Укрепление налоговой дисциплины подразумевает комплекс мероприятий не только внутри страны. Международные отношения характеризуются обращением между странами огромных финансовых средств, которые часто выводятся из-под налогообложения незаконным путём, что подрывает экономическую безопасность страны. Этому способствуют слабая взаимная координация компетентных органов стран, зачастую нежелание их тесно сотрудничать, недостаточная проработанность актов международного сотрудничества по отношению к национальному законодательству, а также коллизии в самом законодательства страны и др.
Сотрудничество государств в любой области, и тем более в правоохранительной, должно осуществляться при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм, в первую очередь общепризнанных принципов международного права.
При осуществлении взаимодействия в правоохранительной сфере используются две основные правовые формы:
1) договорно-правовая, или конвенционная (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере);
2) институционная (сотрудничество в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального характера — ООН, Интерпол, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ и др.).
Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет в пределах своей компетенции обязательства Российской Федерации по международным договорам в области борьбы с преступностью (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г, № 110-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). В настоящее время разработана Концепция совершенствования международного взаимодействия Департамента экономической безопасности МВД России, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
В последние годы международно-правовая база, регулирующая взаимодействие с другими государствами и включающая несколько сотен международных договоров различного уровня (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) динамично развивается и охватывает различные направления деятельности МВД России, среди которых: борьба с экономическими преступлениями, отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, и др.
Россия является участником свыше 20 универсальных договоров, заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений, в которых содержатся обязательства государств сотрудничать в вопросах выдачи преступников и оказания помощи в борьбе с указанными в них преступными деяниями.
В настоящее время идет интенсивный процесс присоединения России к конвенциям Совета Европы, позволяющим значительно расширить взаимодействие России с другими европейскими государствами в сфере борьбы с преступностью, увеличить возможности оптимизации деятельности правоохранительных органов.[16]
В качестве основы для сотрудничества в рамках СНГ следует отметить многосторонние межгосударственные и межправительственные соглашения, в частности: о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики; о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности и о сотрудничестве в борьбе с преступностью; о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств — участников СНГ и о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.
В рамках Содружества Независимых Государств МВД России выполняет обязательства по 16 многосторонним межведомственным соглашениям. Со всеми участниками СНГ и странами Балтии заключены двусторонние соглашения о полицейском сотрудничестве, а также о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (Азербайджан, Беларусь и Казахстан).
Заключение соглашений указанной категории осуществляется на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 653.
Ведущая роль отведена МВД России в реализации межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимодействие осуществляют все правоохранительные органы России с правоохранительными структурами государств-партнеров. Основное содержание таких многосторонних договоров составляют обязательства государств-участников признать указанные в них действия преступными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними. Россией заключены двусторонние соглашения о борьбе с преступностью рамочного характера с Финляндией, Швецией, США, Узбекистаном, Венгрией, Египтом, Великобританией, Норвегией, Ирландией, Испанией, а также многосторонние — в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества и СНГ. Письменные договоренности с зарубежными партнерами более детально определяют механизмы взаимодействия на основе уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений (например, протоколы о взаимодействии, меморандумы и др.). Подобного рода договоренностей, заключенных на различных уровнях системы МВД России, в настоящее время насчитывается свыше 150.[17]
Сотрудничество в рамках международных организаций: одной из таких организаций является международная организация уголовной полиции (Интерпол), в состав которой входит и Российская Федерация. НЦБ Интерпола в России является подразделением криминальной милиции, одна из основных задач которого — организация международного розыска преступников. В настоящее время они действуют более чем в 60 МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
МВД России участвует в мероприятиях в рамках Группы личных представителей глав правительств стран — участниц Совета государств Балтийского моря по сотрудничеству в борьбе с международной преступностью. Представители МВД России уже участвуют в мероприятиях по линии международных организаций. Так, МВД России предпринимались конкретные шаги по налаживанию сотрудничества с правоохранительными органами стран СНГ.
Возрастает объем работы по обеспечению сотрудничества с Европейским союзом в правоохранительной области в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами с другой стороны.
Особое место в решении проблем взаимодействия на многосторонней основе занимает орган отраслевого сотрудничества - Координационный совет руководителей органов налоговых расследований государств - участников СНГ (КСОНР).
Целесообразность взаимодействия органов обеспечения экономической безопасности МВД России с КСОНР обусловлена тем обстоятельством, что сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства позволяют вступать в непосредственный контакт с компетентными органами других государств, получать от них оперативную информацию до возбуждения уголовного дела и принимать процессуальные решения. [18]
Анализ состояния взаимодействия МВД России с компетентными органами зарубежных стран свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем, оказывающих негативное влияние на конечные результаты борьбы с преступностью.
Актуальной проблемой являются особенности национального законодательства, регулирующего уголовно-правовые основы обеспечения экономической безопасности. Подходы к формулированию правовых запретов относительно налоговых преступлений в законодательствах зарубежных стран существенно различаются, а в ряде стран понятие «налоговое уклонение» на законодательном уровне не раскрывается. В законодательстве целого ряда государств (Великобритания, Италия, Германия, Канада, Китай, США, Финляндия, Франция и др.) уклонение от уплаты налогов определяется как «невыполнение обязанности быть честным», обман или налоговое мошенничество. Поскольку в некоторых странах не существует понятия «налоговое преступление», включение в предмет соглашения понятия «нарушения налогового законодательства» позволяло сотрудничать с компетентными органами таких государств.
Упраздненной ФСНП России было заключено 10 межведомственных соглашений, регламентирующих вопросы международного сотрудничества в сфере борьбы с налоговыми и другими экономическими преступлениями. Однако ФСНП России являлась единственным компетентным органом в сфере соглашений о сотрудничестве и обмене информацией в данной области, а также по заключенным ею межведомственным соглашениям. После её упразднения выявление и раскрытие налоговых преступлений возложено на ОВД. Теперь все существующие международные соглашения об обмене информацией о нарушениях налогового законодательства придется либо перезаключать, либо вносить изменения. МВД не является пока компетентным органом в сфере аналогичных соглашений, позволяющих получать оперативно значимую информацию до возбуждения уголовного дела, и это в определенной степени отражается на эффективности выявления и раскрытия дел. На данном этапе возможен обмен информацией на основе соглашений о борьбе с преступностью, по которым МВД России входит в состав компетентных органов.
Опыт ФСНП России, накопленный в процессе практической реализации, позволил выявить ряд недостатков указанных соглашений, связанных с тем, что между службами иностранных государств, уполномоченных обеспечивать экономическую безопасность, существуют определенные различия, обусловленные характером их деятельности, основными функциями и полномочиями, затрудняющие выработку механизма взаимодействия.
Сложившееся на данный момент положение обусловлено следующими причинами: подход к решению проблем взаимодействия по-прежнему имеет узко ведомственный характер; в национальных налоговых законодательствах стран отсутствует положение о предоставлении в налоговые органы зарубежных стран сведений о финансовых сделках их граждан; в соглашениях нет механизма заинтересованности и ответственности сторон при непредставлении соответствующей информации.
С целью разработки механизмов взаимодействия с компетентными органами зарубежных стран предпринимались попытки исследовать национальное правовое регулирование, выявить значимые для обеспечения экономической безопасности институты, отдельные нормы права и провести их идентификации. Однако эти работы носили обзорный характер, были лишены функциональной систематизации, что не позволяло использовать их как базу для разработки механизма сотрудничества.
Европейский опыт показывает, что перед подписанием и введением в силу договоренностей между государствами проводится сложнейшая работа по унификации национального законодательства, приведению его в соответствие с требованиями единого европейского пространства. В нашей межгосударственной практике нередко не только договоры и соглашения не подкрепляются достаточной нормативной базой, но и порой слабо прописываются механизмы их реализации. Поэтому необходимо преодолевать различия, которые препятствуют сближению и сходному правовому регулированию мероприятий, противостоящих преступности.
Проведение инвентаризации и оценки существующей международно-правовой базы взаимодействия в борьбе с преступлениями экономической направленности и обеспечения экономической безопасности должно проводиться путем группировки стран, в соответствии с их законодательством.
Обобщение нормативно-правовой базы, определяющей компетенцию органов обеспечения экономической безопасности зарубежных государств, следует проводить путем сопоставления полномочий компетентных органов по следующим критериям: перечень задач; характер и объем полномочий по реализации оперативно-розыскных мероприятий; возможности, предоставляемые заключенными с российской стороной соглашениями; особые сведения, которые следует учитывать в ходе взаимодействия.[19]
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.