Проблемы и возможные пути их решения

 

Укрепление налоговой дисциплины подразумевает комплекс мероприятий не только внутри страны. Международные отношения характеризуются обращением между странами огромных финансовых средств, которые часто выводятся из-под налогообложения незаконным путём, что подрывает экономическую безопасность страны. Этому способствуют слабая взаимная координация компетентных органов стран, зачастую нежелание их тесно сотрудничать, недостаточная проработанность актов международного сотрудничества по отношению к национальному законодательству, а также коллизии в самом законодательства страны и др.

Сотрудничество государств в любой области, и тем более в пра­воохранительной, должно осуще­ствляться при точном и неуклон­ном соблюдении международно-правовых норм, в первую очередь общепризнанных принципов ме­ждународного права.

При осуществлении взаимо­действия в правоохранительной сфере используются две основ­ные правовые формы:

1) договорно-правовая, или конвенционная (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в дан­ной сфере);

2) институционная (сотрудни­чество в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального характера — ООН, Интерпол, Совет Европы, Со­вет государств Балтийского мо­ря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Координационный совет руково­дителей органов налоговых (фи­нансовых) расследований госу­дарств — участников СНГ и др.).

Министерство внутренних дел Российской Федерации выполня­ет в пределах своей компетенции обязательства Российской Феде­рации по международным догово­рам в области борьбы с преступно­стью (п. 2 ст. 32 Федерального за­кона от 15 июля 1995 г, № 110-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»). В настоящее время разработа­на Концепция совершенствова­ния международного взаимодей­ствия Департамента экономиче­ской безопасности МВД России, подразделений по борьбе с эконо­мическими преступлениями и по налоговым преступлениям МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.

В последние годы международно-правовая база, регулирующая взаимодей­ствие с другими государствами и включающая несколько сотен ме­ждународных договоров различ­ного уровня (межгосударствен­ные, межправительственные и межведомственные) динамично разви­вается и охватывает различные направления деятельности МВД России, среди которых: борьба с экономическими преступления­ми, отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступ­ным путем, и др.

Россия является участником свыше 20 универсальных догово­ров, заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреж­дений, в которых содержатся обязательства государств сотруд­ничать в вопросах выдачи пре­ступников и оказания помощи в борьбе с указанными в них преступными деяниями.

В настоящее время идет интен­сивный процесс присоединения России к конвенциям Совета Ев­ропы, позволяющим значитель­но расширить взаимодействие России с други­ми европейскими государствами в сфере борьбы с преступностью, увеличить возможности оптими­зации деятельности правоохра­нительных органов.[16]

В качестве основы для сотруд­ничества в рамках СНГ следует отметить многосторонние меж­государственные и межправи­тельственные соглашения, в ча­стности: о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере эконо­мики; о сотрудничестве по пресече­нию правонарушений в области интеллектуальной собственности и о сотрудничестве в борьбе с пре­ступностью; о порядке пребывания и взаи­модействия сотрудников право­охранительных органов на терри­тории государств — участников СНГ и о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.

В рамках Содружества Неза­висимых Государств МВД Рос­сии выполняет обязательства по 16 многосторонним межведомст­венным соглашениям. Со всеми участниками СНГ и странами Балтии заклю­чены двусторонние соглашения о полицейском сотрудничест­ве, а также о со­трудничестве органов внутрен­них дел приграничных регионов (Азербайджан, Беларусь и Казахстан).

Заключение соглашений ука­занной категории осуществля­ется на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 653.

Ведущая роль отведена МВД России в реализации межправительственных соглашений о сотрудни­честве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимо­действие осуществляют все пра­воохранительные органы России с  правоохранительными структурами государств-парт­неров. Основное содержание та­ких многосторонних договоров составляют обязательства госу­дарств-участников признать ука­занные в них действия преступ­ными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ни­ми. Россией заключены двусторонние соглашения о борь­бе с преступностью рамочного ха­рактера с Финляндией, Швецией, США, Узбекистаном, Венгрией, Египтом, Вели­кобританией, Норвеги­ей, Ирландией, Испанией, а также мно­госторонние — в рамках Органи­зации Черноморского экономи­ческого сотрудничества и СНГ. Письменные договоренности с зарубежными партнерами более детально определяют механизмы взаимодействия на основе уже заключенных межправительст­венных и межведомственных со­глашений (например, протоколы о взаимодействии, меморандумы и др.). Подобного рода договорен­ностей, заключенных на различ­ных уровнях системы МВД Рос­сии, в настоящее время насчиты­вается свыше 150.[17]

Сотрудничество в рамках ме­ждународных организаций: од­ной из таких организаций явля­ется международная организа­ция уголовной полиции (Интер­пол), в состав которой входит и Российская Федерация. НЦБ Интерпола в России явля­ется подразделением криминаль­ной милиции, одна из основных за­дач которого — организация ме­ждународного розыска преступ­ников. В настоящее время они действуют более чем в 60 МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.

МВД России участвует в меро­приятиях в рамках Группы лич­ных представителей глав прави­тельств стран — участниц Совета государств Балтийского моря по сотрудничеству в борьбе с между­народной преступностью. Представители МВД Рос­сии уже участвуют в мероприя­тиях по линии международных организаций. Так, МВД России предпринимались конкретные шаги по налаживанию сотрудни­чества с правоохранительными органами стран СНГ.

Возрастает объем работы по обеспечению сотрудничества с Европейским союзом в право­охранительной области в рам­ках Соглашения о партнерст­ве и сотрудничестве ме­жду Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейски­ми сообществами с другой сторо­ны.

Особое место в решении про­блем взаимодействия на многосторонней основе занимает ор­ган отраслевого сотрудничест­ва - Координационный совет руководителей органов налого­вых расследова­ний государств - участников СНГ (КСОНР).

Целесообразность взаимодей­ствия органов обеспечения эко­номической безопасности МВД России с КСОНР обусловлена тем обстоятельством, что сотрудни­чество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства по­зволяют вступать в непосредст­венный контакт с компетентны­ми органами других государств, получать от них оперативную ин­формацию до возбуждения уго­ловного дела и принимать процес­суальные решения. [18]

Анализ состояния взаимо­действия МВД России с компе­тентными органами зарубежных стран свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем, ока­зывающих негативное влияние на конечные результаты борь­бы с преступностью.

Актуальной пробле­мой являются особенности на­ционального законодательства, регулирующего уголовно-право­вые основы обеспечения эконо­мической безопасности. Подходы к формулиро­ванию правовых за­претов относительно налоговых преступлений в законодатель­ствах зарубежных стран суще­ственно различаются, а в ряде стран понятие «налоговое укло­нение» на законода­тельном уровне не раскрывается. В законодательст­ве целого ряда государств (Вели­кобритания, Италия, Германия, Канада, Китай, США, Финлян­дия, Франция и др.) уклонение от уплаты налогов определяется как «невыполнение обязанности быть честным», обман или нало­говое мошенничество. Поскольку в некоторых странах не сущест­вует понятия «налоговое престу­пление», включение в предмет со­глашения понятия «нарушения налогового законодательства» позволяло сотрудничать с ком­петентными органами таких го­сударств.

Упраздненной ФСНП России было заключено 10 межведомст­венных соглашений, регламентирующих вопросы ме­ждународного сотрудничества в сфере борьбы с налоговыми и другими экономическими престу­плениями. Однако ФСНП России явля­лась единственным компетент­ным органом в сфере соглаше­ний о сотрудничестве и обмене информацией в данной области, а также по заключенным ею межведом­ственным соглашениям. После её упразднения выявление и раскрытие налого­вых преступлений возложено на ОВД. Те­перь все существующие международные соглашения об обмене информацией о нарушениях на­логового законодательства придется либо перезаключать, либо вносить изменения. МВД не является по­ка компетентным органом в сфе­ре аналогичных соглашений, по­зволяющих получать оператив­но значимую информацию до воз­буждения уголовного дела, и это в определенной степени отража­ется на эффективности выявле­ния и раскрытия дел. На данном этапе возможен обмен информацией на основе соглаше­ний о борьбе с преступностью, по которым МВД России входит в со­став компетентных органов.

Опыт ФСНП России, накоплен­ный в процессе практической реа­лизации, позволил выявить ряд недостатков указанных соглаше­ний, связанных с тем, что меж­ду службами иностранных госу­дарств, уполномоченных обеспе­чивать экономическую безопас­ность, существуют определенные различия, обусловленные харак­тером их деятельности, основны­ми функциями и полномочиями, затрудняющие выработку меха­низма взаимодействия.

Сложив­шееся на данный момент положение обусловлено следующими причинами: подход к решению проблем взаимодействия по-прежнему имеет уз­ко ведомственный характер; в национальных налоговых за­конодательствах стран отсутствует положение о предоставлении в налоговые ор­ганы зарубежных стран сведе­ний о финансовых сделках их граждан; в соглашениях нет механизма заинтересованности и ответст­венности сторон при непредстав­лении соответствующей инфор­мации.

С целью разработки механиз­мов взаимодействия с компе­тентными органами зарубежных стран предпринимались попытки исследовать национальное право­вое регулирование, выявить зна­чимые для обеспечения экономи­ческой безопасности институты, отдельные нормы права и про­вести их идентификации. Одна­ко эти работы носили обзорный характер, были лишены функ­циональной систематизации, что не позволяло использовать их как базу для разработки механизма сотрудничества.

Европейский опыт показыва­ет, что перед подписанием и вве­дением в силу договоренностей между государствами проводит­ся сложнейшая работа по унифи­кации национального законода­тельства, приведению его в соот­ветствие с требованиями единого европейского пространства. В на­шей межгосударственной прак­тике нередко не только договоры и соглашения не подкрепляют­ся достаточной нормативной ба­зой, но и порой слабо прописыва­ются механизмы их реализации. Поэтому необходимо преодоле­вать различия, которые пре­пятствуют сближению и сход­ному правовому регулированию мероприятий, противостоящих преступности.

Проведение инвентаризации и оценки существующей меж­дународно-правовой базы взаи­модействия в борьбе с преступ­лениями экономической направ­ленности и обеспечения эконо­мической безопасности должно проводиться путем группиров­ки стран, в соответствии с их законодательством.

Обобщение нормативно-пра­вовой базы, определяющей ком­петенцию органов обеспечения экономической безопасности за­рубежных государств, следует проводить путем сопоставления полномочий компетентных орга­нов по следующим критериям: перечень задач; характер и объем полномочий по реализации оперативно-розы­скных мероприятий; возможности, предоставляе­мые заключенными с российской стороной соглашениями; особые сведения, которые сле­дует учитывать в ходе взаимо­действия.[19]

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 12.