Подходы к сегментации электронного рынка
Двумя крупнейшими секторами электронного рынка являются сектора В2В и В2С. Приведем основные различия между ними по выделенными критериям. (табл.)
Таблица – Различия между секторами В2В и В2С
Критерии | В2В | В2С |
Средняя сумма покупки | 50000-75000 долл. | 50-100 долл. |
Цены и способы покупки | · Договорные · По долгосрочным контрактам · Аукционные · По каталогам | · В основном по каталогам · Фиксированные · Некоторая часть - аукционы |
Оплата | Кредитные карты Банковские переводы (электронные переводы) | Кредитные карты |
Лицо, принимающее решение | Уполномоченная структура в организации | Индивидуальное решение, иногда при участии членов семьи |
Основные критерии | Стоимость Ценность Поставка Качество Сопровождение | Марка Информация «из уст в уста» Реклама, цена |
Выполнение заказа, доставка | Критически важно: график поставки должен быть согласован | Возможно ожидание, время не так важно |
По своему объему и значению сектор В2В намного превосходит В2С.
В самом простом виде электронный рынок В2В создает потребительскую ценность, обеспечивая необходимую рынку информацию, объединяя покупателей и продавцов в критическую массу, обеспечивающую снижение затрат на совершение сделок и увеличивая скорость бизнес-операций.
Весь электронный рынок В2В можно сегментировать следующим образом:
· горизонтальные рынки В2В предоставляют услуги и технологии, применимые в разных отраслях (финансовые и юридические услуги, реклама в СМИ и др.);
· вертикальные рынки В2В обеспечивают решение проблем внутри одной отрасли, т.е. продукты очень специализированы и их использование ограничено конкретной отраслью.
Другим подходом к сегментации электронного рынка В2В является его деление на открытые и закрытые рынки.
Закрытые рынки контролируются одним или группой участников в целях достижения экономии на масштабе и улучшения управления цепями снабжения. Участник такого рынка может быть как продавцом, так и покупателем. Примером закрытого рынка служит рынок, когда покупатель или группа покупателей договаривается о ценах с группой продавцов (рис.).
Покупатель |
МЕНЕДЖЕР |
Поставщик |
Поставщик |
Поставщик |
Поставщик |
Рисунок. Схема закрытого электронного рынка В2В, действующего по статичной модели
Электронный рынок этого типа является частной закупочной сетью на основе Интернета. Выгоды имеют все его участники: покупатели получают скидки, продавцы снижают затраты на сбыт и маркетинг и имеют гарантированные заказы. Ценообразование на таких рынках статичное.
Другой тип закрытого рынка (рис.) использует более динамичную модель ценообразования. Это электронный форум, на котором покупатели осуществляют свои запросы и ожидают предложении от нескольких поставщиков.
Поставщик |
МЕНЕДЖЕР |
Покупатель |
Покупатель |
Покупатель |
Покупатель |
Рисунок. Схема закрытого электронного рынка В2В, действующего по динамичной модели
Примерами таких рынков являются созданные платформы крупных автомобильных компаний Ford, General Motors.
Открытые рынки являются равноправными, на них сосредоточены многочисленные покупатели и продавцы. Такой рынок открыт для всех желающих и не требует приглашения. Одна из наиболее интересных моделей открытого рынка формируется при использовании динамичного ценообразования. В отличие от закрытого рынка, использующего модель либо проталкивания, либо вытягивания (аукцион или обратный аукцион), открытые рынки при наличии критической массы участников применяют модель электронной биржи, работающей в реальном времени по типу рынка Nasdaq.
Рассмотренные принципы сегментации с учетом ценообразования показаны на рис.
· Односторонний рынок · Участие по договоренности · Аукцион или обратный аукцион · Электронная сеть снабжения |
· Сбалансированный рынок · Открытый всем участникам · Пользователи выбираются рынком · Модель электронной биржи |
· Односторонний рынок · Участие по договоренности · Договорное ценообразование · Электронные закупки |
· Сбалансированный рынок · Открытый всем участникам · Ценообразование по модели прейскуранта · Мелкие электронные магазины |
Фиксированное ценообразование |
Динамичное ценообразование |
Рисунок. Сегментация рынков В2В с учетом ценообразования
Дата: 2019-04-23, просмотров: 325.