Проекты электронных госзакупок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Первый крупный федеральный проект электронных государственных закупок стартовал весной 2001 года. По заданию Министерства промышленности, науки и технологий РФ к созданию отечественной системы электронных торгов для государственных нужд приступили три организации: Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития России, Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации и Институт прикладной математики им.М.В.Келдыша РАН (ИПМ).

В 2002 г. была принята программа "Электронная Россия", в рамках которой три министерства — Минпромнауки, Минэкономразвития и Минсвязи — объявили конкурсы на проведение работ по тематике электронных госзакупок.

Конкурс Минпромнауки выиграли упомянутые выше три организации, которые продолжили работу над своим проектом. Одним из результатов этого проекта стала созданная в ИПМ система goszakupki.ru.

Минэкономразвития объявило два конкурса. Первый из них, по обслуживанию электронных государственных закупок федерального уровня, выиграла фирма Компьюлинк. Эта фирма разрабатывает портал электронных госзакупок zakupki.gov.ru, который 20 февраля 2006 г. Распоряжением Правительства РФ № 229-р был объявлен официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов. Второй конкурс Минэкономразвития, по обслуживанию региональных госзакупок, выиграла фирма Парус. Конкурс Минсвязи выиграли фирма Когнитивные технологии и Институт системного анализа РАН.

Множество проектов электронных госзакупок реализуется в регионах как с участием упомянутых фирм, так и самостоятельно. Заметные результаты получены в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Чувашии, Белгороде, Казани и др.

Наряду с сайтами, занятыми непосредственным обслуживанием конкретных конкурсов госзакупок, в интернете открыт ряд сайтов, собирающих различные материалы по данной тематике. В частности, очень неплохо представлена российская нормативно-правовая база государственных закупок. Располагающему выходом в интернет участнику торгов нет необходимости накапливать у себя груды брошюр и юридических справочников: к его услугам библиотеки сайтов

•  "ИНФОГОЗ" (infogoz.vimi.ru),

• "Государственный заказ" (www.statetenders.ru),

• "Государственный заказ Санкт-Петербурга" (www.gz-spb.ru),

• Института госзакупок (igz.ru),

• и др.   

 

Электронные конкурсные процедуры

Состояние дел и проблемы

 

Сложившаяся в настоящее время в России система госзакупок в известной мере отвечает требованиям рыночной экономики. Крупные закупки производятся, как правило, посредством объявления открытого конкурса поставщиков.

Российское законодательство до недавнего времени предполагало, что все процедуры проведения конкурса опираются исключительно на "бумажные" отношения между заказчиком и участниками. Тем не менее, благодаря сайтам бумажных изданий и другим проектам (см. разд. 2.4, 2.5), значительный сектор госзакупок фактически давно переместился в электронную сферу. Дополнительный импульс этому движению придало Постановление Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г. Вступивший в силу 1 января 2006 г. Федеральный закон Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" окончательно закрепил роль интернета как одного из основных каналов взаимодействия между участниками размещения заказа и заказчиком.

Вместе с тем, для полновесного перехода к электронным государственным закупкам предстоит приложить еще немало усилий. Требуется систематически переосмыслить под новым углом зрения все аспекты конкурсных закупок: скорректировать действующее законодательство, принять ряд организационных мер, а также спроектировать и реализовать средства программной поддержки.

 

Общероссийский сайт

Важнейший девиз торгов для государственных нужд — открытость. Этот девиз однозначно диктует нам, что в качестве основной связующей среды для проведения электронных закупок надлежит выбрать интернет — среду, обеспечивающую всем и каждому доступ к размещаемой в ней информации.

Следующий вопрос — где именно следует размещать материалы госзакупок в интернете? На первый взгляд, тут возможны два решения: либо на сайте госзаказчика, либо централизованно, на едином для всех официальном сайте российских госзакупок. При более тщательном рассмотрении оказывается, что единый сайт заметно предпочтительнее.

Прежде всего, единый сайт способствует консолидации российского экономического пространства. Сюда стекаются сведения обо всех проходящих в стране конкурсах госзакупок. Здесь эти сведения систематизируются, что позволяет посетившему сайт поставщику использовать разнообразные механизмы поиска: классификаторы, ключевые слова, контекстный поиск и т. д. Придя на сайт, можно попросить, например: "Показать все открытые в настоящий момент конкурсы на поставку товара Т в регион Р".

Поставщик, ищущий пути сбыта своей продукции, на общероссийском сайте сразу увидит общую картину государственных закупок данного товара по стране в целом. Если же разнести информацию о конкурсах по отдельным сайтам госзаказчиков, то чтобы сформировать такую картину, поставщику придется долго искать и перелопачивать многочисленные web-страницы. Кроме того, госзакупочная информация на этих страницах будет, скорее всего, представлена в различных форматах и, вероятно, вытеснена на периферию сайта.

Кроме того, далеко не каждому госзаказчику по силам создание и поддержка собственного сайта, не говоря уже о выводе сайта на тот уровень обслуживания конкурса, который способен обеспечить специализированный официальный сайт. Здесь требуются заметные материальные вложения, а также привлечение дефицитных специалистов, имеющих опыт размещения информации в интернете. Напротив, как будет видно из дальнейшего изложения, для проведения электронного конкурса на базе специализированного сайта госзакупок госзаказчику не нужно ничего кроме владения простейшими навыками работы на компьютере.

Наконец, при возникновении коллизий между заказчиком и участником конкурса официальный сайт госзакупок может выступить в роли независимого и весьма информированного арбитра. Сайт должен вести общедоступный протокол изменений, вносимых в опубликованную конкурсную документацию. Автоматически формируемый протокол изменений, в частности, не позволит госзаказчику, подправившему документацию, по забывчивости или злонамеренно не проинформировать об этом участников размещения заказа.

Список преимуществ специализированного сайта можно легко продолжить. Однако приведенных выше соображений достаточно, чтобы утверждать: общероссийский официальный сайт — наиболее перспективный инструмент обслуживания электронного конкурса.

В то же время публикация информации о конкурсе на собственном сайте госзаказчика может быть оправдана, если она выполняется в дополнение, а не вместо обслуживания конкурса официальным сайтом. Посетитель сайта госзаказчика в этом случае получает возможность тут же, "не сходя с места", познакомиться и с госзакупочной ветвью его деятельности. Технически организовать такое дублирование информации о конкурсе несложно, но здесь, однако, не следует забывать о поддержании целостности информации, размещаемой в интернете: изменения в конкурсные документы должны вноситься одновременно и на официальном сайте, и на собственном сайте госзаказчика.

Интересным дополнением к официальному общероссийскому сайту госзакупок могут служить региональные или ведомственные сайты госзакупок, а также соответствующие разделы на сайтах региональных администраций или ведомств.

Должен ли общероссийский сайт госзакупок быть единственным? К единственности, по-видимому, следует стремиться в перспективе. Но на первых порах имело бы смысл допустить сосуществование нескольких общероссийских официальных сайтов, в результате конкуренции которых удалось бы быстро отшлифовать основные организационные и алгоритмические решения.

К сожалению, в законе 94-ФЗ приведенные выше соображения учтены не были. Закон, с одной стороны, предписывает создание тысяч официальных сайтов, а с другой стороны, никакой конкуренции между этими сайтами не предусматривает: все официальные сайты являются монополистами.

 

Подготовка и публикация конкурсной документации

 

Проведение конкурса начинается с составления извещения о конкурсе и конкурсной документации.

Извещение о конкурсе имеет относительно устоявшуюся структуру, что позволяет разработать для него электронный шаблон. Электронный шаблон размещается на сайте госзакупок и предъявляется госзаказчику всякий раз, когда он объявляет новый конкурс. Заполняя шаблон извещения, заказчик конкретизирует основные параметры объявляемого конкурса (их около тридцати). Шаблон не даст упустить из виду какой-либо из важных параметров. Кроме того, применение единого шаблона позволяет выдержать извещения о различных конкурсах в одном и том же стиле, что заметно облегчает восприятие этих данных поставщиками. Наконец, электронный шаблон способствует органичному включению сведений о конкурсе в базу данных конкурсов, а это создает предпосылки для автоматического обслуживания конкурса сайтом госзакупок.

Тексты остальных компонентов конкурсной документации в настоящее время варьируются достаточно широко, поэтому ставить вопрос о внедрении электронных шаблонов, задающих состав или структуру конкурсных документов, по-видимому, преждевременно. Единственное ограничение, которое, возможно, потребуется здесь ввести, — применение единого фиксированного формата при подготовке всех конкурсных документов. В качестве такого формата имеет смысл принять формат редактора MS Word — стандарт де-факто российского делопроизводства. Впрочем, возможны и другие решения. Так, в системе электронных госзакупок Германии в качестве единого стандарта утвержден формат pdf. В то же время официальный российский сайт zakupki.gov.ru не накладывает никаких ограничений на формат конкурсных документов.

Наряду с документами, регламентирующими процедуру конкурса, в комплект подготавливаемой документации входит форма конкурсной заявки, которую в свою очередь имеет смысл представить (целиком или частично) в виде электронного шаблона, предназначенного для заполнения поставщиком. Все преимущества шаблона, перечисленные выше применительно к извещению о конкурсе, в равной мере относятся и к шаблону заявки. Помимо этого, применение электронного шаблона заявки открывает возможность автоматической систематизации всего пакета полученных заявок, что впоследствии заметно облегчит деятельность конкурсной комиссии по определению победителя.

Каким образом информация о новом конкурсе доходит до поставщика? Прежде всего, извещение о конкурсе и конкурсная документация передаются по каналам интернета от заказчика на официальный сайт госзакупок, публикуются там и тем самым становятся доступными для всех пользователей всемирной сети. Вместе с тем, интернет-публикация не отменяет обращения к традиционным средствам массовой информации. Параллельные "бумажные" публикации вполне допустимы и даже желательны (рис.). Однако в электронном конкурсе интернет-публикация становится главенствующей, поэтому в каждой бумажной публикации должна теперь указываться ссылка (URL) на извещение в интернете.

 

Рисунок. Оповещение о конкурсе

Информация идет к поставщику и другими путями. Он имеет возможность подписаться на тематическую рассылку извещений об объявляемых на официальном сайте конкурсах интересующей его категории и тем самым регулярно получать всю нужную ему информацию по электронной почте. Кроме того, официальный сайт ведет базу данных поставщиков, где отражены их возможности и интересы. Благодаря такой базе госзаказчик, публикуя на сайте извещение о конкурсе, может дополнительно разослать адресные приглашения наиболее перспективным поставщикам (см. предыдущий рис.).

 

Рассылка новостей конкурса

 

Итак, пусть сработал один из перечисленных каналов, и потенциальный участник получил извещение о конкурсе и конкурсную документацию. Дальнейшее взаимодействие между поставщиком и заказчиком также строится на базе интернета.

Запросы на разъяснение конкурсной документации участники конкурса направляют по электронной почте или же посредством заполнения запросной формы на сайте госзакупок. Запросы не адресуются непосредственно заказчику, а всегда проходят через сервер. Сервер отправит по электронной почте участнику конкурса квитанцию о приеме его запроса, а сам запрос перешлет в конкурсную комиссию. Далее сервер проследит, чтобы конкурсная комиссия уложилась в отведенный срок ответа на поступивший запрос.

Закон 94-ФЗ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не предусматривает рассылку такого ответа всем участникам размещения заказа, однако, к счастью, и не запрещает это делать. Поскольку технически серверу по сути безразлично, отправить письмо одному или всем участникам, он, разумеется, разошлет письма всем, избавив их от необходимости регулярно осматривать web-страницу конкурса в надежде обнаружить очередные размещенные там разъяснения.

Сервер ведет список рассылки новостей конкурса, куда может включить себя любой пользователь интернета, заинтересовавшийся данным конкурсом госзакупок. Участник конкурса, получивший конкурсную документацию из интернета, обязан включить себя в список рассылки, так как иначе к нему не попадет предусмотренная действующим законодательством оперативная информация. Обязательность подписки имеет смысл закрепить в конкурсной документации, потребовав от такого участника указать в конкурсной заявке выданный ему сервером номер квитанции подписки на новости конкурса.

Ответы на запросы по разъяснению конкурсной документации рассылаются всем подписчикам новостей конкурса. Этот же список рассылки используется для оповещения участников конкурса о произведенных заказчиком изменениях в конкурсной документации, о размещении на сайте конкурса протоколов конкурсной комиссии и о других подобных событиях.

Весь документооборот конкурса, проходящий через сервер госзакупок, подробно протоколируется. Это позволяет в случае возникновения разногласий предъявить заинтересованным сторонам исчерпывающие объективные протоколы состоявшихся контактов между организатором и участниками конкурса.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.