Одно из значений понятия электронный рынок — виртуальное рыночное пространство (электронная торговая площадка) для ведения электронной коммерции, предназначенное для сделок купли-продажи товаров различной отраслевой принадлежности в секторе В2В. Отличительная черта электронного рынка – он адресован только профессиональной аудитории, прежде всего менеджерам крупных торговых компаний и холдингов, и призван максимально учесть специфику их работы.
Часть электронных рынков обслуживает только один или несколько бизнес-процессов (например, снабжение предприятия товарами для офиса). Больший эффект дает совместное использование электронных рынков тесно связанными между собой контрагентами. Например, предприятия угледобывающей отрасли — традиционные поставщики металлургических предприятий, а те в свою очередь поставляют продукцию предприятиям машиностроения, которые поставляют часть продукции предприятиям угледобывающей отрасли. Таким образом, цепочка поставок замыкается. Перевод коммерческого взаимодействия всех контрагентов данной цепочки в одно электронное экономическое пространство может существенно ускорить и упростить их взаимодействие (в том числе на основе использования клиринговых расчетов).
Электронные рынки могут создаваться как в форме закрытых, ориентированных на определенную группу покупателей или продавцов, так и в форме открытых площадок, позволяющих взаимодействовать одновременно всем субъектам рынка. Такие системы предназначены для организации онлайновой деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий. На электронном рынке создаются "рабочие места" для обеспечения пользователей (покупателей и продавцов) необходимым сервисом:
· создание и поддержка фирменных каталогов;
· поиск продавцов и покупателей;
· проведение тендеров и аукционов в онлайновом режиме;
· комплекс средств интерактивного онлайнового взаимодействия контрагентов;
· маркетинговый и конъюнктурный анализ;
· предконтрактная и контрактная подготовка;
· организация взаиморасчетов;
· интеграция с ERP-системами участников торгов;
· контроль поставок и т. п.
Эксплуатация электронных рынков наиболее эффективна, если они интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы на уровне ERP-систем: электронный рынок предоставляет все функции, необходимые для обеспечения сбыта и снабжения. За право работы на электронном рынке взимается плата:
—за размещение заявок и проведение тендеров;
—за размещение предложений на продажу;
—за доступ к подробной контактной информации контрагента;
—абонентская;
—за возможность доступа ко всей информации, имеющейся в базах данных электронного рынка;
—за профессиональный доступ, ориентированный на средние и крупные торговые организации и предоставляющий расширенные возможности рекламы и прямого маркетинга.
Классификация описанных выше В2В-систем приведена в табл.
Таблица - Варианты организации торгово-закупочных В2В-систем
Инициатор
Организации
Торговой
Площадки
Рыночная ниша, занимаемая системой В2В
КОНЦЕПЦИЯ ELECTRONIC GOVERNMENT
Понятие электронных закупок
Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным госзакупкам. В частности, извещения о проводимых конкурсах госзакупок и конкурсная документация сейчас, как правило, публикуются в интернете. В то же время, говоря об электронной поддержке последующих стадий проведения конкурса, нельзя не отметить, что достигнутые здесь результаты пока имеют весьма широкий разброс. Так, в Мексике в 2005 г. около пятидесяти процентов госзакупок полностью реализовано по электронным каналам, в Германии — лишь менее пяти процентов. Дальше других в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд ушли Австралия (www.apcc.gov.au), Канада (contractscanada.gc.ca), Мексика, Дания, США.
Для примера, охарактеризуем кратко состояние дел в Австралии. Здесь воплощается в жизнь национальная стратегическая программа автоматизации всех технологических этапов проведения конкурса по поставкам товаров для государственных нужд. Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, где каждый может бесплатно ознакомиться с полными комплектами конкурсной документации. На том же сайте организован прием от поставщиков электронных заявок на участие в конкурсе. Функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, публикуются в интернете законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Имеются средства электронного оформления, регистрации, сопровождения и оплаты контрактов.
Зарубежный опыт может многое подсказать при построении системы российских электронных госзакупок. Рассмотрим некоторые характерные особенности пути, пройденного каждой из упомянутых выше стран-лидеров.
Прежде всего, следует отметить работу в сфере национального законодательства. Здесь выделяются две задачи. Первая, более общая, имеющая определяющее значение для национальной электронной коммерции в целом, — юридическое обеспечение электронного документооборота и электронных платежей. Вторая, более частная, но не менее важная, — корректировка нормативно-правовой базы, обслуживающей собственно процедуры государственных закупок.
Создание системы электронных госзакупок — дело достаточно трудоемкое и долгое, нуждающееся в тщательном планировании, четком выделении отдельных этапов. В качестве первого такого этапа, реализация организация публикации в интернете извещений о конкурсах госзакупок и конкурсной документации которого приносила вполне ощутимую практическую пользу, повсюду была выбрана.
Преимущества приема по каналам интернета конкурсных заявок от поставщиков не столь очевидны. Кроме того, тут требуется более глубокая юридическая и алгоритмическая проработка. Поэтому интернет-заявки откладываются обычно на последующие этапы.
В каждой из стран-лидеров был открыт национальный сервер госторгов, что позволило консолидировать всю относящуюся к госзакупкам информацию: от регламентирующих нормативно-правовых актов и обзоров рынка до конкретных извещений о конкурсах и сведений о госзакупщиках и поставщиках.
В то же время, несмотря на отмеченные общие черты, ни одна из стран-лидеров не пошла по пути заимствования. Были созданы самостоятельные национальные системы электронных госзакупок, во многом отличающиеся и в плане алгоритмов, и в плане общего дизайна. Причина здесь, по-видимому, прежде всего в специфике национальных законодательств в области госзакупок, а также в нежелании делать весьма существенный компонент национальной экономики зависимым от внешних факторов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 382.