех, и неудачу или, по крайней мере, определить степень успеха".[3]

Бизнес-коммуникации правомерно определить как науку, объектом исследования которой являются аспекты общения людей в деловой сфере, факторы обеспечения эффективности деловых контактов.

Принципы эффективных бизнес-коммуникаций можно представить следующим образом:

. объективная необходимость при решении проблем коммуникативного характера учитывать единство рационального и эмоционального в поведении человека; иногда речь может идти об иррациональном, особенно с субъективной точки зрения (мы часто считаем, что человек нерационален, поскольку его поведение не укладывается в нашу модель, не соответствует нашим ожиданиям);

. ситуативность, включающая необоснованность ожидания именно той реакции на коммуникативное воздействие, которая является желательной (малое воздействие способно вызвать "лавинную" реакцию), возможность нахождения объекта воздействия в состоянии напряженности, которое трудно распознать, и субъективность в интерпретации ситуаций;

. стремление к повышению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию, недостаточности своего мнения и опыта для практики и прогнозирования поведения партнера и общению;

. развитие, или онтогенез субъектов общения и динамики психических процессов и состояний. Субъект, поведение которого может показаться достаточно понятным, в силу онтогенеза способен повести себя иначе; просто у него изменились жизненные обстоятельства, мотивы, состояние здоровья, настроение, он стал старше, опытнее, лучше изучил окружающих;

. системность субъектов коммуникаций (система целостна, уникальна, автономна, адаптивна, связана со средой, т.е.открыта, не поддается полному моделированию процессов и состояний);

. вероятность наличия недиагностируемых скрытых фактов поведения типа намерений, умыслов, имитации;

. неполная адекватность моделей поведения субъектов любой сложности, на основе которых строятся прогнозы и ожидания, самому субъекту, системе;

. бесконечность процесса познания (нет и не будет оснований сказать: "Ну, теперь-то я знаю все!". Более адекватная форма: "Теперь, мне кажется, я знаю достаточно для того, чтобы прогнозировать поведение в таких-то условиях с высокой степенью вероятности");

. научность;

. опора на закон.

Рассмотрение коммуникаций в бизнесе как научной прикладной дисциплины определяет и подход, точку зрения на происходящие в бизнесе процессы. Можно говорить о так называемом коммуникативном подходе в управлении, когда происходящее в организации рассматривается прежде всего как взаимоотношения между людьми и группами. Такой подход выглядит естественным, по крайней мере, в целом ряде видов деятельности в бизнесе и научных дисциплин. Например, с точки зрения коммуникативного подхода:

. управление персоналом – организация коммуникаций, связанных с деятельностью отдельных людей и групп, в интересах организации и в их собственных интересах;

. маркетинг – коммуникации организации с субъектами рынка по поводу определения потребностей рынка и возможностей их удовлетворения или по поводу средств и путей продвижения товара и услуги на рынок;

. конфликтология - исследование коммуникаций, в основе которых лежит противоречие интересов сторон;

. паблик рилейшнз (связи с общественностью) - исследование проблемы формирования у общества позитивного представления об организации и ее продукции, услугах;

. реклама - коммуникация с целью привлечения внимания, формирования интереса, желания и активности у покупателя товара;

. корпоративная культура: ванная составляющая культуры - культура коммуникаций, культура управления;

. невербалистика - изучает специфические формы коммуникации;

Не столь важно, в принципе, в рамках какого подхода проходит мышление (системного, ситуативного, культурологического, психологического, антидевиантного, коммуникативного и т.д.), - главное, что все эти подходы - научные, а, следовательно обеспечивают получение достаточно объективной (в отличие от обыденного познания) информации. В любом научном подходе должна оставаться незыблемой последовательность процедур, обеспечивающая получение научных знаний:

. анализ состояния исследуемой системы, окружающей ее среды, ситуации, влияющих факторов;

. формулировка проблемы, выдвижение гипотез;

. эксперимент, апробация гипотез;

. интерпретация результатов;

. корректировка данных, гипотез, проблемы, т.е. итерация, выход на новый виток получения знаний, на начало данной последовательности процедур, обеспечивающей получение нового знания.[4]

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 254.