Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов

 

Как было сказано выше, налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, а ФСЭНП осуществляет проверочные мероприятия, оперативно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые преступления. При таком разделении функций зачастую требуется тесное взаимодействие указанных органов. Было бы не секретом сказать, что от уровня взаимодействия органов ФСЭНП и налоговых органов, зависит уровень налоговой дисциплины.

В целях организации взаимодействия между ОВД и налоговыми орга­нами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правона­рушений и преступлений были утверждены:

— Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок;

— Инструкция о порядке направления органами внутренних дел ма­териалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;

— Инструкция о порядке направления материалов налоговыми орга­нами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяю­щих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

 В статье 36 главы 6 Налогового Кодекса в редакции от 30.06.2003 г. законодатель счел целесо­образным в п. 1 указать только, что ОВД (в лице сотрудников оператив­ной службы по экономическим и налоговым преступлениям) по запросу налоговых органов вместе с налоговыми органами участвуют в выезд­ных налоговых проверках. Это подтверждено и нормой п. 33 ч. 1 ст. 11 Закона «О милиции».

Правовой основой для подобного предписания служит ст. 5 Закона о налоговых органах, согласно которой органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при испол­нении служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотрен­ных упомянутым Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению ими своих дол­жностных функций.[12]

Порядок организации и проведения налоговыми органами с участием ОВД выездных налоговых проверок, оформления и реализации их ре­зультатов регламентирует Инструкция о порядке взаимодействия орга­нов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок. В ней перечислены четыре основания, которые могут стать причиной привлечения налоговыми орга­нами сотрудников ОВД для проведения ВНП:

1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о воз­можных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, на­логовыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

2) назначение ВНП на основании материалов о нару­шениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК;

3) необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специа­листов для участия в проведении конкретных действий по осуществле­нию налогового контроля;

4) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной дея­тельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Включение в текст Инструкции закрытого перечня оснований для про­ведения совместных ВНП свидетельствует о том, что во всех иных ситу­ациях должностные лица налоговых органов не должны прибегать к по­мощи сотрудников ОВД.

Согласно Инструкции в запросе, который налоговые орга­ны направляют в ОВД, среди других обязательных реквизитов должны быть изложены обстоятельства, вызывающие необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в ВНП. На основа­нии имеющейся у налогового органа информации требуется заранее ука­зать характер и содержание предполагаемого нарушения законодатель­ства о налогах и сборах.

Ответ на запрос налогового органа ОВД направляют не позднее пяти дней со дня его поступления. В ответе должна содержаться информация о сотрудниках, назначенных для участия в ВНП, или мотивированный отказ от участия в ней.

Инструкция содержит закрытый перечень оснований для отказа ОВД от участия в ВНП по запросу налогового органа.

В Инструкции указано, что взаимодействие должностных лиц налого­вых органов и сотрудников ОВД при проведении ВНП не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рам­ках своей компетенции при одновременном обеспечении согласован­ности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Это зна­чит, что при проведении ВНП сотрудник налогового органа может производить только те действия, право на осуществление которых предо­ставлено налоговым органам. Соответственно, и сотрудник ОВД будет действовать в пределах своей компетенции, указанной в Законе «О милиции», и не сможет воспользоваться полномочиями должностного лица налогового органа.[13]

При проведении ВНП должностные лица ОВД имеют возможность, воспользовавшись предоставленными им правами:

— осуществить доступ на территорию (в помещения) проверяемого лица и произвести ее осмотр;

— воспрепятствовать совершению правонарушения;

— проверить у граждан документы, удостоверяющие личность;

— провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и принадлежащих им транспортных средств;

— произвести проверку и изъятие необходимых документов и пред­метов;

— проверить наличие лицензий и специальных разрешений;

— направить требование или самостоятельно произвести проверку и ревизию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица;

— получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц;

— применить меры, предусмотренные законодательством об адми­нистративных правонарушениях;

— использовать средства документирования произведенных действий.

Доступ на территорию проверяемого лица и их после­дующий осмотр осуществляется должностными лицами ОВД в рамках ВНП — при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также при наличии достаточных данных полагать, что на этой территории совершено или совершается преступление.

Действия направленные на воспрепятствование совершению пра­вонарушения, реализуются в форме требования должностных лиц ОВД в адрес граждан или должностных лиц прекратить совершение преступле­ния или административного правонарушения, воздержаться от действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции ил и должностных лиц органов государственной власти, например налоговых органов Дол­жностные лица ОВД также имеют право удалять граждан с места совер­шения правонарушения или происшествия.

Проверка документов, удостоверяющих личность, осуществляется должностными лицами ОВД в тех случаях когда имеются достаточные основания а) подозревать этих лиц в совершении преступления, б) по­лагать, что эти лица находятся в розыске. Проведение досмотра может включать а) личный досмотр граждан б) досмотр находящихся при них вещей, в) досмотр транспортных средств, который производится в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство.

Для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступ­лении или совершенном административном правонарушении должност­ные лица ОВД могут потребовать обязательных проверок и ревизий про­изводственной и финансово-хозяйственной деятельности физического лица или организации. При необходимости они могут также проводить такие проверки и ревизии самостоятельно в пределах сроков, установ­ленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

На основании п. 34 ст.11 Закона «О милиции» ОВД имеют право получать сведения составляющие налоговую тайну.

В Инструкции указано, что функцию общей координации мероприя­тий, осуществляемых в процессе проведения проверки, выполняет ру­ководитель проверяющей группы. Таким образом, на время проведения ВНП сотрудники ОВД обязаны в пределах своей компетенции выполнять предписания должностного лица налогового органа, назначенного руко­водителем проверяющих.[14]

Решение о проведении ВНП совместно с сотрудниками ОВД оформ­ляется по тем же правилам, что и для обыкновенной выездной налого­вой проверки. Основанием для проведения такой ВНП является реше­ние руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Указанное решение оформляется в соответствии с Порядком назначе­ния выездных налоговых проверок.

В случае если ВНП проводится с целью уточнения материалов по фак­ту налогового преступления, находящегося в производстве ФСЭНП МВД России, в налоговые органы должно быть направлено соответствующее постановление следователя с предложениями по характеру, сроку и объе­мам проверки. На основании этого постановления решение о проведении ВНП оформляют налоговые органы. Налоговые органы и сотрудники ОВД не могут провести совместную ВНП на основании любого докумен­та (решения, постановления и т.п.), подписанного любым должностным лицом ОВД, и не имея соответствующего решения руководителя (замес­тителя руководителя) налогового органа.

Сразу после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить проверяемому налогоплательщику свои служебные удосто­верения, а также решение о проведении ВНП (повторной ВНП) Факт предъявления решения (постановления) удостоверяется подписью про­веряемого лица

Оформление и реализация результатов проверки осуществляется, как и при проведении обыкновенной ВНП, в порядке, установленном ст. 100 и 101 НК и Инструкцией о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о нало­гах и сбора. Но существую некоторые отличия от этого порядка.

При выявлении фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и лени, а также формируют­ся предложения о привлечении проверяемого к налоговой, администра­тивной и уголовной ответственности. В последнем случае дополнитель­но производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам.

Независимо от того, было ли выявлено по результатам совместной проверки налоговое преступление или нет, акт ВНП всегда составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается проверяемому налогопла­тельщику (его представителю), третий направляется в ОВД сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Акт ВНП должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами не только налогового органа, но и сотрудниками ОВД, а также руководителем проверяемой организации или проверяе­мым налогоплательщиком (их представителями).

На акте ВНП не требуется подписей сотрудников ОВД, которые при­влекались для участия в конкретных действиях по осуществлению нало­гового контроля в качестве специалистов или обеспечения мер безопас­ности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.

Решение по результатам проверки, как это и предусмотрено НК вы­носит единолично руководитель (заместитель) налогового органа, а должностным лицам ОВД, участвовавшим в проверке, направляется лишь его копия.

При выявлении фактов, указывающих на возможность совершения проверяемым лицом налогового преступления, предусмотренного ст. 198—199.2 УК, налоговые органы обязаны направить все материалы проверки в ОВД.

В случае принятия решения о прекращении уголовного дело ОВД в трехдневный срок уведомляет об этом налоговый орган.

ОВД России по согласованию с налоговыми органами могут также участвовать в обеспечении личной безопасности сотрудников налоговых органов при проведении контрольных проверок и охране объектов налоговых органов на основе договоров.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступ­ления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сбо­рах, ОВД на основании вправе самостоятельно проводить проверки орга­низаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ.

ОВД, как и расформированная налоговая полиция, лишены НК права самостоятельно проводить налоговые проверки в режиме налого­вого контроля. В то же время, содержавшееся ранее в тексте НК право сотрудников налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением за­конодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ сохранено и для сотрудников ФСЭНП МВД России - п.35 ч.1 ст.11 Закона «О милиции». При этом на указанные проверки не распространяются правила и ограничения, пре­дусмотренные в гл. 14 НК для проведения налоговых проверок в процес­се осуществления налогового контроля.[15]

Расследуя дело о налоговом преступлении, должностные лица ОВД, помимо вышеуказанных действий, имеют возможность а) вызывать граж­дан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в произ­водстве милиции, б) подвергать приводу в случаях и порядке, пре­дусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и долж­ностных лиц, без уважительных причин уклоняющихся от явки по вызову;, в) производить в предусмотренных законом случаях и порядке yголовно-процессуальные действия; г) задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления; д) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

По результатам деятельности в налоговой сфере должностные лица ОВД имеют право в соответствии с законом вносить в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоя­тельств, способствующих совершению правонарушений законодатель­ства о налогах и сборах.

На основании п.2ст.36НК при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых орга­нов, ОВД обязаны в 10 дн. срок со дня выявления таких обсто­ятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

В случае же проведения ОВД проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах материалы направляются в налоговый органе десяти­дневный срок не со дня выявления соответствующих обстоятельств, а со дня подписания соответствующего акта проверки или ревизии.

По общему правилу налоговый орган не позднее 10 дней с момента получения материалов должен принять решение о форме налоговой проверки налогоплательщика и сроках проведения этих действий. Основаниями для отказа налогового органа в принятии решения о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представ­ленным ОВД, могут являться только:

- отсутствие в представленных ОВД материалах фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах,

- наличие обстоятельств, препятствующих проведению ВНП.

- наличие обстоятельств, препятствующих проведению камераль­ной налоговой проверки.

В случае отказа налогового органа в проведении мероприятии нало­гового контроля ОВД вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в вышестоящий на­логовый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа


3. Пути повышения эффективности ОВД в укреплении налоговой

 дисциплины


Дата: 2019-05-28, просмотров: 19.