Электронные рынки или многоотраслевые (горизонтальные) торговые площадки ( e - market )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одно из значений понятия электронный рынок — виртуальное рыноч­ное пространство (электронная торговая площадка) для ведения элект­ронной коммерции, предназначенное для сделок купли-продажи товаров различной отраслевой принадлежности в секторе В2В. Отличительная черта электронного рынка – он адресован только профессиональной аудитории, прежде всего менеджерам крупных торговых компаний и холдингов, и призван максимально учесть специфику их работы.

Часть электронных рынков обслуживает только один или несколько бизнес-процессов (например, снабжение предприятия товарами для офи­са). Больший эффект дает совместное использование электронных рынков тесно связанными между собой контрагентами. Например, предприятия угледобывающей отрасли — традиционные поставщики металлургических предприятий, а те в свою очередь поставляют продукцию предприятиям машиностроения, которые поставляют часть продукции предприятиям уг­ледобывающей отрасли. Таким образом, цепочка поставок замыкается. Пе­ревод коммерческого взаимодействия всех контрагентов данной цепочки в одно электронное экономическое пространство может существенно уско­рить и упростить их взаимодействие (в том числе на основе использования клиринговых расчетов).

Электронные рынки могут создаваться как в форме закрытых, ориен­тированных на определенную группу покупателей или продавцов, так и в форме открытых площадок, позволяющих взаимодействовать одновременно всем субъектам рынка. Такие системы предназначены для организации онлайновой деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различ­ных предприятий. На электронном рынке создаются "рабочие места" для обеспечения пользователей (покупателей и продавцов) необходимым сер­висом:

· создание и поддержка фирменных каталогов;

· поиск продавцов и покупателей;

· проведение тендеров и аукционов в онлайновом режиме;

· комплекс средств интерактивного онлайнового взаимодействия кон­трагентов;

· маркетинговый и конъюнктурный анализ;

· предконтрактная и контрактная подготовка;

· организация взаиморасчетов;

· интеграция с ERP-системами участников торгов;

· контроль поставок и т. п.

Эксплуатация электронных рынков наиболее эффективна, если они интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы на уровне ERP-систем: электронный рынок предоставляет все функции, необходимые для обеспечения сбыта и снабжения. За право работы на электронном рынке взимается плата:

—за размещение заявок и проведение тендеров;

—за размещение предложений на продажу;

—за доступ к подробной контактной информации контрагента;

—абонентская;

—за возможность доступа ко всей информации, имеющейся в базах данных электронного рынка;

—за профессиональный доступ, ориентированный на средние и круп­ные торговые организации и предоставляющий расширенные воз­можности рекламы и прямого маркетинга.

Классификация описанных выше В2В-систем приведена в табл.



Таблица - Варианты организации торгово-закупочных В2В-систем

Инициатор

Организации

Торговой

Площадки

 

 

Рыночная ниша, занимаемая системой В2В

Горизонтальная Вертикальная Покупатель Системы управления закупками, SCM-системы, электронные рынки сырья и комплектующих Ассоциации производителей, заку­пающих сырье, вертикальные заку­почные площадки Продавец Системы сбыта, CRM-системы, электронные рынки готовой про­дукции Вертикальные торговые площадки, электронные биржи

КОНЦЕПЦИЯ ELECTRONIC GOVERNMENT

 

Понятие электронных закупок

 

Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным госзакупкам. В частности, извещения о проводимых конкурсах госзакупок и конкурсная документация сейчас, как правило, публикуются в интернете. В то же время, говоря об электронной поддержке последующих стадий проведения конкурса, нельзя не отметить, что достигнутые здесь результаты пока имеют весьма широкий разброс. Так, в Мексике в 2005 г. около пятидесяти процентов госзакупок полностью реализовано по электронным каналам, в Германии — лишь менее пяти процентов. Дальше других в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд ушли Австралия (www.apcc.gov.au), Канада (contractscanada.gc.ca), Мексика, Дания, США.

Для примера, охарактеризуем кратко состояние дел в Австралии. Здесь воплощается в жизнь национальная стратегическая программа автоматизации всех технологических этапов проведения конкурса по поставкам товаров для государственных нужд. Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, где каждый может бесплатно ознакомиться с полными комплектами конкурсной документации. На том же сайте организован прием от поставщиков электронных заявок на участие в конкурсе. Функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, публикуются в интернете законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Имеются средства электронного оформления, регистрации, сопровождения и оплаты контрактов.

Зарубежный опыт может многое подсказать при построении системы российских электронных госзакупок. Рассмотрим некоторые характерные особенности пути, пройденного каждой из упомянутых выше стран-лидеров.

Прежде всего, следует отметить работу в сфере национального законодательства. Здесь выделяются две задачи. Первая, более общая, имеющая определяющее значение для национальной электронной коммерции в целом, — юридическое обеспечение электронного документооборота и электронных платежей. Вторая, более частная, но не менее важная, — корректировка нормативно-правовой базы, обслуживающей собственно процедуры государственных закупок.

Создание системы электронных госзакупок — дело достаточно трудоемкое и долгое, нуждающееся в тщательном планировании, четком выделении отдельных этапов. В качестве первого такого этапа, реализация организация публикации в интернете извещений о конкурсах госзакупок и конкурсной документации которого приносила вполне ощутимую практическую пользу, повсюду была выбрана.

Преимущества приема по каналам интернета конкурсных заявок от поставщиков не столь очевидны. Кроме того, тут требуется более глубокая юридическая и алгоритмическая проработка. Поэтому интернет-заявки откладываются обычно на последующие этапы.

В каждой из стран-лидеров был открыт национальный сервер госторгов, что позволило консолидировать всю относящуюся к госзакупкам информацию: от регламентирующих нормативно-правовых актов и обзоров рынка до конкретных извещений о конкурсах и сведений о госзакупщиках и поставщиках.

В то же время, несмотря на отмеченные общие черты, ни одна из стран-лидеров не пошла по пути заимствования. Были созданы самостоятельные национальные системы электронных госзакупок, во многом отличающиеся и в плане алгоритмов, и в плане общего дизайна. Причина здесь, по-видимому, прежде всего в специфике национальных законодательств в области госзакупок, а также в нежелании делать весьма существенный компонент национальной экономики зависимым от внешних факторов.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 335.