Афины в VIII - VII вв. до н. э
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институты государственности стали складывать в Аттике позднее, чем в др. обл. Пелопоннеса.

Формирование там полисного строя происходило постепенно путем:

-внутреннего развития;

-минимальными военными завоеваниями.

Но в итоге, этот процесс завершился возникновением в Афинах самой развитой соц-полит. формой греч. полиса и относительно сплоченным гражд. коллективом.

! Древнейший период истории Афин хорошо освещен в источниках, в отличие от истории других полисов.

Аттика была населена уже во времена неолита. В микенское время там образовалось царство, кот. прекратило свое сущест-е в конце II тыс до н. э.

Население Аттики:

1) ионийцы;

2) пеласги;

3) некоторые ахейские народы (нашли убежище в Аттике после дорийского вторжения).

В начале I тыс до н. э. из этого населения сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка.

Гомеровский период: самостоятельные родовые общины, управляемые басилеями и советами старейшин.

4 филы (племени) -> в каждой филе 3 фратрии -> в каждой фратрии несколько десятков родов

IX – VIII вв. до н. э. – начало разложения родового строя и первые признаки государственности.

Причины преобладания Афин среди других родовых поселков:

1) плодородная почва, удобная для земледелия;

2) запасы качественной глины, наладившие керамическое производство (дипилонские вазы);

3) расположение в 5 км от моря на скалистом Акрополе, обеспечивающем безопасность жителей от пиратов.

Объединение всех родовых общин Аттики вокруг Афин, по преданию, завершил афинский герой Тезей, уничтоживший органы управления во всех родовых поселках.

Результаты синойкизма:

1) всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах;

2) местный культ Афины стал общеаттическим культом (праздник Панафинеи);

3) увеличение населения Афин за счет переселения знатных родов из других поселков;

4) переведение в Афины святилищ местных аттических богов.

Социальные группы общества:

1) эвпатриды – родовая знать;

2) геоморы – земледельцы;

3) демиурги – ремесленники.

Политическое управление:

1) архонт (вместо басилея);

2) Ареопаг (вместо совета старейшин).

VIII – VII вв. до н. э. – господствующие позиции в афинском полисе захватили эвпатриды.

621 г. до н. э. – запись действующих в Афинах правовых норм архонтом Драконтом.

Законы Драконта:

1) отмена права кровной мести;

2) установление различия между предумышленным и непредумышленным убийством;

3) установление смертной казни за посягательство на чужую собственность.

Государственный строй – олигархический. Основная масса населения находилась под гнетом эвпатридов. Во избежание кровавых столкновений в 594 г. до н. э. архонтом был избран Солон.

594 г. Солон был выбран архонтом. В это время крестьяне требовали уничтожения долгов и передела всей земли с предоставлением всем гражданам равных участков.

Солон считался потомком древних афинских царей, к тому же он путешествовал по Ионии и еще в паре мест бывал. Солон еще стихи писал, норм чувак.

Задача Солона –удовлетворить требование крестьян и городского класса, по возможности не меняя старых законов. Но сам он считал, что нужно восстановить старый законный порядок и не нарушать его в пользу бедных.

1. Закон об амнистии, на родину возвращались все изгнанники, за исключением тех, которые были осуждены за устройство кровавого переворота и стремления к тирании.

2. Сисахфия – сложение бремени. Все долги были кассированы. И запрет долговой кабалы.

3. Признавал незаконными процентные долги и захват крестьянской земли под видом залога. Сбросил все стоявшие на крестьянских участках закладные столбы.

4. Пелаты и гектеморы были освобождены от кабальной зависимости и получили назад свои участки.

5. Ограничение ссудного процента.

6. Выкупал крестьян из за границы.

7. Разрешает свободно распоряжаться землей, если нет законных сыновей.

8. Введение земельного максимума.

9. Переселенцам с семьей, которые занимались ремеслом давали гражданские права в Афинах. В поддержку ремесла. Так же если отец не научил ремеслу, сын может его не содержать.

10. Запрет вывоза хлеба из Афин.

11. Изменение веса монеты – 100 новых драхм = 70-73 старых. Эвбейская весовая и денежная система.

12. Включил в цензовый класс людей простого происхождения.

13. Кто во время политической борьбы не станет с орудие в руках, лишается политических прав.

14. Учредил совет 400 по сто с каждой филы. Он занимался подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании.

15. Появление гелии- многочисленная коллегия судей. Должна была проверять отчеты должностных лиц и вести разбирательства различных конфликтов. Стала самым демократическим органом.

16. Ввод новых должностей. Казначеи, полеты( сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов( следили за финансовым обеспечением жертвоприношений).

17. Борьба против излишеств: запрещались дорогостоящие погребения, бесцельное принесение в жертву огромного количества животных и строительство роскошных гробниц.

18. Разделение на 4 разряда ( существовали ранее). Пентакосимедины ( 500 мединов получали); всадники (300); зевгиты (200); феты ( менее 200) представители первого и второго класса служили в коннице и избирались на высшие должности, зевгиты в тяжеловооружённый пехоту, Феты лишь голосовали в народном собрании.

19. Военная организация поставлена в тесную связь с социальным делением.

 

После солоновской реформы вся структура стала иной. При этом Солон не был революционером. Он дал минимум, вырванный у аристократии.

Основная заслуга –юридическое оформление на будущее время принципа частной собственности на землю и процентных сделок. Ликвидировал внеэкономическое принуждение свободных граждан, отрыв широкий простор экономическому.

Выдвижение Афин на одно из первых мест в торговле.

Активизация народного собрания и превращение его в полномочный и важный государственный орган. Как следствие. Ограничение роди ареопага.

Сущность политических преобразований заключалась в таком управлении, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа. Солон заложил основы афинской демократии, которая достигнет расцвета в v-iv вв.

В экономической области Солон преследовал цель активизировать хозяйство. Меры по регулированию водоснабжения на территории аттики, развитие олиководства.

(В области экономики Солон ничего нового не придумал. Удовлетворил минимум требований оппозиционных групп. – лурье. ) его меры должны были укрепить экономическое положение средних землевладельцев. Ориентация на рабов.

Солоновские Афины возглавлял сб чисто аристократическим советом на ареопаге и аристократическими должностями лицами, сохранили деление на четыре родовые филы, в которых всем распоряжалась аристократия, а простой народ мог играть только роль статистов.

Солон:

Но если бы не я, а кто другой,

Своекорыстный и бесчестный по душе

Взял в руки бич – ему б народа не сдержать.

После его смерти началась борьба, приведшая к тирании.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.