Прием заявок и завершение конкурса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В электронном конкурсе конкурсные заявки, как и остальные документы, составляются в электронной форме и передаются по каналам интернета. Официальный сайт госзакупок непосредственно вслед за публикацией конкурсной документации открывает процесс приема заявок на участие в объявленном конкурсе.

Заинтересовавшийся конкурсом поставщик знакомится с размещенной в интернете конкурсной документацией, заполняет шаблон конкурсной заявки и передает сформированную заявку на сервер госзакупок. Сервер проверяет, не истек ли указанный в конкурсной документации срок подачи заявок, и высылает поставщику либо сообщение, объясняющее причину отклонения заявки, либо квитанцию, подтверждающую принятие заявки для участия в конкурсе. В последнем случае сервер, кроме того, высылает организатору конкурса уведомление о поступлении очередной заявки.

Чтобы придать электронной конкурсной заявке юридическую силу, поставщик должен ее подписать. Для этого служит электронная цифровая подпись (ЭЦП). К сожалению, аппарат ЭЦП пока не получил в нашей стране должного развития и поддержки.

С помощью независимого сервера неплохо реализуется процедура "вскрытия конвертов". Напомним, что согласно действующему законодательству поступившие на конкурс конверты с конкурсными заявками запрещено вскрывать до объявленного в конкурсной документации момента публичного вскрытия заявок. В электронном конкурсе конвертов нет, но требование соблюдения конфиденциальности, разумеется, остается в силе: никто не вправе узнать содержимое электронных заявок до момента вскрытия.

Если заявки по электронной почте или по другому каналу интернета передаются непосредственно госзаказчику, то возможность обеспечения временной недоступности содержащейся в заявке информации вызывает у участников конкурса вполне понятные сомнения. Заметно убедительнее предложить поставщикам шифровать свои заявки открытым ключом госзаказчика, но направлять их не сразу госзаказчику, а сначала на официальный сервер госзакупок (рис.). Сервер помещает приходящие заявки в недоступное извне защищенное хранилище и держит их там до момента вскрытия заявок, указанного в конкурсной документации. Вскрытие заявок реализуется как предоставление конкурсной комиссии доступа к зашифрованным заявкам. Конфиденциальность обеспечена: персонал сервера не может узнать содержимое заявок, так как не владеет закрытым ключом госзаказчика и, следовательно, не способен их расшифровать, а госзаказчик не может прочитать заявки раньше времени, так как не имеет доступа к защищенному хранилищу сервера.

 

Рисунок. Прохождение конкурсных заявок

 

По завершении вскрытия заявок сервер госзакупок "оглашает" (т. е. публикует в интернете и рассылает по электронным адресам участников конкурса) всю ту информацию о составе участников конкурса, предоставление которой предусмотрено действующим законодательством. Помимо заключительного оглашения состава участников, можно организовать и прямую интернет-трансляцию процедуры вскрытия заявок в видео и/или в текстовом режиме.

Для организации широковещательной прямой видеотрансляции вполне достаточно бытовой видеокамеры среднего класса и интернет-канала средней пропускной способности. Объектив видеокамеры направляется на рабочий стол конкурсной комиссии, видеосигнал передается на сервер, а оттуда рассылается на компьютеры участников конкурса.

Текстовый режим предполагает, что секретарь конкурсной комиссии непосредственно по ходу вскрытия заявок ведет протокол. Как только в протоколе появляется запись об очередном участнике конкурса, она тут же передается по каналам интернета на сервер и далее к участникам конкурса.

Благодаря прямой трансляции участники конкурса получают возможность, не приезжая на заседание конкурсной комиссии, тем не менее "вживую" наблюдать за процедурой вскрытия заявок на экране своего компьютера. Вместе с тем ничто не мешает участникам конкурса по старинке лично прибыть на заседание комиссии и непосредственно наблюдать, как с головного сервера считываются тексты поступивших заявок.

Впрочем, если в "бумажном" конкурсе законодательно закрепленное требование публичности вскрытия заявок представляется весьма органичным, то при электронных отношениях публичность вскрытия во многом теряет смысл. Воочию убедиться в том, что его электронную заявку никто не прочитал раньше времени, прибывший на вскрытие конкурсант не сможет. Протокол вскрытия практически одновременно появляется и у конкурсной комиссии, и в интернете, так что эффект присутствия в равной мере реализуется как на заседании комиссии, так и у компьютера на рабочем месте конкурсанта. Наконец, большинство претензий к проведению процедуры вскрытия должно теперь адресоваться не конкурсной комиссии, а официальному сайту, который в свое время выслал конкурсанту квитанцию о приеме его заявки. Таким образом, похоже, отпали все причины, из-за которых конкурсанту имело смысл ехать на заседание комиссии.

Заявки вскрыты, и конкурсная комиссия приступает к работе. Заметным подспорьем для нее станут сводные таблицы параметров поступивших заявок, автоматическое формирование которых стало возможным благодаря применению техники шаблонов.

Так или иначе, в результате работы конкурсной комиссии определяется победитель конкурса. В соответствии с действующим законодательством информация о победителе должна быть опубликована. Конкурсная комиссия размещает на официальном сайте итоговый протокол конкурса, а сайт, в свою очередь, рассылает сообщение о появлении итогового протокола подписчикам новостей конкурса по электронной почте.

Определив победителя конкурса, госзаказчик заключает с ним контракт и затем контролирует выполнение заключенного контракта. На этом последнем этапе также можно ставить вопрос о компьютерной поддержке, однако рассматривать его мы не будем, поскольку специфика госзакупок тут несущественна.

 

Электронный аукцион

 

Закон 94-ФЗ ввел новый для российских госзакупок способ размещения заказа — аукцион, а также задал определенные рамки для проведения аукциона в электронной форме. Остановимся на некоторых процедурных особенностях электронного аукциона.

Прежде всего, при подготовке электронного аукциона необходимо предусмотреть возможность электронной подписки на новости аукциона. Подписка дает в руки госзаказчика канал для оперативной связи с участниками аукциона. В частности, если после размещения извещения об аукционе будет обнаружена какая-либо неточность в тексте извещения, госзаказчик может смело редактировать этот текст. Ведь благодаря проведенной подписке заказчик уверен в том, что подписанные на рассылку новостей участники аукциона сразу же получат электронные письма с сообщением о внесенных исправлениях. Как и в случае конкурса, организацию подписки на новости аукциона должен взять на себя официальный сайт госзакупок.

Конкретные электронные аукционные процедуры прописаны в законе недостаточно подробно, что дает простор для различных их реализаций. Таких реализаций, вообще говоря, может появиться несколько тысяч, поскольку каждому госзаказчику предоставлено право выбора конкретной реализации (статья 41, часть 5). Государственному заказчику тут можно только посочувствовать, так как согласно закону он обязан обеспечить надежность выбранной реализации. Как найти добротную реализацию, как обеспечить искомую надежность, — закон не поясняет, да и вряд ли тут можно дать какие-либо разумные рекомендации. Здравый смысл подсказывает, что выбором программной реализации аукционных процедур должен был заниматься общероссийский официальный сайт, а вовсе не госзаказчик. Но с законом не поспоришь...

Единственный положительный момент в данном положении закона заключен в том, что в результате, возможно, мы станем свидетелями конкуренции между несколькими реализациями электронного аукциона. А эта конкуренция должна рано или поздно привести к удобному для всех и надежному набору электронных аукционных процедур.

Нельзя не упомянуть очевидный просчет законодателя, не предусмотревшего для электронной версии ограничений на шаг аукциона. Тем самым заторговавшийся участник электронного аукциона получил возможность в полном соответствии с положениями 94-ФЗ ловко уйти от подписания контракта. Для этого ему достаточно написать небольшую программу, которая будет каждые полчаса сбрасывать с цены контракта по одной копейке, — в результате аукцион затянется на сотни лет.

 

Запрос котировок

Еще один способ размещения государственного заказа, предусмотренный законом 94-ФЗ, — запрос котировок. В части 1 статьи 42 этого закона записано "Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта". Запрос котировок — единственный способ размещения заказа, где законодатель решился полностью довериться интернету, отказавшись от использования бумажных средств оповещения.

Процедуры запроса котировок скоротечны, от момента размещения извещения до истечения срока подачи котировочных заявок может пройти всего четыре рабочих дня, и поэтому особую актуальность приобретает уже не раз упоминавшийся здесь аппарат электронной подписки на рассылку новостей. О проведении запроса котировок можно узнать только по каналам интернета, и эти же каналы (в данном случае, аппарат электронной почты) имеет смысл задействовать для оперативной передачи сообщений от заказчика к участникам.

Если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна заявка, срок подачи заявок продлевается на четыре рабочих дня, при этом госзаказчик, обязан направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. Здесь известные сложности вызывает оформление отчетности. В отчетных документах должны быть предусмотрены средства убеждения контролирующей организации в том, что госзаказчик действительно разослал предписанный действующим законодательством минимум запросов. Поэтому производить рассылку запросов имеет смысл не непосредственно по электронным адресам отобранных поставщиков, а через официальный сайт госзакупок. Сайт протоколирует проведенные рассылки и тем самым накапливает объективные материалы для последующих проверок.

Для осуществления рассылки госзаказчик заполняет электронную форму, где указывает электронный адрес поставщика, наименование поставщика, источник, из которого был получен электронный адрес поставщика, и, разумеется, само письмо с запросом.

В качестве источника получения электронного адреса поставщика, как правило, указываются различные торговые площадки типа price.ru (поставки компьютерного оборудования). Указание источника позволяет при проверке удостовериться в добросовестности госзаказчика. Помимо этого, на официальном сайте можно публиковать реестр наиболее часто указываемых источников, помогая тем самым проведению последующих запросов котировок.

Рассылаемые электронные письма снабжаются электронной цифровой подписью сайта, приобретая необходимый им официальный статус. В условиях, когда подавляющее большинство российских госзакупщиков не имеет собственной электронной подписи, такая возможность представляется весьма полезной.

Кроме того, проведение рассылки запросов через сервер может послужить действенным механизмом накопления информации о поставщиках. В самом деле, если сервер в дополнение к рассылке запроса от госзаказчика попросит поставщика сообщить ему ряд сведений о себе, заполнив прилагаемую к письму форму, то из таких сведений будет постепенно формироваться чрезвычайно полезная для госзаказчиков база данных о поставщиках. Затем сервер может предложить госзаказчику сообщить ему о проведенных закупках. Эти сведения также заносятся в базу данных, позволяя последующим госзаказчикам составить мнение о возможностях и надежности отдельных поставщиков.   

Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.